НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Идентичность приднестровцев: мифы и реальность

Общество // 13:41, 18 апреля 2012 // 1719

 Как сообщает ИА «Лента ПМР», 13 апреля в 15:00, в конференц-зале гостиницы «Аист» состоялся круглый стол на тему: «Существование приднестровской идентичности: политический миф или объективная реальность?», инициированный молодежным крылом движения  «ПРОРЫВ!».
На встречу для обсуждения данной темы, которая на сегодняшний день остаётся весьма актуальной для Приднестровья, были приглашены эксперты, парламентарии, средства массовой информации, а также представители общественных организаций и активной молодёжи. В частности, в дискуссии приняли участие: парламентарий Дмитрий Соин, политолог и историк Вячеслав Сирик, главный редактор газеты «Человек и его права» Николай Бучацкий, член Социально-Информационного Центра «Априори» Денис Марчков, молодые социологи, историки, политологи и юристы, а также журналисты интернет – телевидения «Днестр – ТВ».
Оживлённая дискуссия между участниками круглого стола показала, что среди присутствующих есть сторонники существования приднестровской идентичности. В частности, Дмитрий Соин, в своем выступлении отметил следующее: «Изначально Приднестровье строилось на  принципах гражданской  идентификации, а молдавское новое государство основывалась на  этнической идентификации. Да, несомненно,  выбор одного государственного языка, одного титульного этноса заложили маршрут дорожной карты Молдовы,  то есть стало понятно, что это государство развивается по этническому принципу. Я в это не вкладываю ничего плохого, просто это как данность, - в мире есть много этнических государств. В свою очередь многонациональное Приднестровье пошло по пути формирования гражданской идентичности, которая основывается не на национальной идее, а  скорее всего на принадлежности к определённой территории, общей истории, социально-экономическим и политическим достижениям, философии, гражданском мировоззрении… Этим существенно отличается этническая и гражданская идентичность. Как результат в Приднестровье в отличии от Молдовы, за редким исключением, никогда не стоял национальный вопрос : «Ты кто: молдованин, русский или гагауз?» Такой вопрос, по сути, даже не было принято  задавать человеку. Он не приветствовался и не принимался самим обществом. Были, несомненно, у нас какие - то исключения, но никакие националистические организации,  в итоге, в Приднестровье не прижились: ни молдавские, ни украинские, ни русские. Даже если здесь есть и Союз молдован,  и Союз украинцев, и Союз русских общин, то мы не можем назвать эти организации националистическими. Поэтому я считаю, что есть основания говорить о существовании Приднестровской идентичности, в противном случае в 90-х годах здесь бы не смогло возникнуть пусть и не признанное, но тем не менее, государство. Люди просто были бы разобщены без этой идентичности и не смогли объединиться  для каких -то действий, включая референдумы, митинги, сходы, выборы и защиту Приднестровья в 1992 году.   Но вопрос в другом: выльется ли эта идентичность во что - то более концентрированное?  Долгое время мы спорили, возможно ли построение такой общности, как приднестровский народ? До сих пор вокруг этого идут острые дискуссии. Конечно, сложное развитие приднестровской идентичности, как таковой, в конечном итоге может сформировать гражданскую нацию, а может так и остаться на уровне социального мировоззрения. И тут хорошим примером служит США, где есть понятие американец.  Американец может быть итальянского, русского, ирландского и т.д. происхождения, но на государственном уровне они все объединены в гражданскую американскую нацию. Россия активно двигается по этому пути. Замете, как там на уровне элит постоянно используется наднациональное определение «Россиянин». Да, нам в контексте этого есть над чем задуматься и определиться, по какому пути мы пойдем в деле дальнейшего развития идентичности», - подчеркнул Дмитрий Соин.
В итоге сторонники полярных точек зрения пришли к общему выводу: Приднестровье переживает глубокий кризис, что отражается, в том числе, и на идентичности приднестровского народа. Бегство из республики молодого, репродуктивного и трудоспособного населения вообще ставит ее под угрозу. И это настоящая национальная катастрофа, ведь молодёжь –это будущее республики. Участники встречи выразили пожелание Дмирию Соину, как парламентарию, чтобы он инициировал ещё один круглый стол по данной проблематике, но уже на более высоком уровне, в стенах здания Верховного Совета ПМР. Необходим открытый диалог по приднестровской идентичности между представителями общественности, экспертами и депутатами.   В свою очередь, Дмитрий Соин поддержал это предложение участников встречи и пообещал инициировать круглый стол в Парламенте, куда будут приглашены, как депутаты, так и активные представители гражданского и научного сообществ.