НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Евгений Шевчук - «Человек Молдовы в Приднестровье»

Общество // 13:59, 23 сентября 2011 // 1432

Не сенсационная новость:  политики и эксперты Молдовы уже открыто признали, что их устраивает Евгений Шевчук.
«Урегулирование Приднестровского конфликта в рамках территориальной целостности Молдовы» — это слова так часто звучат в Молдавии, что стали уже, пожалуй, мантрой для ее политической элиты. И как всякая мантра, слова эти для произносящих потеряли всякий смысл и содержание.
Возможно, именно  поэтому  подытоживая результаты прошедшего в Кишиневе 20 сентября  круглого стола, посвященного  вопросу «Приднестровского урегулирования»,  экс-премьер-министр Республики Молдова Дмитрий Брагиш охарактеризовал действо как «междусобойчик, на который собрались потравить анекдоты».
Почему же столь серьезное мероприятие в итоге оказалось выхолощенным? Причин тому сразу несколько. Прежде всего, круглый стол заявлялся как мероприятие с участием молдавских и приднестровских  экспертов. Но из представителей левого берега на дискуссии, увы, не присутствовал никто. Обсуждать же судьбу Приднестровья без самих приднестровцев как-то даже странно.
Во-вторых, сказалась внутриполитическая коньюнктура. Представители различных партий предпочли вступить в полемику между собой, отстаивая узкопартийные интересы, нежели искать консенсус. В ситуации, когда любое решение может быть атаковано противной (или союзной — как в Альянсе, где каждый готов подставить союзнику подножку) стороной, выступающие предпочитали держаться с осторожностью и говорить «о былом», нежели выходить с инновационными предложениями.
Третья причина комедийного характера дискуссии — это  отсутствие понимания того, а что же мы хотим получить на выходе? Понятно, что если нет ответа на вопрос «Что?», то отвечать на вопрос «Каким путем?» просто не имеет смысла. Как метко заметил Корнел Чуря (политолог, сотрудник ИДИС «Вииторул») «сегодня мы ведем переговоры о начале переговоров. И начало этих переговоров ни о чем стало самоцелью».
Но всех присутствующих порадовало то, что хотя бы в одном вопросе все достигли согласия.  Общее мнение группы выразил директор программ Института публичных политик (ИПП), старейший молдавский политик, аналитик  Оазу Нантой: «Сегодня у нас нет социально-экономической модели реинтеграции. Нам нечего предложить жителям левобережья, не с чем к ним идти и не о чем  с ними говорить». Как говорится, дошло, наконец-то!
Хотя, когда участники перешли к обсуждению второго пункта повестки и принялись рассматривать тему выборов главы Приднестровья в плане влияния их результатов на процесс реинтеграции страны, тот же Оазу попал, как говорится, «пальцем в небо». По его мнению, «конфликт существует уже двадцать лет между государством Республика Молдова, с одной стороны, и «неоимпериализмом» в лице Российской Федерации». Такой пассаж и задал тему дальнейшему обсуждению, в котором участники принялись рассматривать не глубинные причины неприятия народом Приднестровья парадигмы движения Молдавии в Румынию и далее в НАТО, а персоналии, которые, якобы, мешают «вопросу реинтеграции страны».
По мнению депутата Парламента Молдавии от  Демпартии Стелы Жантуан, «только стеснительность» помешала до сего дня Молдавии завести политическое лобби и своего кандидата на пост Президента ПМР. «Почему это Россия может иметь интересы, в Приднестровье, Украина может, даже Евросоюз может, а мы — стесняемся?», — риторически вопросила г-жа Жантуан. И ей тут же не замедлил ответить политолог Богдан Цырдя.
«Кандидатура, которая вызывает оптимизм, хотя пока и осторожный,  — это Евгений Шевчук. Шевчук, несмотря на его аффилированность с бизнес-интересами, — умеренный реформатор, проявляющий конструктив по отношению к  Молдавии», — отметил Цырдя.
Продолжая анализ предвыборной ситуации в Приднестровье, Цырдя отметил, что «Смирнов — авторитарный и непредсказуемый человек. Достаточно сказать, что из 170 соглашений, подписанных им с Молдавией, не исполняется ни одно. Евгений Шевчук же, по словам Мариана Лупу, неоднократно встречавшегося с ним, — гибкий политик и с его помощью есть надежда решить вопрос реинтеграции страны».
Что ж, возможно, кишиневский круглый стол, начавшийся как фарс, в результате все же сыграл свою определенную инновационную роль? И Молдавия нашла, как ей кажется, решение «приднестровского конфликта». И решение это — в том, чтобы поставить «своего президента» левому берегу?
 

 

ИА «Лента ПМР» - по материалам аналитических порталов