/

iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Чтобы театр мог воздействовать…

В мире
//
11:55, 9 декабря 2011
//
864

Чтобы театр мог воздействовать на жизнь,
он должен быть сильнее,
интенсивнее повседневной жизни.
Кафка Ф.


   
    Слова немецкого писателя ХХ века не зря стали эпиграфом  к данной статье. С каждым годом меняется жизнь,  меняются  стили не только в моде, в  музыке, но и в театре. Рядом с традиционным классическим театром   можно увидеть  спектакли авангарда, реализма, театра-абсурда, модерна и пост-модерна. Тяготение современного искусства к философскому осмыслению проблем века усилило интерес к жанру интеллектуальной драмы, пьес-притчи. Творцу создавая спектакль, хочется не ошибиться  и поставить что-то значимое, весомое, которое не только будет развлекать, а позволит  и задуматься … В последнее время мы часто слышим слова «ноу-хау», инновации –это нечто новое что рождает наша жизнь. В театральном мире это может быть интересный режиссерский  прием,  оригинальная трактовка пьесы, небывалое  художественное оформление спектакля и многое другое.


    Принято считать , что оценку творчества  дают зрители, но ведь одинаковых людей нет. Сколько зрителей , столько и мнений ! И все же  оценка  театрального критика – профессионала очень важна  не только актерам, режиссерам, но и  поклонникам театра. Одной из возможностей услышать эту оценку является участие в театральном фестивале. В этом году  на 3-й Международный фестиваль камерных театров и  спектаклей малых форм   «Молдфест.Рампа.Ру» (г.Кишинев) наш государственный театр драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой представил  спектакль по рассказам Леонида Андреева «Черный квадрат» в постановке актера театра Дмитрия Ахмадиева.


    Спектакль «Черный квадрат» - это философская постановка – очень глубокая и заставляющая зрителя думать. У этого спектакля – своя  аудитория и он с успехом  идет на малой сцене нашего театра. В постановке используются в большом количестве зеркала в багете. Директор театра в своем интервью перед премьерой подчеркнула, что «равнодушным уйти с этого спектакля нельзя, он затрагивает душу и говорит о том, что самое главное в нашей жизни – оставаться человеком». И она не ошиблась, так как Экспертный  совет  театральных критиков фестиваля  «Молдфест. Рампа.Ру» 2011 года отметил этот спектакль, как хорошую, сильную  работу и в своей оценке был почти единодушен. В этом году  на фестивале присутствовал и  молодой состав Экспертного совета, их мнения о спектакле  разделились, но  любая дискуссия, спор ведет к накоплению опыта. Приведем вкратце  высказывания экспертов:


Нина Мазур (Театральный критик, поэт, драматург, член Международной ассоциации театральных критиков (ЮНЕСКО), главный консультант фестиваля «МОЛДФЕСТ.РАМПА.РУ», г. Ганновер, Германия) - «Спектакль, который мы увидели  меня буквально поразил. Взяться за Л. Андреева – храбрость. Его странный, фантасмагорический мир, его сложное отношение между бытием и инобытием. Это таинственный мир, он – пугающий. Слава храбрым! Андреев жил в предреволюционное и революционное время. Это страшное время. Вы сделали удивительную вещь, это симфония. Истории там нет. А разве в шуме и ярости жизни звучит наша отдельная история, она внятна только тогда, когда мы сядем и её расскажем. А это был коллективный портрет не человека, а времени, пропущенного через сердце сложного, в чём-то патологичного, талантливого русского писателя. Спасибо театру».


Татьяна Котович (Театральный критик, доктор искусствоведения, профессор Витебского Государственного Университета им. Машерова, г. Витебск, Белоруссия) - «Черный квадрат» –модернистский спектакль и поэтому он требует определённой позиции создания и понимания. Это спектакль – симфония, он развивается по симфоническому принципу… он  апеллирует к разуму зрителя более, чем к чувству и сердцу, т.е. это сродни науке двадцатого века. Здесь, безусловно, безумно интересен каждый персонаж, каждый, даже у которого несколько реплик. Спасибо за «Черный квадрат»!


Мария Танана (Театровед, театральный критик, преподаватель Вильнюсской коллегии, директор Международного театрального фестиваля «Атспиндис»  г. Вильнюс, Литва.)- «…буквально с первых минут спектакль увлёк своей вот этой полифоничностью, умением втягивать зрителя заданностью темы. Судеб там много, некий принцип калейдоскопа: одна жизнь накладывается на другую и переплетается с ней. Всё работает на образ спектакля, это образ философский, осмысленный. И самое приятное, что актёры работают сочно, они знают все требования режиссёра».


Виктория Аминова (Театральный критик, автор «Петербургского театрального журнала» г. Санкт-Петербург, Россия) - «Я его смотрела от начала до конца с невероятным комом в горле, это была такая борьба с собой, всё, что происходило на сцене, находило во мне глубочайший отклик. Для меня также было просто потрясением, когда выразительным средством стал плач, настоящий плач актёров, при этом было и визуальное средство – согнутые тела людей в разных местах по сцене. И ещё, конечно же, актёры. У вас удивительные актёры. Такие умные молодые актёры, такие содержательные, такие наполненные. Спасибо, спасибо вам.»


Елена Тартаковская (Доктор искусствоведения, независимый исследователь, преподаватель истории театра в Театральной школе Софи Москович, г. Тель Авив, Израиль) - « Для меня – это поиск совершенно нового режиссёрского языка, начиная с актёров: голоса, психики, его понимания текста. Светообразы, музыка – всё это, для меня не было преобладанием формы над содержанием. Это было не только интеллектуальное, но и эмоциональное воздействие. Я подобно Аминовой,  не сразу вошла, обычно, по началу, некое сопротивление ощущаю, когда вошла уже не могла «закрыть рот». Если был бы приз за режиссуру, мне кажется, этот спектакль был бы достоин её. Дмитрию Ахмадиеву  удалось увлечь этой темой не только  актеров театра, но и студентов, что они  словно срослись с инсценировкой и поверьте, институт этому не учит. По поводу ансамбля. Он тоже был превосходен, я не ожидала, что в Тирасполе найдутся такие прекрасные актёры, молодые, которых удастся так увлечь этим материалом».


Юрий Ющенкопредставитель Молодежного Экспертного совета, выпускник семинара театральной критики СТД РФ под руководством кандидата филологических наук Н.Д. Старосельской ,Руководитель литературно-драматической части Одесского академического русского драматического театра, театральный критик, обозреватель отдела культуры газеты «Одесские известия» - «Во-первых, спектакль очень хорошо сделан с точки зрения владения пространством, в плане мизансценирования, в плане сценографического решения. Чёрные ящики, которые складываются в чёрный квадрат – это очень здорово, за это можно было бы дать отдельную награду. В этом спектакле нет действующих лиц, есть одно взаимодействующее лицо – это человек, его жизнь. Я увидел спектакль о человеке, попевшем в чистилище, он имеет несколько ипостасей. В итоге очень оптимистический финал, что жизнь человека была не напрасна».


Ирина Ляхова - представитель Молодежного Экспертного совета, обозреватель еженедельника «Кишинёвский обозреватель» по вопросам культуры и искусства.- «Мне хотелось бы только добавить, что  этот спектакль, на мой взгляд, для просвещенных людей, знакомых с творчеством Л.Андреева и имеющих зрительский опыт».

    Жизнь- это движение,  и если театр перестанет двигаться вперед- он перестанет жить. Спектакль «Черный квадрат», который начинался как экспериментальная работа , художественным Советом театра по праву  был внесен  в репертуар и заявлен на Международный фестиваль «Молдфест.Рампа.Ру» 2011 года.


    Как здорово, что Приднестровский Государственный театр драмы и комедии  им. Н.С. Аронецкой  и сегодня остается верен  своим традициям  — правда характера, правда переживаний, искренность, как и прежде, для него всего дороже. Потому и спектакли, выпускаемые театром остаются яркими , убедительными и глубокими.                                                  

Подготовила краткий обзор
Заведующий литературно-драматической
частью театра В. Дукова


comments powered by HyperComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×