НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Энергетическая стратегия Бухареста и интересы Украины

В мире // 11:25, 13 июля 2010 // 1919
altВ последнее время взаимоотношений в треугольнике Украина-Румыния-Молдова стала довольно популярна в политических кругах и средствах массовой информации Украины. Правда, интерес этот странным образом совпал со сменой векторов в украинской внешней политике, в частности, нормализацией отношений с Россией и подписанием харьковских соглашений. Складывается впечатление, что столь усиленное внимание к «румынскому фактору» призвано отвлечь общественное мнение от некоторых далеко не однозначных шагов в украинско-российских отношений.
 
Хотя, чего греха таить, заявления некоторых румынских официальных лиц, активизация Румынии в Молдове с приходом к власти Альянса за европейскую интеграцию дают обильную пищу для размышлений. Еще не улеглись страсти вокруг проигрыша Украины в деле по Змеиному, как возникла угроза очередного территориального спора. В СМИ появились сообщения, что Румыния претендует на изменение госграницы в районе ненаселенного острова Майкан на Дунае, мотивируя это тем, что фарватер реки в этом районе изменился. Румыния также активно возражает против работы глубоководного судоходного хода в украинской части дельты Дуная, который подрывает ее монополию на выход из Дуная в Черное море. Обеспокоенность вызывает и практика выдачи румынских паспортов гражданам Украины, проживающих в Одесской и Черновицкой областях.

Украинских граждан пытаются убедить, что румыны спят и видят, как бы присоединить Южную Бессарабию и Северную Буковину. Может, это и так. В конце концов, в том же российском политикуме хватает достаточно политиков, ставящих под сомнение принадлежность Украине Севастополя и Крыма в целом и открыто об этом говорящих. Аналогичная ситуация и с бухарестскими политиками.

Однако, сосредотачиваясь на внешне заметных угрозах, украинские политики, как правило, упускают из виду вполне реальные процессы с далекоидущими последствиями. А они состоят в том, что за последнее время в Причерноморье при активном участии Бухареста складываются новые конфигурации, в основе которых лежат, прежде всего, энергетические проекты.

Румынии удалось то, что в свое время не удалось Украине – найти некий стержень, способный объединить несколько государств Причерноморья.

Так, в апреле нынешнего года было заключено соглашение, которое может в перспективе оказать влияние на формирование энергетических потоков в Причерноморье. Румыния подписала с Азербайджаном и Грузией меморандум о строительстве двух газопроводов, через которые, по грузинской территории, природный газ из Азербайджана будет поступать в румынский черноморский порт Констанца, и оттуда к другим странам ЕС.
Инициаторы создания нового газопровода считают, что проект, получивший название AGRI дополнит проект Nabucco, и сможет вступить в строй через 3 года. Предусматривается, что через него будут транспортироваться ежегодно 7 миллиардов кубометров, а стоимость строительства оценивается от 4 до 6 миллиардов евро. В будущем предусмотрена прокладка из города Констанца двух отдельных трубопроводов в Болгарию и Венгрию для экспорта азербайджанского газа в страны-члены Евросоюза. На первом этапе проекта планируется транспортировать ежегодно 8 миллиардов кубометров, а в дальнейшем – 20 миллиардов кубометров газа. В портах Констанца и Кулеви (Грузия) также будут созданы терминалы сжиженного газа.

Меморандум этот стал логическим итогом усилившихся связей между Бухарестом, Баку и Тбилиси. В сентябре 2009 года во время визита Президента Азербайджана Ильхама Алиева в Румынию была подписана  «Совместная декларация о согласии на установление стратегического партнерства» между двумя странами. Вскоре были подписано соглашение о стратегическом партнерстве с Польшей.

Спецификой достигнутых договоренностей стали как раз энергетические проекты. Среди приоритетов энергетического сотрудничества  были названы газопровод Nabucco, газовый терминал в Констанце и нефтепровод Констанца-Триест.
Интерес Бухареста к ресурсам Азербайджана очевиден. Румынская компания Transgaz наравне с германской RWE, австрийской OMV, турецкой Botas, болгарской Bulgargaz и венгерской MOL является участником проекта Nabucco. Кроме того, румынская сторона явно не прочь поучаствовать в перераспределении энергетических потоков и, тем самым, повысить свою роль в регионе. Азербайджан также заинтересован в том, чтобы диверсифицировать маршруты поставок своего газа.

Примечательно, что за последнее время Румыния сумела привлечь на свою сторону государства, которые являлись стратегическими партнерами или союзниками Украины - Польшу, Азербайджан, Грузию, Молдову. С Республикой Молдова отношения Бухареста  заметно улучшились после к власти Альянса за Европейскую интеграцию. Ведутся переговоры об объединении энергетических систем двух стран и строительстве газопровода Унгены–Яссы, который соединит молдавскую газовую систему с румынской, позволяя при этом поставлять газ в оба направления.
Приходится признать, что на месте ГУАМ формируется неформальное объединение ГРАМ (Грузия-Румыния-Азербайджан-Молдова), объединенное соглашениями о стратегическом партнерстве и конкретными энергетическими и транспортными проектами.

В начале июня во время двухдневного официального визита грузинского Президента Михаила Саакашвили в Бухарест была подтверждена готовность сторон к реализации данного проекта. Саакашвили сообщил, что поставки газа могут начаться уже текущим летом, после того, как лидеры трёх стран, реализующих проект, соберутся в Баку. «Это означает, что AGRI начнёт работу раньше NABUCCO, раньше, чем другие маршруты», - заявил глава Грузии.
Кроме того, высока вероятность участия Румынии в реализации проекта «Южный поток», который рассматривается как альтернатива проекту NABUCCO и может ослабить позиции Украины как основного транзитера российского газа. 16 июня в Москве состоялась встреча председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера и главы Минэкономики Румынии Адриана Видяну.

Помимо магистрального газопровода в рамках «Южного потока» планируется строительство на территории Румынии подземного газохранилища. Также стороны обсудили перспективы сотрудничества в сфере электроэнергетики.
По словам Видяну, в интересах Румынии проанализировать все проекты, которые способствуют обеспечению энергетической безопасности как её самой, так и Европейского союза. «Большинство энергопроектов, проходящих через «южный коридор», имеют варианты маршрутов через территорию Румынию. Это делает Румынию страной-транзитёром природного газа и «открытыми воротами» для всех стран Евросоюза», - заявил министр.
До октября 2010 года будет проведено технико-экономическое обоснование строительства транзитного магистрального газопровода через территорию Румынии в рамках проекта газопровода «Южный поток».
Стоит отметить, что наряду с реализацией энергетического проекта с участием Тбилиси, Бухарест намерен развивать и паромное сообщение между румынским портом Констанца и грузинским Поти. Это также повышает транзитный потенциал Румынии.

Кроме того, никто сегодня не способен дать оценку того, как повлияет на рынок электроэнергии в Европе два других проекта Румынии. Так, Правительство Румынии намерено построить еще одну атомную электростанцию в дополнение к имеющейся в настоящее время АЭС в Чернаводэ. Планируемая мощность новой атомной станции - одна тысяча мегаватт. По мнению румынских властей, ввод АЭС поспособствует обеспечению энергетической независимости государства. И хотя новая электростанция будет введена в строй после 2020 года, само по себе намерение обеспечить энергетическую безопасность за счет ввода новых мощностей свидетельствует об определенной стратегии. Кроме того, сейчас обсуждается вопрос о строительстве блоков №3-4 на Чернаводской АЭС.
 
В то же время Украина до сих пор не может решить вопрос об энергетической независимости Юга Одесской области, которые получают электроэнергию из зарубежного источника – Молдавской ГРЭС, расположенной на территории непризнанной Приднестровской республики.

Впрочем, существуют объективные препятствия на пути реализации означенных проектов. По прогнозам Всемирного Банка Румыния и Латвия являются единственными странами Европы и Центральной Азии, в которых по итогам 2010 года будет отмечен экономический спад. Румыния вводит режим жесткой экономии и непонятно, откуда возьмутся деньги для реализации проекта.

Однако, при всех прочих условиях у Румынии перед Украиной есть одно очевидное преимущество. А именно, Бухарест умеет работать на перспективу, в то время, как в Украине практически невозможна реализация какой-либо стратегической программы развития, поскольку смена власти очень часто влечет за собой и смену приоритетов. В итоге происходит не столько завоевание новых позиций, сколько их сдача, причем по всем векторам.

Артем Филипенко, эксперт политолог, Одесса