НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Разболтай и властвуй

В мире // 08:37, 3 июня 2010 // 1571
Ведущие политические организации Молдовы начали подготовку к очередным досрочным выборам в высший законодательный орган.

Избранные средства массовой информации Молдовы пересказывают подслушанную и подсмотренную кем-то историю, случившуюся в жизни исполняющего обязанности президента страны Гимпу и премьер-министра Филата. Будто бы Гимпу уличил своего соратника по либерально-демократической коалиции в неестественных связях с руководством Партии  коммунистов и будто бы о достигнутых договоренностях Воронина и Филата о сотрудничестве сразу же после очередных досрочных парламентских выборов. Подсматривавшие и подслушивавшие «специальный диалог» двух государственных деятелей различили даже их хмурые лица и нецензурную лексику, о чем и поведали публике. Цель: и пусть нас кое-кто считает нечистоплотными и продажными изданиями, но мы не можем молчать, когда в правящей межпартийной группе намечается серьезный раскол, влекущий за собой неисчислимые беды Отечеству, т.е. хаос, разрухи, инфляцию (будь они прокляты, эти либералы), голод, нашествие саранчи на девственные побеги кукурузы и фасоли - точно  будет голод, и молдаване с тюками и грудными детьми на загривках потянутся кто куда и в поиска лучшей доли, проклиная заговорщиков). А тот факт, что такие ответственные государственные работники разговаривают друг с другом на матерном языке, вообще говорит об их скверном внутренним мире, где кроется (о, поверьте докторам-невропатологам  и опытным политикам) жестокость: такие, не побоимся этого слова, полоснут невинного избирателя по горлу бритвой и даже не оглянутся посмотреть, как он умирает, закатив глаза и протягивая слабеющую руку к небу. Такие вот нравы воцарились в молдавской государственной жизни после того, как коммунисты-воронинцы лишились власти.

А напрасно нынешние оппозиционеры из ПКРМ утверждают, что в Молдове после 7 апреля демократия и свобода слова кончились. Отнюдь. Можно без оглядки на приличия ерничать над госмужами – никто ни в суд, ни за угол не потащит, чтобы восстановить справедливость и воздать. К примеру, пять лет назад о подобных вольностях прессы и помыслить было боязно. Никакие СМИ тогда, после парламентских выборов 2005 года (ПКРМ опять победила и Воронин опять, как и прежде, используя внешние интересы в РМ, стал президентом) не посмели бы рассказать о том, как  вновь избранный у себя в кабинете будто бы подрался с вице-премьером Иоввом, что будто бы из-за дверей слышался не только мат, но и грохот стульев, и, что самое главное, ссора будто бы произошла из-за нежелания Иовва отправляться послом РМ в Белоруссию, поскольку он будто бы расценил предложение как ссылку и отлучение от какие-то денежных потоков, а после такого предложения не то что столом или матом захочется попользоваться, то и крепкой дубиной.  

 … Слухи о неурядицах в Коалиции коммунисты всегда использовали умело, хоть и грубо. Не хватало фантазии сочинить что-то новенькое и показательное, -  принимались за дело. Обстановка в муниципальном Совете после местных выборов 2007 года, в котором коммунистов оказалось хоть и много, но недостаточно, чтобы, как, например, в парламенте, запросто принимать свои решения, оказалась для этого подходящей. Тогда-то и появилась мода запускать в заседание столичного Совета взволнованных граждан, требующих то социальной справедливости, как в Европе, то квартир, то личного счастья, то решения приднестровского вопроса. Случалось, животами вперед заходили в стены городского парламента нагловатые дяди, нечаянно показывали пистолеты под рубахами, угрюмо садились у стеночки – ну, чисто махновцы.  А потом… Да, Господи, потом-то все просто – вот вам, господа кишиневцы, проголосовавшие за либералов, телевизионная картинка о том,  что новый отряд столичных законодателей нерабочий, несобранный и какие в нем сидят неумехи и бездари, если не могут организовать работу в городе; а еще целой страной управлять осмеливаются желать!

Слухи о неурядицах в Коалиции, наверное, имеют место. Подкрепленные цитатами из высказываний ее лидеров о текущих делах в стране, они бывают эффективны и напрягают всех. Все так. Разные организации собраны в межпартийный союз, разные люди в нем действуют, имеют разные цели, отягощены разными жаждами – кто отыграться за прежний позор вынужденной жизни под красными знаменами, т.е. перед ворониными - на полусогнутых, кто стремлениями отомстить за долгую нищету. Одинаковость их лишь в том, что они все вместе – это антикоммунистические силы. Правда, из либерально-демократического лагеря порой звучат интеллигентские мотивы: сама-то по себе ПКРМ ничего, и была бы она неплохой попутчицей новой власти на пути к модернизации страны и к европейским ценностям, если бы сменила лидеров (а лучше бы и название) и реформировалась согласно требованиям времени. Парадокса в пожелании никакого. Взять  программы всех партий, представленных в парламенте, так они по части евроинтеграции, условий и механизмов решения приднестровского вопроса, внешнеполитического сотрудничества и внутренних патриотических лозунгов одинаковы. Не зря же Воронин незадолго до парламентских выборов 2009 года в предложениях собрать под флагом ПКРМ всех отечественных патриотов, говорил, обращаясь в том числе и к своим соперникам, говорил, что глупо делить неделимое и рисовал из образа «мы с вами одной крови» благостную картину межпартийного братства, правда, во главе с Ним.  

Братания в апреле не получилось,  получился погром. И все без исключения политики, возможно, и сам Воронин знают, почему вышло так, а не иначе. Потому что на самом-то деле апрель имел внутреннюю задачу освободить страну от Воронина, а потом и, может быть, от коммунистов. Звон стекол и костры на площади  призывали к борьбе с воронинщиной. В этом смысле неоднократные предложения лидера ДПМ Лупу коммунистам сменить свое руководство дорогого стоят. Лупу работал под Ворониным  - и в «красном правительстве, и в «красном парламенте» - и он понимает всю глубину понятия «воронинщина».           

Вот тут-то возникла главная проблема. ПКРМ без Воронина – чья союзница? Кто из либерально-демократической Коалиции сможет сначала договориться с «освобожденной ПРКМ», а затем и составить с ней некую новую силу, где, как мечталось экспертам-оптимистам, будут учитывать интересы и левых и правых, и «доморощенных румынят» и «русских патриотов Молдовы». Объединенная на простом принципе «у нас такая стран и другой не будет (а говоря партийно-кулуарным языком, всех «румынят» не перевешаешь, а на всех русских в Молдове чемоданов не хватит), такой межпартийный союз смог бы оказаться устойчивым и осознанно контролируемым изнутри; мог бы он стать и предсказуемым партнером для Запада и Востока. Конечно, существует опасность превращения Молдовы в проходной двор, однако при элементарном чувстве национального достоинства ее управителей эта беда преодолевается без особых на то усилий. Воронин таким качеством никогда не обладал, что легко доказать, проследив за его словами и делами  в период с 2001 по 2009 годы. И принеси, допустим, ненавистный ему Гимпу депешу от, допустим, Бэсеску, заверенную всеми мировыми лидерами, Папой Римским и какой-нибудь немыслимой всемирной лигой охотников, что Воронин за его заслуги назначается вечным президентом Молдовы, то он найдет нужные слова о мудрости и прозорливости  либерально-демократической Коалиции и румынского руководства вместе взятых.      

Опасность «группы Воронина» оказаться вне игры после новых парламентских выборов и заставляет ее немногочисленных членов запускать слухи об успешных переговорах Филата с лидером ПКРМ. Разделять и властвовать, как и прежде, у воронинцев уже не получается. А поболтать, чтобы Коалиция боялась и расшатывалась накануне осенней кампании, об объединенных парламентских мандатах ПКРМ и ЛДПМ (получается достаточно много и хорошо), самое то: если врага пока не удается победить, надо заставить его нервничать и долго держать в напряжении. Говорят, что лидер ДПМ Лупу испугался больше всех – ничего ему при таком исходе не видать: ни президентства, ни спикерства, ни премьерства… Так, гарнир к новому коммуно-либерально-демократическому молдавскому блюду, к которому, как часто случается в политике, иной раз и не притронутся то ли из-за сытости, то ли из-за брезгливости. Лупу, скорее всего, испугался не намека  коммунистов или собственного неожиданного вопроса «а мне-то как быть?», а осознания того, что он вместе со всей партией постепенно переходит в перечень «необязательных блюд». Еще немного -  Воронин назовет и ДПМ политическим бомжатником.  

Усиливают эффект слуха о контактах (возобновленных после 2007 года?) по условиям взаимодействия ЛДПМ и ПКРМ после осенних выборов  и память о недавних обстоятельствах, относящихся к политическим судьбам бывшего коммуниста Лупу и бывшего члена ДПМ Филата. Они, эти обстоятельства, путаные, сложные, местами загадочные и потому рассказы о них натыкаются на массу дополнительных вопросов, на которые пока нет ответов. Но кое-что все-таки проливает свет. Рассказывают, что при первой широкой встречи лидеров ДПМ и ЛДПМ уже в качестве членов Коалиции «За европейскую интеграции» Филат приветствовал  Лупу такими словами: «Привет, проект Воронина». Лупу достойно, как ему, наверное, показалось, отреагировал: «От проекта слышу». Есть также обстоятельства, говорящие, что оба были правы. Хотя их ближайшее окружение расценило это как нервную шутку после изнурительной борьбы с коммунистами.

altВладимир Цеслюк, политический обозреватель агентства НИКА-пресс