НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Русофобия – болезнь бессарабских маргиналов

В мире // 12:20, 25 января 2010 // 3099
altВ последние недели одной из ключевых тем молдавской политики стала инициатива правительства РМ по введению изменений в порядок функционирования кинематографического бизнеса страны. Согласно предложения главы минкульта Молдавии, последовавших затем жестких выступлений премьер-министра Влада Филата, а позднее - комментария и.о. президента РМ Михая Гимпу, в ближайшее время частный бизнес кинотеатров Молдавии не сможет придерживаться старой схемы - трансляции фильмов, дублированных на русском языке. По предложению молдавских лидеров, в будущем фильмы будут транслироваться либо на языке оригинала с субтитрами на румынском, либо дублированные на румынский язык с субтитрами на английском или русском.

По мнению собственника сети кинотеатров "Patria" г-на Шелина, его бизнес потерпит серьезные убытки в том случае, если придется исполнить решение властей. Владелец сети считает, что 90% зрителей перестанут посещать кинотеатры, в результате пострадают не только кинопрокатчики, но и зрители.

Инициативу молдавских властей по «языковой реформе» кинематографической отрасли комментирует главный редактор РИА «Днестр» Роман Коноплев:

- Отчасти странным является сам факт того, что эти кинотеатры с русским языком вообще работали, что раньше не было запрета для бизнеса демонстрировать кино на русском. Не во многих государствах бывшего Союза сегодня в кинотеатрах демонстрируют фильмы на русском, но дело, собственно, не в проблемах той или иной отрасли.

Не думаю, что потребителю принципиален такой вид досуга как походы в кинотеатр, а вот средства, которые получает бюджет в виде налогов, принципиальны, и если их становится меньше, в конечном итоге страдают не те, кто ходит в кино, а учителя, медики, силовики и прочие бюджетники. Задушить коммерсанта тем или иным решением – легко. Возможно, чиновники в Молдове не понимают простой вещи – платить деньги за удовольствие посмотреть фильм и учить язык посредством чего-либо, в том числе и походов в кино, – это немного разные вещи.

В учебных целях люди не ходят, и не будут ходить в кинотеатры. Более того, из-под палки никто ничего учить не будет – нужны более весомые стимулы, чем мнение политиков. Бывшие жители Молдавской ССР, два миллиона которых уже давно живут за пределами своей страны, выучили язык своей новой страны – итальянский, испанский, португальский, французский, английский и т.п. Зарплата в 1000 евро и выше является лучшим стимулом заговорить на новом языке, но в Молдове таких зарплат нет. И если уж встает немедленно вопрос по поводу языка – ещё не факт, что людям актуальнее учить именно тот язык, о развитии которого думают правительственные чиновники беднейшего региона Европы.

Разумеется, можно понять патриотично настроенных политиков, обеспокоенных размыванием национальной идентичности. Но идентичность может быть утрачена, как и государственность, не обязательно из-за козней представителей какой-либо другой языковой среды, а просто по факту массовой миграции, когда своим гражданам хочется бежать, куда глаза глядят, а их место занимают мигранты из ещё более неблагополучных стран.

Пока в Молдове не решаются экономические вопросы, пока там размер средней зарплаты болтается на уровне чуть выше 200 долларов США, ничего не получится с защитой своей идентичности – потому что выгоднее тратить свои силы на поиски более высокооплачиваемой работы, а не на походы в кинотеатр для изучения языка.

С другой стороны, европейским странам свойственен мультилингвизм – и те же фильмы на языке оригинала – это не так уж плохо, бессарабская молодежь подтянет свой английский, и ей будет легче искать работу в других регионах планеты – в Канаде, Новой Зеландии, Австралии, других регионах. Некоторым бессарабцам, вероятно, язык в кинотеатрах покажется более актуальным, многие молдаване до сих пор своего языка не знают в нужном качестве и в том объеме, который необходим для просмотра фильмов, новостей и т.п. Сомневаюсь, что они в основной своей массе и книги – то читают, и, думаю, особенно за пределами Кишинева проблемы не только с румынским языком, но в большинстве случаев вообще с грамотностью – без разницы языка.

Во времена СССР изучение иностранных языков особо не поощрялось, не учили толком никакие языки – пожалуй, что молдавскому учили даже лучше, чем английскому. Это был, как бы, способ сдерживания людей – в получении информации, в возможностях по выезду куда-либо. Сегодня, если для хорошей работы нужен язык, его прилежно учат за пару месяцев. Но к Молдове это не относится – речь, разумеется, о тех странах, куда принято уезжать из Молдовы.

Если не будет меняться ситуация в молдавской экономике, в конечном итоге, эту землю – Бессарабию – займет кто-то другой, и какие в этом случае будут нужны языки – ещё не ясно, лет через 50 будет ясно. Думаю, есть большая вероятность, что говорить тут будут люди в основном не обязательно на русском или румынском. В Брянской области лет через 50 людей, говорящих на румынском, возможно станет больше, чем в самой Молдове. А в Бухаресте, как и в других европейских столицах, русских станет больше, чем в Кишиневе, просто потому, что там выше качество жизни, и меньше маргинальных мракобесных русофобов. Просто потому, что люди из Молдовы стараются уехать, и это не какой-то там камень в огород со стороны Приднестровья, здесь социальные проблемы похожи, просто люди ищут стабильности и зарплаты, и, как правило, это важнее, чем желание «жить на своей земле» или там, где большинство говорит на твоем родном языке.

Что же касается сегодняшних проблем, увы, тема языкового доминирования занимает умы многих бессарабских бездельников, которые изображали из себя интеллигенцию во времена СССР, а сегодня потирают руки по любому малому поводу, если русским будет ещё одна проблема.

Русофобия – болезнь тех, кто толком не работал ни в СССР, ни сегодня – кто в конце 80-х в драном пальто стоял в очередях за антисоветскими журналами, в надежде, что перемены дадут возможность кому-нибудь за что-нибудь «отомстить». Как правило, представители этой категории граждан, в том же ободранном пальто стоят и сегодня, только к ним вернулась некая революционная искра, некий шанс вновь найти виноватых в собственных комплексах, куда-нибудь, не важно, куда – вести за собой толпу.

Для русской диаспоры, разумеется, можно закрутить гайки – убрать русский язык не только из кинотеатров, но и, скажем, из кабельных сетей. Затем можно закрыть газеты, выходящие на русском. Так можно очень далеко зайти. Кто-то это, разумеется, переживет спокойно. На митинги русские не пойдут – просто соберутся, и уедут. А члены правительства, лоббирующие подобные вещи, останутся в объятиях обиженных сумасшедших, министром культуры, может быть, назначат Дабижу. И с такими, как Дабижа или Цибуляк, будут дальше копать яму своей репутации. Над ними не будет смеяться весь мир, большинство стран Европы, потому что после того, что происходило в Европе в середине прошлого века, подобное уже не смешно. Таким политикам стыдно пожимать руку, и, пожалуй, её не пожмёт и Барак Обама.

Проблема ведь не в языке – некоторые граждане Молдавии ненавидят русских не за языки, а просто за то, что они – русские. Это психология исключительно пост-совка, этого нет на Западе – ни в Старой Европе, ни даже в Румынии. В России люди относятся к румынам как к православным братьям, многие русские даже не знают, что румыны - не славяне, раз православные - значит «свои». Такие же, как болгары, сербы... Странное дело – Германия дружит с Россией, Финляндия дружит, Италия хочет быть другом России, а некие деятели в Молдове, гордящиеся тем, что они – потомки «дако-римлян», ищут повод покомандовать русскими. И каждую возможность досадить русским, сделать им новую проблему – воспринимают как своё личное достижение, как цель своей жизни.

Если правительство Молдовы пойдет на поводу у людей с подобными взглядами, сам факт существования страны будут считать временным явлением не только русские, но и все остальные диаспоры – у кого всё в порядке с благоразумием, с логикой. В этом случае просто некому будет строить в Молдове планы на будущее, а значит, у этой страны не будет и самого будущего.

РИА Днестр