НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Существование ПМР сдерживает Молдову от окончательной румынизации

В мире // 13:13, 14 июня 2011 // 1621

Как сообщает ИА "Лента ПМР" со ссылкой на пресс-службу ВС ПМР, в интервью интернет-порталу Russkie.org председатель ВС ПМР Анатолий Каминский рассказал о текущем положении дел в республике, приоткрыл планы конституционной реформы и дал оценку некоторым внешнеполитическим событиям, затрагивающим интересы Приднестровья.

– Анатолий Владимирович, на каком этапе находится сейчас переговорный процесс с Республикой Молдова в отношении статуса Приднестровья?

– Первое, что хочу отметить – в Молдове сегодня не с кем вообще-то вести переговоры. В этой республике нет действующего президента, а Марианн Лупу лишь исполняет его обязанности. Мы считаем, что там должны быть сначала сформированы структуры государственного управления, уж затем, безусловно, можно будет вести переговоры.

Второе – на 21 июня в Москве намечены встречи в формате 5+2 (Молдова, Приднестровье – стороны конфликта, Россия, Украина – страны-гаранты, ОБСЕ – посредник, Евросоюз и США – наблюдатели. – Прим. Ред.). Переговорный процесс возобновится, однако он не сможет носить полноценного характера по двум причинам, одну из которых я уже назвал. А вторая причина – в Приднестровье в декабре 2011 г. состоятся выборы президента республики, поэтому переговорный процесс затянется еще на неопределенное время.

– По оценкам украинского Института Мировой политики, сценарий урегулирования приднестровского конфликта скорее всего будет развиваться по пути сохранения существующего "статус-кво" либо реализации плана "Козака-2". Каким Вам представляется этот сценарий?

– Как в итоге будет решаться вопрос, я сегодня однозначно не могу вам ответить. Прежде всего, потому что в сентябре 2006 года мы провели референдум у себя в республике, где наши граждане в абсолютном своем большинстве проголосовали за независимость Приднестровской Молдавской Республики и вхождение в Российскую Федерацию.

Ни один руководитель сегодня не может высказать другого мнения. Личное, может быть, но не отличное от своего народа. Оно уже высказано, провозглашено и принято. Для решения этого вопроса нужно время, нужно искать пути, прежде всего те грани, которые мешают урегулированию этого вопроса. Думаю, что их можно найти. И если говорить сегодня о признании-непризнании, о "статусе-кво" или о "меморандуме Козака", то первое, что мы должны сделать как с одной стороны Днестра, так и с другой – обеспечить взаимное доверие в самой высокой мере, доверие людей. Мы должны предоставить возможность свободно передвигаться, свободно регулировать вопросы торговли, перемещения товаров, грузов, пассажиров и т.д. И подчеркиваю – максимально поднять уровень доверия. Это должно стать основой того большого решения, о котором мы говорим.

– Среди ряда экспертов бытует мнение, что сам факт наличия непризнанной приднестровской государственности является препятствием для окончательной румынизации Молдавии. Таким образом, сценарий "статус-кво" многим выгоден. Как Вы оцениваете такую точку зрения?

– Могу одно сказать с полной уверенностью, что само существование Приднестровья сегодня, даже в таком виде, как оно есть, и является фактором сдерживания Молдовы от вхождения в состав Румынии.

И в 90-м, и в 92-м годах, и сейчас мы слышим призывы по объединению Румынии в "Romania mare" как с одной стороны Прута, так и с другой. Мысль об объединении Румынии в каких-то ее старых границах не покидает румынофилов – приверженцев Великой Румынии. У нас нет сомнения, что мы – приднестровцы – и явились сдерживающим фактором для того, чтобы Молдова, как государство, сохранило свою независимость и свою государственность.

Что касается ПМР, то напомню - Приднестровье исторически входило в Российскую Империю, мы и хотим остаться в лоне России.

– Существует известная инициатива со стороны Молдовы о трансформации миротворческой операции на Днестре в полицейскую миссию Евросоюза. Как на Ваш взгляд реализация этого сценария повлияет на ситуацию в регионе?

– Международное сообщество и общепризнанные международные организации – Евросоюз, ОБСЕ – должны заботиться о мире и безопасности на той или иной территории, а не думать какая миротворческая операция должна проводиться.

У нас она доказана временем – 19 лет миротворцы стоят на берегах Днестра. Не сказать, что только российские миротворцы, есть и молдавские формирования, и наблюдатели от Украины. Не допущено ни одного факта нарушений, которые вызвали бы возмущения нашего населения. Не говоря о провокациях, не говоря о каких-то вооруженных столкновениях, о фактах перевозки оружия или боеприпасов. Это одна из самых образцовых миротворческих операций, проводившихся в Европе и где бы то ни было. От добра добра не ищут. Если все нормально, все стабильно и гарантировано, зачем нам сегодня говорить об изменении миротворческого формата. В этом нет надобности, надо сохранить то, что есть. Возможно, изменение формата миссии в полицейскую – это только чье-то пожелания и не более.

– Чем была вызвана необходимость внесения поправок в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики? Какой Вам видится перспективная политическая структура ПМР?

– В Конституцию Приднестровья были внесены поправки, касающиеся трех основных вопросов: во-первых, мы ввели институт правительства и премьер-министра, которого у нас не было; во-вторых, мы исключили из действующей нормы Конституции систему выборов, согласно которой выборы проводились по мажоритарной системе. Внесены изменения в избирательный кодекс по аналогии с Россией. В-третьих, внесена поправка по ограничению президентских полномочий двумя сроками. До сих пор у нас не было ограничений по срокам перевыборов президента. Также мы исключили из действующей нормы Конституции должность вице-президента ввиду того, что была принята поправка в отношении правительства и ряд других поправок.

– Как стало известно, в ходе Вашего общения с российскими депутатами обсуждались перспективы участия ПМР в национальных проектах России. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

– В ходе визита приднестровских депутатов в Москву и встреч в Государственной Думе РФ безусловно поднимались вопросы здравоохранения, социальной политики. Мы ставим вопрос о том, чтобы в Приднестровье, где проживают 145 тысяч граждан России, эти граждане имели возможность пользоваться теми национальными проектами, которые действуют в Российской Федерации. В частности, речь идет о материнском капитале, дотациях, которые выплачиваются при рождении первого, второго ребенка. На сегодня уже существует такое соглашение. Пока оно не оформлено каким-то документом на уровне руководства, но, по крайней мере, его лоббирование в комитетах Госдумы России уже имеется.

Есть также и гуманитарные проекты, которые осуществляются уже сегодня у нас в Приднестровье. Гуманитарные проекты под эгидой фондов "Русский мир", "Фонд Столыпина", "Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры России". Безусловно, есть надежды на то, что эти проекты будут осуществляться и далее.

Хочется отметить, что на сегодняшний день два очень важных гуманитарных проекта уже действуют. Это оказание материальной помощи в виде надбавки к пенсиям пенсионеров, проживающих в Приднестровской Молдавской Республике. Причем эта надбавка действует не только по отношению к гражданам Российской Федерации, но и ко всем пенсионерам, проживающим в республике. Порядка 137 тысяч приднестровских пенсионеров получают российскую надбавку, эквивалентную 15 долларам США.

Второй важный проект, который действует в ПМР – это гуманитарная помощь. Мы называем ее техническая помощь, выделенная Российской Федерацией на развитие сельского хозяйства. Мы получили 214 млн российских рублей в 2009 году, и этот проект действует у нас до сих пор. Мы оформили эти средства в качестве технических кредитов под 2% годовых для землепользователей, для фермерских хозяйств, для крестьянских хозяйств, занимающихся производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. За эти два года мы возвратили из полученных кредитов 79 млн рублей, которые снова были рефинансированы в виде кредитов в сельское хозяйство. Это очень важный проект, который стимулировал развитие сельского хозяйства в нашей республике. В ходе реализации этих проектов мы ощущаем более внимательное, более трепетное отношение России к Приднестровью.