НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Игорь Боцан: "Сегодня нет никаких секретов, связанных с российским планом приднестровского урегулирования"

В мире // 17:29, 5 февраля 2011 // 1284
altИсполнительный директор кишиневской Ассоциации «ADEPT» Игорь Боцан считает заявления одного из лидеров Партии коммунистов Вадима Мишина о его готовности раскрыть некоторые секреты «меморандума Козака», и в частности эпизодов, связанных с подготовкой подписания этого документа,   сегодня уже явно неуместными и запоздалыми. Как отметил Боцан в беседе с корреспондентом НИКА-пресс, ни у самого российского плана урегулирования приднестровской проблемы, заказанного Москве лично Ворониным, ни у всех политиков, имевших отношение к документу,   нет никаких секретов – «меморандум Козака» уже давно разобран по частям и не оставляет молдавской стороне никаких иллюзий относительно его главной цели. Кроме того, считает он, авторы документа и будущие его подписанты от Кишинева и Тирасполя много лет назад продемонстрировали к документу свое пренебрежение.  Единственным, убежден Боцан, и на самом деле интересным остается вопрос тогдашнему президенту Молдовы Воронину: «О чем таком ему ночью перед прилетом в Кишинев  российского лидера Путина  шепнули  на ухо влиятельные американские и европейские чиновники, что заставило  кардинально изменить отношение к меморандуму и отказаться принимать самолет президента РФ?»

Политолог также заметил, что воспоминания коммунистов о «героическом поступке президента Воронина», будто бы спасшем своим отказом подписать «меморандум Козака» Молдову от позорной приднестровизации, т.е. от федерализации, до сих пор остаются мало убедительными и отчасти забавными.      

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Ранее Воронин говорил: не пришло еще время, и не скоро оно придет, чтобы рассказать о событиях мая-ноября 2003 года главное. Мишин говорит, что готов открыть секреты.  А это означает только одно – сохранять «меморандумную интригу» главные действующие лица со стороны официального Кишинева будут бесконечно долго. Может быть, когда-нибудь в вялых коммунистических мемуарах что-то появится, а так…

Слухи о давлении на Воронина со стороны западных и американских высокопоставленных чиновников, будто бы грозивших ему раскрытием каких-то счетов в зарубежном банке, похоже, останутся  неподтвержденными навсегда. Есть лишь косвенное подтверждение, что такого рода работа с клиентом способна привести к желаемому результату. Когда в прессе появились сообщения о счетах Воронина-сына и о его немыслимых тратах, то Семье пришлось не на шутку встревожиться.

Есть, впрочем, малоизвестный эпизод из ноябрьских событий 2003 года, способный если не открыть секреты политико-интеллектуальной борьбы Москвы с Кишиневом и Тирасполем за федеративную Молдову, то, по крайней мере, показать черты характера товарища Воронина и коммунистических властей в целом.

Рассказывают, что в самый разгар заочных консультаций между Кишиневом и Тирасполем Дмитрий Козак, осуществлявший челночную дипломатию, появился в кабинете Вадима Мишина с недоуменным вопросом: каким образом проект меморандума мог появиться в Интернете? Восклицание Козака «Мы так не договаривались!» потом получило развитие и стало ясно, каким тоном он задал Мишину свой вопрос. На пресс-конференции перед отъездом из Кишинева он, оценивая срыв подписания документа, выразился более чем откровенно: «Это за пределами добра и зла».

Что тут зло, что добро, как лучше сторонам конфликта –  давно уже жить в федеративной Молдове согласно условиям «меморандуму Козака» или оставаться в форме отношений «ни мира, ни войны» - еще предстоит оценить.  В нашем случае куда важнее вопрос, кто «слил» документ в Интернет? Тирасполю и Москве это было невыгодным. Что бы сегодня ни говорили об отношении Смирнова к  документу, а на своей пресс-конференции в Тирасполе, которая превратилась в его публичные консультации  с приднестровскими общественниками, он вел себя как политик, убеждавший своих земляков в необходимости согласиться на предлагаемые меморандумом условия разрешения конфликта. Значит, утечка была организована кишиневскими чиновниками, допущенными к работе над документом. А допущены к ней были только люди Воронина.

Спустя год-полтора выгоду коммунистов в утечке, а иными словами, в предательстве московских друзей, подтвердил один из ближайших соратников Воронина, опубликовав обширный материал в российской прессе на тему «как Россия потеряла своих молдавских союзников». Одна его фраза «так на наших знаменах появились проевропейские лозунги» говорит о многом. В частности, и о том, как Воронин дважды, используя приднестровскую тематику, пришел к власти в РМ. Сначала – в 2001 году – молдавские пророссийские коммунисты за естественную близость к России и за решение приднестровского конфликта через федерализацию всей страны. Россия это поддержала. А затем – в 2005 году – молдавские евро-коммунисты за естественную близость с ЕС за «руки прочь от Молдовы, которую Москва предлагает федерализировать на радость себе, а также приднестровским бандитам, контрабандистам и прочей нечисти»… Европа это приветствовала  и, как некогда Москва, увидела в Воронине своего парня.

Вот и все секреты.