НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Это трудное слово «Федерация»

В мире // 20:35, 19 мая 2010 // 1856
altНа прошлой неделе одно из российских информационных агентств так представило мнение лидера ДПМ Лупу, что он будто бы не только сожалеет об упущенных по вине Кишинева положительных перспектив «меморандума Козака», но и высказывается за отказ от унитарного характера РМ. По мнению Лупу, пишет это агентство,  «необходимо было вести переговоры и подписать меморандум, превращающий Молдову из унитарного государства в федерацию в составе Гагаузии и Приднестровья».

Источник НИКА-пресс в руководстве Демпартии выразили сомнение, что их лидер мог себе позволить выходить на широкую аудиторию с подобными высказываниями, и даже предположил некие недобросовестные намерения СМИ вложить в уста Лупу то, что он никогда не произносил. Он же сообщил о явном отсутствии  сегодня интереса как правящей коалиции, так и Демпартии к приднестровской проблематике хотя бы в силу того, что пока здесь заняты более важными внутренними и внешними политическими проблемами, требующими максимальной сосредоточенности в принятии решений на среднесрочные перспективы,  в том числе касающиеся выхода из затяжного политического кризиса.

Между тем, в кишиневском экспертном сообществе отмечают вновь появившийся интерес к «федерализационной теме» в различных общественных и политических кругах, опять увязывая ее с отвергнутым в 2003 году «меморандумом Козака». С новой силой зазвучала она в Гагаузии от официальных властей АТО: апрельский текст обращения башкана автономии к жителям края содержит массу намеков на необходимость пересмотра взаимоотношений Центра и регионов. Высказывание гагаузского лидера о «двух крепких крыльях – Гагаузии и Приднестровья» для Молдовы – это более, чем намек. Попытки болгарских и гагаузских активистов начать действия по слиянию двух регионов тоже носят черты активно готовящихся перемен.

В тираспольской администрации предположили лишь, что более чем смелые  мысли Лупу о федеративном будущем Молдовы российские журналисты могли отметить во время мартовского посещения им Москвы и встречи (если она на самом деле состоялась) с российским премьером Путиным, где лидер молдавских демократов стремился заинтересовать российское руководство своим неутраченным политическим потенциалом.  

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Упоминание лидером Демпартии в интервью радио «Эхо Москвы» приднестровской проблемы и размышления о ее влиянии на отношения между Молдовой  и Российской Федерацией также следует отнести к  действиям по подготовке нового этапа урегулирования и с использованием основных положений «меморандума Козака». Возможно, Лупу еще остается  в игре. И его, бывшего безоговорочного (только коммунисты были против) кандидата на пост президента РМ, очевидно, проверяют, насколько он  в ближайшем будущем сумеет быть полезным и устойчивым в непростых дискуссиях о живучести меморандума от 2003 года: основные положения этого документа Москва до сих пор считает актуальными и полезными.  Явно неслучайно Лупу заговорил о «допущенных ошибках молдавской стороной по неправильному ведению переговоров». И явно неслучайно он ни слова не сказал об «ошибках», содержащихся в самом меморандуме, о которых так яростно говорили после провала московско-кишиневского плана объединения Молдовы  воронинцы – т.е. сами заказчики документа. Значит, опять к федерации? И вместо Воронина Лупу, поддерживаемый Москвой, а внутри – южанами и мелкими левоцентристскими формированиями? А то, быть может, и сами коммунисты опять вернутся к федеральным идеям, правда, только после существенного  реформирования партии, о котором Лупу упоминал и не раз, и после существенных перемен в высшем руководстве, а проще говоря, без Воронина?

Все пока непонятно. И все это слишком сложно, чтобы всерьез поверить в чью-то готовность запросто в обмен на высшую власть в РМ поступиться «высшими молдавскими принципами». Малопристойная возня у подножья президентского и парламентского тронов,  да при участии внешних заинтересованных лиц, лишний раз показывает: приднестровский вопрос с первых дней  и по день нынешний является эффективным механизмом влияния на внешнюю и внутреннюю политику Молдовы. Хоть один молдавский  политик, хоть одна партия РМ входили во власть без планов объединения, без обещаний урегулировать «проклятый вопрос» или без оглядки на внутренние и внешние последствия того или иного решения в рамках переговоров? Федерализация – это ужас, потому что – это приднестровизация, т.е. полная зависимость от Москвы. В этом была главная идея отказа от меморандума в 2003 году. Борьба же за унитарный характер РМ, отстаивание положений парламентского документа 2005 года об условиях приднестровского урегулирования – означает, что Приднестровье следует сначала победить, а уж потом объединять берега. Но уже пробовали – в 1992 году. Повторения подобного ужаса тоже никто не хочет; все правильно боятся еще одной войны на Днестре, а  Молдова  еще раз ее не переживет и уж точно потеряет все.  
 
До сих пор, т.е. до высказываний Лупу об ошибках молдавских переговорщиков в 2003 году, мы знали из откровений коммунистических деятелей лишь о вероломного характере Москвы,  «беспардонно решившей изуродовать Молдову федерализацией». Об отечественных промахах говорить было не принято. Лупу предлагает разговор. Хорошо. Вспомним и поговорим. В мае 2003 года Воронин в прямом смысле  слова заказал Москве проект документа об условиях и механизмах урегулирования конфликта на Днестре. Почему Кишинев отказался от федерализационного проекта ОБСЕ 2002 года, до сих пор непонятно. Но догадаться можно – Россия, десять лет хранящая мир на Днестре, заревновала.  И вот итог, подведенный одним из кишиневских переговорщиков, кстати, на страницах не молдавской прессы: «…приднестровский вопрос должен решиться в Молдове только в обстановке консенсуса великих держав. У России был шанс именно так решить вопрос. У Дмитрия Николаевича (имеется в виду Дмитрий Козак, чьим именем  назван меморандум от 2003 года) был шанс войти в историю, а Молдова обладала всеми возможностями для объединения. Меморандум не был подписан, но его оскорбительные статьи еще надолго выбили из колеи внутриполитическую ситуацию в стране».

Но ведь иначе и быть не могло.  Чужой дядя – будь то русский или американский или еще какой – никогда не напишет Молдове документ, вокруг которого можно собирать общенациональные нетрезвые танцы до утра, да с салютом. И нечего жаловаться на «оскорбительные статьи», если не считается оскорбительной просьба – напишете нам, слабоумным и неуверенным, документ по решению нашей главной беды, а уж мы-то его воплотим в нашу бестолковую жизнь. Мало кто знает, что изначально допущенные в мае 2003 года ошибки Кишинева-заказчика планировалось исправить выступлениями молдавской оппозиции, активисты которой в ноябре этого же года намеревались перекрыть дороги из аэропорта в Кишинев и в Бендеры, чтобы помешать тогдашнему президенту РФ Путину участвовать в подписании меморандума. А окончательный итог молдавской беспомощности и лени подведет под закат своей карьеры президент Воронин, сказав мимоходом, что настоящая правда о судьбе меморандума станет известна не скоро. Это что ж там такого было, что даже Воронину стыдно вспоминать!

Готов сегодняшний Кишинев не повторить прежних ошибок?