НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Официальная позиция Президента Приднестровской Молдавской Республики по поводу «инициативы 17-ти»

Общество // 20:37, 14 мая 2009 // 2373
Председателю
Верховного Совета
Приднестровской Молдавской
Республики
Е.В. Шевчуку
Уважаемый Евгений Васильевич!
Рассмотрев предлагаемые некоторыми депутатами Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики изменения в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики (далее по тексту Конституция), изложенные в проекте Конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики», а также иные законопроекты, разработанные в этой связи, как глава государства и гарант Конституции, как должностное лицо, всенародно избранное народом Приднестровской Молдавской Республики и обеспечивающее точное исполнение Конституции и законов государства, информирую о невозможности их принятия.

Предложения инициаторов данного законопроекта не соответствуют заявленным ими целям, а также основным принципам законотворчества - необходимости и целесообразности. В представленном обосновании к данному законопроекту его инициаторы основной причиной называют необходимость гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации. Следует отметить, что предлагаемые изменения не сближают, а только отдаляют правовые поля Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации, что недопустимо. Более того, Президентом Приднестровской Молдавской Республики, в целях гармонизации законодательств Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации, 10 августа 2006 года издан Указ № 431 «Об утверждении Положения о Межведомственной рабочей группе по вопросам гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации» (САЗ 06-33), а впоследствии утверждена Концепция и единый план по гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации (Распоряжение Президента от 26 июня 2007 года № 586 (САЗ 07-27)). Вышеуказанные документы приняты Президентом, как главой государства, в соответствии с результатами референдума 17 сентября 2006 года и являются общеобязательными как для граждан Приднестровской Молдавской Республики независимо от их статуса и социального положения, так и для органов государственной власти. В соответствии с ними, гармонизация не означает унификацию, поскольку у Приднестровской Молдавской Республики и Российской Федерации разные формы правления и территориального устройства, различные налоговая и бюджетная системы, разный уровень благосостояния граждан, значительно отличаются материальные, финансовые, природные и другие ресурсные возможности. Таким образом, гармонизация представляет собой создание в самых различных отраслях права единых принципов, основных начал, внедрение в отечественную правовую систему эффективных и проверенных на практике правовых институтов. Вопреки этому, предлагаемые изменения не прошли процедур, установленных Президентом, и, как следствие, ни о их гармонизации, ни о их полезности для внедрения в отечественную правовую систему ничего не известно. Более того, предварительный правовой анализ показал, что предлагаемые изменения к гармонизации законодательства никакого отношения не имеют. В правовом поле Российской Федерации отсутствуют нормы права, позволяющие законодательным и представительным органам снимать депутатские полномочия с депутатов по причине их неучастия в заседаниях или иных мероприятиях без уважительных причин. Также, в Российской Федерации у законодательного органа отсутствует право принимать закон, в соответствии с которым всенародно избранное должностное лицо досрочно прекращает свои полномочия. Также, в Российской Федерации у законодательного органа государственной власти отсутствует право назначать исполняющего обязанности Президента. Президентская форма правления, принятая народом Приднестровской Молдавской Республики на референдуме в 1995 году, несовместима с правом Верховного Совета назначать исполняющего обязанности Президента Приднестровской Молдавской Республики.

Считаю необходимым отметить, что представленные законопроекты в случае их принятия разрушат систему сдержек и противовесов между ветвями власти, дестабилизируют политическую обстановку в республике и приведут к кризису власти, что в данный момент недопустимо.

На основании вышеизложенного, предлагаю отклонить представленные законопроекты в целом, а соответствующие предложения, изложенные в них, направить в Межведомственную рабочую группу по вопросам гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации. Далее, все работы по возможному совершенствованию Конституции вести в рамках конституционной комиссии, созданной органами законодательной и исполнительной власти на паритетной основе с привлечением представителей общественности.

Президент ПМР Игорь Смирнов