НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

О политическом лидерстве в Приднестровье - одиночество от первого лица

В мире // 08:34, 11 июля 2011 // 1249

Для всех граждан нашего государства сегодня очевидно, что в середине лета 2011 г в республике идет полным ходом  широко не рекламируемая, но очень острая и с дальним прицелом борьба вокруг возможных кандидатур для предстоящих выборов на должность президента. Согласно действующему законодательству и в соответствие с установленным ЦИК  ПМР  графиком начала кампании, регистрация претендентов на высший пост в системе исполнительной власти страны должна происходить в сентябре месяце, когда пройдут торжественные мероприятия, посвященные 21-й годовщине образования независимой приднестровской государственности. Тем не менее,  уже в начале июля проясняются контуры сторон и групп будущего соревнования и именно о тонких нюансах завершающего, самого ответственного этапа электоральной борьбы собственный корреспондент ИА «Лента ПМР» подробно поговорил  с председателем экспертного совета РПИАЦ и заместителем председателя по политико-идеологической работе  НДП «ПРОРЫВ!» Вячеславом Сириком.

Момент для беседы был выбран символический, поскольку недавно избранному на партийно-отвественную должность члену ЦК НДП «Прорыв» как раз вручалось удостоверение заместителя председателя партии по политико-идеологической работе и В.Сирик прокомментировал это знаковое событие так: «Действительно, после июньского съезда нашей  партии  в ней произошли давно назревшие и очень тщательно подготавливавшиеся оптимизационно-структурные изменения. Народно-демократическая партия объективно, отвечая на вызов определенным образом сложившихся внутриполитических обстоятельств, становится в республике свежей, независимой силой. Ее место  в полном спектре сил стоит определить как партии левоцентристской, подлинно выражающей интересы приднестровской молодежи и той части взрослого электората, которая настойчиво требует и настаивает на позитивной корректировке внутригосударственного курса. В таком контексте вопрос о характере лидерства и о фигуре Лидера Государства становится ключевым, первостепенным…». Любая неточность, связанная с реализацией персонально-человеческого фактора, может привести к непоправимым последствиям и вполне способна настолько резко обострить и без того проблемное положение маленького непризнанного Приднестровья, что в 2012 ему уже не помогут переломить негативный сценарий ни воспоминания о героическом периоде 1989-1993 годов, ни российская гуманитарная помощь, ни попытки собрать в интегральное целое веру и волю нескольких сотен тысяч патриотически настроенных избирателей».

Далее Вячеслав Сирик отметил: «Можете сами посудить, доморощенные «политологи» уже целую классификацию претендентов провели; циркулируют и приводят в шок действующую власть  какие-то московские слухи, «странные послания», большинство избирателей, как бы официальная пропаганда ни пыталась представить дело иначе, переполнено недовольством, выражает в квартирах и в уличных беседах такие откровенные критические мнения о существующем порядке, что многие чиновники просто отказываются верить в реальную возможность  настолько острой реакции простых граждан. Тревога, беспокойство, ощущение надвигающейся грозы – это не метафоры или, что  называется, фигуры речи. Это – реальность, с которой придется считаться уже хотя бы потому, что либо процедуру выборов – заметьте, впервые! – сорвут массовой неявкой, либо, что наиболее вероятно – под воздействием запоздало включенного административного ресурса подавляющее число активных людей отдадут бюллетени за кандидата «против всех»…  Несомненно, что и Шевчук, и Каминский и, тем более, действующий президент не могут не отдавать себе отчет в принципиальной вероятности такого общего движения. Вы в конце июня уже спрашивали меня, почему столько интригующих линий сплелось в выборном узле ПМР 2011? Я не боюсь повториться и, возможно, что многие читатели «Ленты ПМР» сочтут мой ответ  избыточно категоричным, безрассудно-смелым: кто бы ни одержал победу на выборах в декабре 2011 года, сумма объективных и субъективных причин будет довлеть над волей конкретного человека. Такому человеку в нашей ситуации просто не позавидуешь… Узкий коридор первоначальных действий «нового нового» или «вновь избранного старого» президентов практически предопределен; народные опасения же обусловлены  неоднозначностью решения  любого вопроса политической стратегии и, особенно, личностной проблемы: не окажется ли молодой кандидат неспособным осуществить наказы и чаяния избирателей, не подвергнет ли «перемена» риску  принцип легитимности государства. И в мотивации подобного рода есть свой резон, поскольку, с одной стороны, все постсоветские страны очень болезненно относятся к посягательствам на внешний и внутренний суверенитет и легитимность, а с другой, добровольно отказаться от завоеванного права на государственное самоопределение и госстроительство может только закоренелый безумец…».

Собственный корреспондент ИА «Лента ПМР» акцентировал внимание своего собеседника на еще одном важнейшем моменте предвыборного  местного ландшафта: «Вячеслав Анатольевич, но всем в республике и за ее пределами, особенно в РФ, бросается в глаза одна черта, которая резко отличает выборы президента ПМР 2011 года от, по крайней мере, двух предшествующих – 2001 и 2006 годов. Она состоит в том, что Смирнов практически один на один будет биться с конкурентами и еще не факт, что его помощникам – вялым, замедленным и неумелым – удастся подготовить подушку безопасности. Как вы считаете, будет ли принципиально возможно позитивно в этом плане разрешить получившуюся дилемму? Будут ли другому исходу способствовать громкие инициативы по примеру сентября 2006 года, откровенный диалог действующего главы государства с приднестровцами и, в конце концов, публично одобренный отчет о конкретной работе гаранта исполнения действующей Конституции, главнокомандующего ВС ПМР и всенародно избранного  лидера по обеспечению абсолютного, безусловного международно-правового  признания республики?».

Вячеслава Сирика ничуть не обескуражил такой поворот и он компетентно выразил свое мнение: «Я так отвечу – запутанное дело. Мы отлично помним слова из романа и фильма «17 мгновений весны», когда Штирлицу разъяснял ситуацию, аналогичную нашей, один колоритный персонаж-функционер: «Запомните Штирлиц, что ясность одна из форм полного тумана…». Вот и мы, практически через 40 лет после экранизации книжки, далеко в Приднестровье от аксиомы не убежали. Ну ведь ясное дело, что ни одна из школьно-учебных схем квалификации политических деятелей, социально-политических руководителей у нас в прямом смысле  не работает – какие там еще «лидеры-знаменосцы» или «ночные сторожа», «пожарные», «спасители»?! Все это так – риторика, «прибомбасы»… Если серьезно говорить, то у меня, конечно, есть устойчивая убежденность, есть своя колея и доказательством тому, может послужить текст протокола, составленного  с моих слов представителем одного очень  компетентного приднестровского ведомства 9 февраля нынешнего года. Между прочим, в этом учреждении к вранью не привыкли, понимают кое-что в деле защиты государственной безопасности и спрашивают по полной программе. Так вот я дополню – с вашей помощью – февральский ответ: первое лицо нашего государства находится в очень сложной ситуации. Сильный взрослый мужик, есть харизма, стал неотъемлемой частью истории страны, накопил большой опыт. И все же, все же, все же… Во-первых, отторжение от политических партий и отсутствие партии власти не дают ему возможность опереться на механизм, незаменимый в нынешних условиях. Надо было, хотя бы по примеру России,  делать общий фронт организаций и движений и не за считанные месяцы до старта, а заранее, еще в самом начале так называемого социально-экономического кризиса.

Во-вторых, народное мнение, поддержка, любовь масс - есть штука переменчивая. Что бы не поскользнуться и не сделать роковой шаг от любви до ненависти с гражданами страны надо чаще просто толковать-разговаривать. Надо слышать людей, а не покрикивать и показывать что хозяин один и только один… В третьих, если бы у нашей страны был бы круг приднестровских друзей и, прежде всего, в России, то ситуация складывалась бы совершенно по другому. Внешней поддержки у первого лица практически нет. Вот все и задумались: дальше то что с государством-проектом будет, откуда нам ждать дотаций и кто нас  за руку возьмет да приведет в европейские и мировые авторитетные организации? Пока однозначного и пионерски-бодрого ответа нет. Открытой войны против Приднестровья в обозримом будущем тоже не предвидится. Так, «блокадка»… Но тянуться резина до бесконечности не может и остается надеяться на самих себя, на внутренние силы, способные перебороть исторический перелом, позволяющие сохранить еще живую часть народа…».