НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Тарлев и кукловоды.Кто заставляет плясать «шоколадного зайца»?

Политика // 08:56, 27 октября 2008 // 2809

Бывший премьер-министр Молдовы Василий Тарлев, некогда выведенный коммунистами на политическую орбиту, по всем признакам, должен был, уйдя в отставку, закончить карьеру политика. Но, Тарлев, в бытность свою премьером бывший совершенно несамостоятельной фигурой, стал вдруг быстро набирать политический вес!

На первый взгляд это выглядит странно. По сути, Тарлев вообще не политик. Своим приходом в политику экс-премьер обязан громкому уголовному делу, возникшему по результатам его деятельности на посту директора кондитерской фабрики «Букурия».

Напомню, как все это было. В феврале 2001 года Тарлев был избран в парламент Молдовы по списку Партии коммунистов республики Молдова (ПКРМ). Надо сказать, что коммунисты сами впали в шок от полученного результата. 71 мандат из 101 – такого не ожидал никто, это превзошло самые смелые прогнозы. Как следствие, в парламентских креслах оказались кандидаты из «полупроходной» и даже заведомо «непроходной» части списка, в котором Тарлев, если мне не изменяет память, шел под номером 56.

Ни в каких особых симпатиях к коммунистам Тарлев ранее замечен не был. Но он оказался центральной фигурой громкого экономического разбирательства, связанного с причинением акционерам «Букурии» ущерба в 1,85 млн. долларов. Дело, переданное в суд, принимало тогда весьма неприятный для Тарлева оборот.

Дальнейшая схема представляется довольно прозрачной. В поисках выхода Тарлевбросился к коммунистам, уже тогда имевшим 40 мест в молдавском парламенте: просить защиты и места в партийном списке в обмен на пожертвование в избирательный фонд – подобная практика обычна для всех постсоветских стран. Номер 56 по прогнозам был, что называется, «лотерейным»: Тарлев мог попасть в парламент и получить депутатскую неприкосновенность, а мог и не попасть – в этом случае ему оставалось надеяться только на покровительство своей «крыши» - естественно, небескорыстное. Тарлев в парламент попал…

В апреле парламент Молдовы избрал лидера компартии Владимира Воронина президентом. Встал вопрос о формировании правительства и Воронин предложил на место премьера Василия Тарлева. Скорее всего, здесь также сыграло роль дело «Букурии», позволявшее подвесить нового премьера на надежный кукан. Весьма вероятно и то, что остановившись на кандидатуре Тарлева, Воронин вспомнил о его предшественнике на посту премьера, Дмитрии Брагише. Не слишком послушный коммунистам премьер возглавил перед выборами блок, оппозиционный компартии, и прошел-таки в парламент, хотя и со скромным результатом, а пройдя, категорически отказался союзничать с ПКРМ. Тарлев, полностью зависимый от поддержки коммунистов, должен был, по замыслу Воронина, стать полностью управляемым. Уголовное дело против нового премьера было тогда не развалено (такие возможности у Воронина были) а лишь слегка приторможено.

Кандидатура Тарлева оказалась для всех полной неожиданностью. Однако «технический премьер», которому все прочили скорую отставку и бесславный конец, оказался на редкость удобным и потому – исключительно живучим и «долгоиграющим». Ровно 4 года спустя,после новых выборов в парламент, Тарлев во второй раз стал премьером. Он подал в отставку 19 марта 2008 года, подал сам, по собственной инициативе, просидев в премьерском кресле 6 лет и 11 месяцев, день в день.

Примерно за полгода до ухода Тарлева Воронин снял его с уголовного крючка – по звонку из президентуры суд вынес решение о полном и безоговорочном оправдании бывшего директора «Букурии». Это шаг мог свидетельствовать либо о том, что Тарлев стал уже не нужен, и с ним честно расплатились, либо, напротив, что премьер достиг более высокой степени доверия и отпущен с короткого поводка. Все это, повторяю, было понятно. Однако дальнейшие события сошли с накатанной колеи: Тарлев неожиданно оказался во главе «Центристского союза Молдовы». Несколько ранее он опровергал слухи о своем скором вступлении в «Центристский союз», на съезд 27 сентября пришел с опозданием, и явно колебался, но, в конце концов, все-таки был избран председателем ЦСМ. За кандидатуру Тарлевапроголосовали единогласно. Одна издолжностей вице-председателя отошла к бывшему лидеру ЦСМ Михаю Петраке.

Надо сказать, что такое приобретение выглядит для Тарлева довольно сомнительным: на парламентских выборах 2005 года ЦСМ набрал около 1% голосов. Сам же Тарлев, по данным социологического опроса Vox Populi–2008, имеет рейтинг на уровне 20%. Среди молдавских политиков он на пятом месте, после нынешнего премьера Зинаиды Гречанной (42%),председателя парламента Мариана Лупу (41%), президента Владимира Воронина (37%) и мэра Кишинева Дорина Киртоакэ (34%). Правда, данные, публикуемые группой Vox Populi сами по себе небесспорны, но все же и в них нет дыма совсем уж без огня…

Некоторые аналитики полагают, что Тарлев был просто «прикуплен» ЦСМ, с целью подъема рейтинга, как знаменитый игрок в захудалый футбольный клуб – дескать, под председательством Тарлева безнадежная партия получит реальные шансы на выборах и пройдет в парламент. Но от этого предположения веет недоговоренностью. Остается слишком много вопросов: кто и сколько заплатил и какие гарантии получил Тарлев? Несмотря на разваленное уголовное дело – которое, кстати сказать, сейчас пытаются реанимировать уже в Европейском суде, и довольно успешно, он остается весьма уязвим: «пришить» ему пару-тройку уголовных статей можно очень легко, а коммунисты достигли в фабрикации уголовных дел на своих недругов большого искусства. По поводу назначения Тарлева «взрослая» компартия пока хранит молчание. Однако молодежная газета «Пульс», которую ПКРМ использует как дежурную шавку – для облаивания и покусывания тех, кого по тем или иным причинам неудобно выносить на официальный партийный уровень, тут же разразилась желчной статьей.

Несколькими месяцами ранее, Тарлев, не замеченный до того в особой любви к России, вдруг возглавил движение «Друзья России в Молдове». В качестве лидера этого странного, непонятно откуда взявшегося движения, Тарлев тут же возлюбил российских миротворцев, вывода которых требовал в бытность свою премьером, и стал выступать с публичными заявлениями в их поддержку. Такую резкую перемену взглядов экс-премьер целиком объясняет выходом из-под пресса коммунистов: дескать, тогда его, бедного, неволили, а сейчас он, наконец-то вздохнул свободно и говорит то, что всегда думал. Но всякому кто хоть раз слушал выступления Тарлева «вживую» наличие у него собственных мыслей, по какому угодно поводу, представляется крайне сомнительным.

И совсем уж странным выглядит то, что о союзе с Тарлевым и с ЦСМ вдруг заговорили другие политические пигмеи. Так, лидер партии Союз труда «Патрия-Родина», бывший министр просвещения Георгий Сима заявил о полной поддержке программы и инициатив Центристского Союза Молдовы и о готовности участвовать общим списком на парламентских выборах 2009 года. Тарлев, в свою очередь, заявил, что пока не определился, и должен обсудить предложение «Патрия-Родина» с коллегами по партии.

Но Сима оказался вторым. Первой о желании примкнуть к Центристскому союзу после того, как его возглавил Василий Тарлев, была Республиканская народная партия Николая Андроника. Тарлев не спешит открывать объятия новым союзникам, но уже заявил, что к ЦСМ намерены примкнуть и другие партии и что его формирование сможет в будущем парламенте влиять на политику государства. Тарлев также заявил, что будет выступать за восстановление прежней формы правления в Молдове - президентской республики.

Тарлева усиленно пиарит известный в Молдове сайт ava.md. Инициатива Тарлева «покупай молдавское» (откровенно говоря, совершенно липовая и фальшивая, как, впрочем, и вся молдавская политика: в связи с падением производства пресловутого «молдавского» в продаже мало, а по большинству категорий товаров и вовсе нет) была тут же раскручена и превознесена до небес. На ava.md было опубликовано и обширное интервью «Десять острых вопросов лидеру Центристского союза Молдовы Василию Тарлеву», представлявшее экс-премьера в максимально выгодном свете и подозрительно похожее на политический манифест.

Одним словом, на политическом небосклоне Молдовы кто-то изо всех сил раздувает новую звездочку. Кто и зачем?

Ответ лежит на поверхности. Внимательно проследив адреса ресурсов, на которых пиарят новую-старую фигуру Тарлева, легко заметить их поразительное совпадение с адресами, последовательно пропагандирующими идею «проукраинского Приднестровья» и «пророссийской Молдовы – лучшего друга России». Собственно говоря, если не считать уже упомянутого ava.md, занимающего в данном вопросе нейтральную, в целом, позицию, то совпадение будет стопроцентным! На этих же ресурсах уже не первый год пиарят «Патрию-Родину» и Республиканскую народную партии.

Тут же становится понятной и фигура Тарлева: бывшего премьера по-быстрому, на скорую руку, гримируют под того самого «пророссийского молдавского политика», который должен получить максимум поддержки из Москвы. Что же касается тех, кто стоит за ava.md, то их позиция также понятна. К компартии они в безусловной оппозиции, а на убогом молдавском политическом поле, где есть, по сути, толькоправящая ПКРМ и молекулярная политическая пыль, не имеющая ни малейших шансов получить реальное влияние на власть, искусственно раздутая фигура Тарлева оказывается, по сути, единственной хоть сколь-нибудь для них перспективной. Есть,конечно, еще и «семейство Гимпсонов» - так в народе ласково прозвали тандем Михая Гимпу и Дорина Киртоакэ (кстати, для справки - они не дядя и племянник, там другое родство - Гимпу женат на старшей сестреДорина), но к прорумынским «Гимпсонам» русскоязычная ava.md никак не прописывается. Там своя тусовка, в которой по-русски принципиально не пишут, не говорят и агитацию ведут исключительно по-румынски.

Разобравшись в ситуации, можно увидеть и другие подробности. Раскрутка Василия Тарлева, прямая, «в лоб», атака на президента Смирнова, предпринятая накануне его дня рождения в скандальной статье «Будущее Приднестровья - кто «за» и кто «против» некоего, доселе никому неизвестного Владимира Марчука, отчаянный пиар виртуальной «Новой Молдавии» - могучей организации, состоящей аж из трех человек – все это, и многое другое в том же духе, прекрасно укладывается в рамки одной схемы. Схема проста и понятна. Действие первое: по возможности скомпрометировать и изолировать от контактов с российской властью нынешнее руководство ПМР и Молдовы. На руководство ПМР идет последовательная атака, а руководство Молдовы и изолировать не надо, Воронину в Москве в любом случае веры нет, сколько бы он ни клялся в любви к России. Действие второе: из подручных средств слепить «пророссийского политика» и получить под него ресурсы на укрепление в Молдове (понятное дело – «объединенной» с Приднестровьем) российского влияния. Действие третье: всех кинуть, средства прикарманить и отвалить в сторону, действуя по принципу «после нас хоть потоп». Нечто подобное – и, кстати, теми же авантюристами – было проделано в ходе прошлых выборов 2005 года.

Напомню, что тогда все молдавские политики, позиционировавшие себя как «пророссийские», сменили политическую ориентацию уже на следующий день после окончания подсчета голосов. Впрочем, этого никто и не заметил. По одной простой причине: даже если бы все эти фигуры ходили, задрапировавшись в российские флаги, и непрерывно кричали бы «Виват, Россия!» никакого реального влияния на политику Молдовы они оказать не могли. Политическое поле осталось за коммунистами, успешно заключившими союз с ХДНП.

Нечто подобное произойдет и сейчас, в том случае, если российская поддержка сосредоточится на фигуре Тарлева. Во-первых, еще далеко не факт, что ЦСМ, даже «объединенный» с другими такими же карликами, удастся протолкнуть в парламент. А, во-вторых, такая «пророссийская оппозиция» была бы лучшим подарком коммунистам – недаром «взрослая» партийная печать пока не трогает Тарлева. Просто не время пока его трогать. Тронут его уже в парламенте, предъявив букет уголовных дел и объяснив, что при малейшей его строптивости этот букет быстро окажется венком. Угроза будет совсем не пустой – даже при самом успешном проходе Тарлева в парламент у компартии вне всяких сомнений хватит ресурсов для снятия с него депутатской неприкосновенности.

Понимает ли это Тарлев? Конечно, понимает. И упрямиться в острой ситуации он не будет, а спокойно «ляжет» под коммунистов. Понимают ли это политические комбинаторы? Естественно, понимают, но их не интересуют результаты выборов. Их интерес – в получении и списании средств на «поддержку друзей России», 90% которых не покинет пределов Москвы. Понимают ли это коммунисты? Конечно, понимают, и легко примут Тарлева обратно в свои объятия. Весьма возможно, что он даже снова сядет в кресло премьера. Более того, вся эпопея с отставкой Тарлева и его от коммунистов подозрительно похожа на «договорной» футбольный матч. Полагаю, что Владимир Воронин операцию одобрил, а шавкам из «Пульса» скомандовали «голос» исключительно для маскировки. В этом случае Тарлеву если и пригрозят – то больше для вида, для отчета перед спонсорами в духе известного анекдота: «ну, не шмогла я, не шмогла».

Кого же должны «развести» на этой комбинации? Объект разводки - российские политические и экономические круги, реально заинтересованные в укреплении российского влияния в Молдове, и уже лет 10 безуспешно ищущие там «пророссийских политиков». Это трудная задача. Такая же трудная, как поиски черной кошки в темной комнате – тогда, когда ее там нет.

Ну - нет в Молдове «пророссийских политиков». Есть маргиналы, способные набрать 1-2% голосов, но не более того. Есть махинаторы, готовые прикинуться хоть пророссийскими, хоть проавстралийскими – лишь бы получить финансирование. А вот хоть сколь-нибудь влиятельных, самостоятельных и при этом еще ипророссийских политиков в Молдовенет как нет, и не было никогда. Ну что ж теперь делать, так вот вышло – в начале 90-х всех пророссийских попросту выдавили в Приднестровье, там они и осели. Что касается задачи по «привязке» Молдовы к России, то она, в принципе, решаема - но нев лоб. Все лобовые атаки по созданию в парламенте Молдовы «мощного пророссийского лобби» терпели и будут терпеть крах.


Сергей Ильченко