НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Астана: скорейшее разрешение молдо-приднестровского конфликта невозможно

Новости // 13:32, 24 мая 2010 // 1725
Участники раунда неформальных консультаций в Астане в формате "5+2" (Молдавия и Приднестровье - стороны урегулирования, Россия, Украина и ОБСЕ - посредники, ЕС и США - наблюдатели) по урегулированию приднестровского конфликта рассчитывают на скорейшее возобновление официальных переговоров между Кишиневом и Тирасполем.

ИСТОРИЯ КОНФЛИКТА

Незадолго до распада СССР, 2 сентября 1990 года, пять расположенных на левом берегу Днестра районов Молдавии объявили о создании Приднестровской союзной республики в составе СССР, а затем - независимой Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) с центром в Тирасполе. При этом город Бендеры и несколько прилегающих к нему правобережных сел высказались за вхождение в состав ПМР.
Причиной для такого шага послужили заявления националистически настроенных радикалов в Кишиневе о выходе Молдавии из СССР и возможности ее присоединения к Румынии.

Власти Молдавии не согласились с решением приднестровских депутатов и попытались решить проблему, введя войска в непризнанную республику. В марте 1992 года в Приднестровье начался вооруженный конфликт, продолжавшийся несколько месяцев, до середины июля. В результате Кишинев утратил контроль над левобережными районами, и Приднестровье стало территорией фактически неподконтрольной Кишиневу со всеми атрибутами государственности, включая собственную валюту.

Мир в зоне конфликта поддерживают совместные миротворческие силы, которые состоят из 402 российских военнослужащих, 492 - приднестровских, 355 - молдавских и десяти военных наблюдателей от Украины.

Международного признания Тирасполь не получил, но активно этого добивается. Молдавию данный вариант не устраивает, она предлагает приднестровцам автономию в составе единого государства. Официальные переговоры между сторонами были прекращены с 2006 года, с этого времени ведутся неофициальные консультации в формате "5+2".

С НАДЕЖДОЙ НА ПЕРЕГОВОРЫ

"Встреча в Астане в гостях у председателя ОБСЕ дает нам дополнительные надежды на то, что станет возможным возобновление официальных встреч в этом формате", - сказал в понедельник по окончании неофициальных консультаций в столице Казахстана вице-премьер Молдавии по вопросам реинтеграции Виктор Осипов.

"Регулярность - это очень хорошо, дисциплина и ритмичность диалога - это очень хорошо, но надо иметь прогресс и содержание, которые можно зафиксировать только тогда, когда официально ведутся переговоры, и они заканчиваются протоколом, соглашением, документом, который фиксирует эти соглашения между сторонами, подтвержденные посредниками, наблюдателями", - добавил он.
 
Представители стран-посредников и наблюдателей в формате "5+2" оценили возможность возобновления официальных переговоров уже в этом году как достаточно высокую. "Мы ожидаем, что в этом году это сделаем, это очень важно для региональной стабильности", - сказал журналистам специальный представитель Европейского союза по Молдавии Калман Мижей.

Посол по особым поручениям - спецпредставитель МИД России по Молдавии Сергей Губарев заявил, что Россия как страна-гарант выступает за скорейшее создание условий, которые позволили бы возобновить постоянные совещания в формате "5+2" "на официальной основе". "И мы искренне надеемся, что в достаточно короткий период, совместно с казахским председательством (в ОБСЕ) мы добьемся этого", - сказал Губарев.

Вице-премьер Молдавии отметил "новый уровень качества разговоров" в ходе нынешних консультаций. "Намного более открытый разговор, стороны - Кишинев и Тирасполь - смотрят честно на те проблемы, которые были и которые создавали обе стороны, мы тут не пытаемся винить только своего визави. Думаю, что это очень серьезная предпосылка для того, чтобы прийти к результату", - сказал Осипов.
 
Представитель Кишинева также отметил усилия председательствующего в ОБСЕ министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева, которые тот "прилагает для того, чтобы в течение этого года мы бы пришли к официальным встречам в формате "5+2". "И если это удастся, то это будет одним из успехов казахского председательства в ОБСЕ", - считает он.
 
НЕ ЗАВЫШАТЬ ОЖИДАНИЯ

В ответ на вопрос журналистов о возможности скорейшего разрешения самого конфликта между Кишиневым и Тирасполем, вице-премьер Молдавии отметил, что "говорить о полном разрешении этого вопроса не приходится, потому что он очень сложен".
 
"Мы не ставим перед собой невыполнимых задач, завышенные ожидания обычно непродуктивны - мы очень объективно стараемся смотреть на процесс, нам важно сейчас возобновить официальный диалог, это уже будет успехом. У нового молдавского правительства очень четкая постановка задач в этом смысле, мы думаем, что решение приднестровской проблемы можно выработать только мирным путем и только в процессе переговоров", - заключил Осипов.

В свою очередь, политический представитель Приднестровья Владимир Ястребчак также отметил открытость и откровенность диалога в Астане "относительно тех проблем, которые интересуют обе стороны".
 
По его словам, с молдавской стороны на первое место поставлены вопросы свободы передвижения по территории Приднестровья. "Мы также считаем их достаточно актуальными, с нашей стороны приоритет отдается, помимо этого, вопросам гарантий, то есть того, чтобы все достигнутые договоренности выполнялись под четкие обязательства сторон и выполнялись как те договоренности, которые уже были достигнуты, багаж достаточно большой, так и будущие договоренности. Считаем, что перспективы для такой работы у нас есть", - сказал Ястребчак.
 
Отвечая на вопрос журналистов о том, имеется ли возможность перевести формат "5+2" в официальное русло, он напомнил, что этот формат создавался, когда отсутствовали контакты на высшем политическом уровне. "Формат создан как консультативный, где представители сторон, посредников и наблюдателей имеют возможность встречаться, обсуждать те или иные вопросы и потом информировать собственное руководство. Вместе с тем, основной переговорный процесс, который сопровождается принятием юридически и политически обязательных решений, он ведется на высшем уровне, на уровне тех должностных лиц, которые уполномочены принимать обязательное решение. В нашей ситуации политические представители стран таковыми субъектами все-таки не являются, но мы готовы активно работать для того, чтобы создавать условия для такой встречи, чтобы снять те проблемы, которые накопились за прошедшие годы с тем, чтобы возобновление этого формата также было результативным", - прокомментировал представитель Приднестровья.
 
ДА БУДЕТ ВОЛЯ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ

По мнению Ястребчака, переговорный процесс между Кишиневым и Приднестровьем приостановился, в том числе и с принятием молдавским парламентом в 2005 году закона относительно статуса приднестровского региона. "Если уж детально разбираться с этим законом, то наши молдавские коллеги могут вести с нами переговоры только о демократизации и демилитаризации, то есть разоружения приднестровского региона. Эту норму закона никто не отменял, более того, этот закон принят специальным большинством молдавского парламента и до сих пор преподносится как единственная концепция ведения переговоров с нами. Естественно, в таких условиях прежде всего надо говорить, что необходимо возвращаться по крайней мере к ситуации до принятия этого закона", - сказал Ястребчак.
Кроме того, в 2006 году в Приднестровье был проведен референдум относительно определения внешнеполитической судьбы будущего региона, где население высказалось за свободное развитие Приднестровской государственности и максимально тесное взаимодействие с Россией.

"С того момента, как в 2006 году была прервана работа формата "5+2", стороны не приближались друг к другу, напротив, проблемы накапливались. И если одним из поводов для того, чтобы этот формат приостановил свою работу, были ограничительные меры против приднестровских предприятий, то, к сожалению, за прошедший период времени эта ситуация только усугубилась", - констатировал представитель Тирасполя.
 
"Поэтому, чтобы мы не занялись в возобновленном формате выяснением отношений, - кто перед кем в какой мере виноват, мы исходим из того, что если будет политическая воля, готовность, мы постараемся сделать это в максимально кратчайший срок, возможно, до конца этого года. Но подгонять, устанавливать какие-то искусственные сроки, искусственные привязки нам бы не хотелось - не стоит создавать завышенных ожиданий, нам потом отвечать за них всем", - прокомментировал Ястребчак вопрос о сроках возобновления официальных переговоров.

РИА Новости