/

iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Иван Фомин: «Лидерам политического процесса ПМР необходимо не бояться смотреть в будущее»

В мире
//
08:58, 21 июля 2011
//
694

Генеральный директор российской Издательской и консалтинговой группы «Праксис», шеф-редактор журнала «Сократ» Иван Фомин  ответил на вопросы корреспондент  ИА «Лента ПМР».

Корр.: Иван Александрович, в  Приднестровье проходит флеш-акция "Напиши письмо президенту!". Если бы Вы в ней приняли участие, то, чтобы написали президенту ПМР Игорю Смирнову и каким , на Ваш взгляд, должен быть современный лидер Приднестровья?

Иван Фомин: Игорь Смирнов  - президент и нынешний лидер Приднестровья, поэтому в любом случае, какие-то пожелания главе государства – это пожелания в первую очередь всему государству, которое он сегодня возглавляет и, следовательно, всему народу Приднестровья.
Этот же вопрос тесно связан и вообще с темой лидерства, ведь подлинный лидер – это не тот, кто навязывает обществу какие -то модели, рамки существования, а тот, кто отвечает на наиболее злободневные вопросы и вызовы современности, а также – формулирует новые перспективные цели и пути развития, открывает обществу новые горизонты, формулирует проект общества не только на «завтра – послезавтра», но и, что очень важно, на долгосрочную перспективу. Таких людей вообще сегодня очень мало не только на постсоветском пространстве, но и в мире вообще, людей обладающих проективным мышлением, перспективным видением ситуации, отвечающим этим объективным требованиям лидерства.
Поэтому я хотел бы сформулировать пожелания и ответы на первые 2 ваших вопроса, в контексте объективных проблем ПМР и всего постсоветского пространства, а не просто в качестве каких-то личных пожеланий. Подлинным лидером будет не тот, кого формально назначат, и даже изберут в разворачивающейся сегодня в ПМР предвыборной кампании, а тот, кто наиболее четко сформулирует основные современные вызовы государственности и народу ПМР, а также сформулирует пути преодоления этих вызовов и пути будущего перспективного и долгосрочного развития народа и государства Приднестровья.
На мой взгляд, эти главные вызовы и задачи, решение которых и должен в первую очередь взять на себя лидер ПМР, следующие:
1.    Сделать главным приоритетом и главной целью, как выборной кампании, так и всей политики на ближайшие годы, достижение ПМР подлинной и безоговорочной независимости во всех сферах, независимо от любых  внешних сиюминутных тенденций, исходящих из любых источников, как с Запада, так и с Востока.
Сегодня Приднестровье оказалось в очень непростой ситуации, активизировались попытки завершить окончательный развал России и всего ее жизненного исторического пространства (частью которого является и ПМР), в том числе, путем «сдачи» ПМР недружественной Молдово-Румынии и ЕС, что будет означать культурную, экономическую, и даже физическую гибель как для самой государственности ПМР, так и для многих ее граждан.
С одной стороны, эти усилия исходят из новой развивающейся империи – Евросоюза, которая, разумеется, заинтересована в расширении своего жизненного пространства. Здесь народ и элиты ПМР пытаются «закормить» или «залечить», как и народ и элиты Украины и РФ, застарелыми байками про выгоды евроинтеграции и прочей политической и идеологической, но малосъедобной кашей.
С другой стороны, в самой РФ по-прежнему действуют самые разные силы, от пост-ельцинских, мечтающих о той же интеграции любой ценой в западные элиты, даже ценой уничтожения собственной страны и народа, так и новые силы, более патриотически настроенные, но пока недостаточно сильные, чтобы определять весь политический дискурс и всю повестку дня в нынешней России.
В этом контексте искренне хочу пожелать тем людям, которые претендуют на подлинное лидерство в Приднестровье, никого не слушать, и гнуть свою линию на полноценный государственный статус и полное признание независимости ПМР в самом ближайшем будущем.
2.    Категорически не соглашусь с тем утверждением, высказанным в частности известным политологом М. Шевченко на вашем сайте, что ПМР еще «не доросло» и «не доразвивалось» до подлинной независимости, мол, не такие уж развитые еще демократические институты и пр. По-моему это полный абсурд – а в признанном на днях Южном Судане какие «демократические институты»? А в Косово, а в десятках других признанных стран Азии, Африки и даже СНГ? Взять ту же Туркмению, Казахстан, Азербайджан, другие феодально-байские режимы? Более того, с полным правом можно утверждать, что демократические, государственные и общественные институты находятся в ПМР на гораздо более высоком уровне развития, чем на всем пространстве СНГ, не исключая и Россию;
3.    «Федеральный сценарий» отношений с Молдовой неприемлем для ПМР. Тут повторяю свой более ранний тезис, опубликованный на вашем сайте: вся эта «федерализация» или «конфедерализация» (без разницы), проталкиваемая Евросоюзом и США, является ни чем иным, чем более тонкой (по сравнению с унионистскими претензиями Молдовы и Румынии) попыткой затащить ПМР под свою юрисдикцию, и затем, в течение 2 – 3 лет максимум, свернуть ПМР как самостоятельный проект. Поэтому не соглашайтесь ни в коем случае.
4.    Укрепление военного присутствия России и военных сил самого Приднестровья, как важнейшего и необходимого условия независимости ПМР. Запад все более склонен решать все конфликты с помощью военной силы, как показывает опыт последних десятилетий, поэтому необходимо сохранение и даже наращивание нашего дружественного военного присутствия и прикрытия ПМР от этих возможных, но вполне реальных агрессий, как и самих вооруженных сил республики;
5.    Необходима консолидация вокруг этих ключевых задач выживания и развития ПМР максимально широких общественных и политических сил, как в самой ПМР, так и на всем постсоветском пространстве. Большой ошибкой и ресурсным недостатком многих постсоветских правительств является боязнь собственных народов, собственных обществ, неумение использовать их ресурсы. Постсоветкие общества, и ПМР здесь не исключение, сегодня полны активных, развитых, патриотически настроенных лидеров, людей, групп, объединений, силы и ресурсы которых сегодня остаются невостребованными. Постсовесткие власти часто рассуждают и действуют по принципу «или – или»: или ты мой «раб из лампы», выполняешь мои прихоти, любые благоглупости поддерживаешь и восхваляешь, или же, если у тебя есть своя позиция, даже немного отличающаяся от официальной – значит ты смертельный враг и маргинал, тебя надо игнорировать, душить или даже бить дубинкой по голове. Это варварский средневековый подход, неумение работать с общественностью, неспособность канализировать ее энергию и ресурсы в мирных целях. Это явный недостаток развития политической и общественной системы, по-другому говоря, и от этого надо избавляться.
В этом смысле, властям и лидерам всех стран СНГ стоит обратить внимание на опыт крупных корпораций, или на опыт западных общественных и политических институтов, которые уже давно научились работать в позитивном режиме практически со всеми общественными, политическими, интеллектуальными группами, использовать их энергию, в том числе и в своих собственных целях, этому надо не стесняться учиться.
И в Приднестровье, и в других странах СНГ и в России существует огромное количество людей, групп, движений, которые своей работой могли бы принести огромную пользу, способствовать процессу становления ПМР, это по сути огромные неисчерпаемые ресурсы общественного и государственного развития и государственного строительства, и эти ресурсы необходимо лишь научиться правильно, уместно и грамотно использовать. Для этого нужно не бояться развивать различные формы общественного диалога, обмена мнениями, широкие общественные, интеллектуальные и политические дискуссии по всем ключевым вопросам развития республики, и хочется, конечно, пожелать руководству ПМР активнее использовать все эти огромные потенциальные ресурсы.
6.    Лидерам политического процесса ПМР необходимо не бояться смотреть в будущее и формировать перспективную Программу стратегического развития ПМР. Я уже выше говорил о том, что общая болезнь почти всех правительств СНГ – это неумение заглядывать в будущее даже на пару лет вперед, и решать действительно важные, стратегические задачи. Часто государственные люди у нас мыслят как администраторы не очень высокого ранга – надо провести такое то мероприятие, организовать визит, провести совещание, обеспечить показатели и отчетность и т.п. Так и хочется всегда спросить – ваше ли это дело в конце то концов? Вы ведь не метрдотели какие-то, не официанты, не бухгалтеры, чтобы только в таких категориях мыслить. Посмотрите на 20 лет хотя бы назад и на 20 лет вперед, чтобы образовалась перспектива – откуда мы пришли, как мы здесь оказались, и куда мы идем сегодня, и где будем через 5, 10 и 20 лет. Если некие программы, предлагаемые им, выходят по своей длительности и целям за пределы 1 месяца, они начинают зевать и морщить свои носы, им это не интересно, т.к. они больше думают о том, что им скажет завтра их непосредственный начальник, похвалит или поругает, и сколько они на этом поимеют, а не о том, что будет с их страной, и где через 10 лет будут жить их дети (если конечно они уже не в Лондоне). Поэтому конечно ПМР имеет все шансы и здесь стать лидером на постсоветском пространстве, в умении строить планы развития, стратегические программы, включающие в себя и политические, и общественные, и экономические компоненты. Надо не бояться расширить свое сегодняшнее сознание, посмотреть вперед, сформулировать перспективные цели развития.
А для этого, конечно, необходим и широкий общественный диалог, и широкие дискуссии и экспертизы, и больше доверия разным общественным группам, лидерам и силам, и более плотная работа по использованию их идей и ресурсов, о чем я говорил выше.
Главная и перспективная цель сегодня, на мой взгляд, конечно, – это сохранение и укрепление независимого государственного статуса ПМР, несмотря ни на какие советы справа и слева, отпор всем «евроинтеграторам», и дальнейшее развитие на этой основе в качестве, не побоюсь этого слова, одного из лидеров возрождающихся интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве.

Справка ИА «Лента ПМР»: Иван Фомин родился в 1968 году. В 1992 окончил философский факультет Ростовского Государственного Университета, в 1995 – аспирантуру Российской Академии Государственной Службы по кафедре философии. Сфера научных интересов: политическая антропология, понятие права в работах Гегеля, Маркса, гегельянских и марксистских школ ХХ в. С 2000 года директор издательства "Праксис".
С 1998 по 2006 работал в департаменте корпоративных коммуникаций компании «Сибнефть», с 2005 – «Газпром нефть». Прошел в компании путь от ведущего специалиста до начальника департамента по работе с органами государственной власти и общественным коммуникациям. Отвечал за развитие корпоративных коммуникаций на предприятиях компании и за работу с регионами присутствия.
С 2006 по настоящее время сосредоточился на работе в ИКГ «Праксис», за это время в рамках деятельности предприятия стали более активно развиваться направления, связанные с политическим и корпоративным консалтингом, PR, исследованиями, интернет-проектами

Соб. кор ИА «Лента ПМР»

comments powered by HyperComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×