НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
В Одессе предложена концепция реформы системы образования

В Одессе предложена концепция реформы системы образования

Образование // 16:07, 10 октября 2015 // 2485
В Одессе предложена концепция реформы системы образования. Ее автором является Сергей Драганов, который разработал комплексный подход к реализации назревших изменений. ИА "ТИРАС" предлагает данный документ для обсуждения педагогами, экспертами, родителями и учащимися.
 

 

Краткое описание концепции реформы системы образования.
(Пилотный проект для Одесской области).


 
В рамках одесского пакета реформ в настоящее время готовятся предложения по реформе системы образования. Они основаны на законопроектах об образовании, но в чем-то идут дальше, на наш взгляд более радикальны, оптимальны, эффективны и системны. Основных тезисов 4. Первое - функциональное разделение ступеней образования на основе использования сенситивных особенностей возраста ученика и соответствующая оптимизация школьной сети. Второе - новое содержание учебного процесса. Третье - реорганизация управления по схеме: МОН – региональные департаменты – школы и глубокое изменение содержания системы управления. Четвертое - финансовое обеспечение реформы и оптимизация расходов при полной открытости детализированной финансовой информации и приоритетности ваучеризации и достижения максимальных практичных результатов обучения.
 
 
Философия. (Цель)

Система образования нуждается в оптимально быстром и сбалансированном переходе в новое качественное состояние. Речь идет не о косметическом лакировании отжившего старого и даже не о частичном глубоком реформировании, а фактически о совершенно новой системе. Системе обладающей иммунитетом от коррупции на всех уровнях. С устойчивым направлением развития в сторону достижения полных практичных результатов и компетенций 21 века во всех сферах. Украинское образование должно соответствовать лучшим мировым стандартам, а в некоторых моментах мы можем начать первыми и предложить проекты, на которые смогут равняться даже самые передовые страны и которые затем все смогут перенимать как наш передовой опыт.


 
7 принципов образования:
- Равенство;
- Состязательность;
- Открытость;
- Самостоятельность;
- Практичность;
- Солидарность;
- Гармоничность.


 
Функциональное разделение ступеней образования
 
Базовая идея – использование сенситивных особенностей каждой возрастной группы школьников, что позволяет наделить ступени школьного образования своими отдельными приоритетными функциями обучения:
 
- начальная (младшая) школа – изучение языков
- средняя школа (гимназия) – изучение базовых наук, создание условий для возможной специализации и углубленного овладения компетенциями и навыками
- старшая школа (лицей) - синтез полученных знаний, подготовка к профессиональной деятельности и самостоятельной жизни
 
Идея проста, но как ни странно, пока до сих пор толком не реализована ни в одной стране мира. В итоге же мы добьёмся целого ряда полных практичных результатов, в том числе общекультурных и экономических.
Вот только один из множества возможных примеров. Сейчас за весь школьный период в общеобразовательных школах согласно типовым учебным планам иностранный язык преподается более 1200 академических часов без учета возможной вариативной части. В школах с углубленным изучением иностранных языков и вовсе около 1900 часов. Результат же владения языками нашими выпускниками даже спецшкол все равно иначе как плачевным назвать трудно. В то же время в мировой практике считается достаточным при интенсивном обучении в среднем всего около 500 часов для того, чтобы человек заговорил без языкового барьера на другом языке. При этом общепризнано, что дети до 12-ти лет на это тратят примерно вдвое меньше времени и усилий. Наиболее же благоприятное (сенситивное) время для изучения иностранных языков – с 4-х до 8-ми лет. Поэтому главные усилия оптимальнее всего направить на их изучение в начальной (младшей) школе. Причем добиться, чтобы по ее окончании каждый ученик мог общаться на одном из иностранных языков – английском, французском или немецком без языкового барьера на уровне В1+ по классификации CEFR (с учетом 10-летнего возраста). Для этого 1 из данных 3-х языков должен изучаться ежедневно, во всех типах школ, желательно в присутствии на уроке хотя бы 2 раза в неделю помощника учителя – носителя соответствующего языка. Если к этому добавить еще несколько стимулов, в частности, переход на систему пока добровольной внешней сертификации учителей и сдачу ВНО после 4-го класса, то 650 часов более чем достаточно, чтобы даже «слабые» дети овладели иностранным языком. В одесской рабочей группе «Реформа системы образования» сейчас готовится предварительное экспертное заключение о том, что конкретно надо сделать, чтобы быстро добиться данной цели отталкиваясь от существующих реальных условий Одесской области.
В следующих же классах время на изучение иностранного можно смело уменьшить, особенно если перейти на частичное (или полное – в лицеях) билингвальное преподавание. В итоге при уменьшении как минимум на 100-200 часов преподавания иностранного языка по сравнению даже с общеобразовательными школами мы получаем как минимум гораздо более качественный результат!
Далее, прежде всего за счет уменьшения времени, отведенного на изучение иностранных языков мы получаем возможность значительно расширить вариативную часть (согласно типовых планов в гимназиях не менее 6 часов в неделю, в лицеях – не менее 10-ти) или уменьшить общую нагрузку на детей. В любом случае они получат гораздо больше возможностей по сравнению с существующими для развития других практичных навыков и компетенций.


 
Коль скоро мы затронули языковую часть образования, то надо подчеркнуть, что главное в нем – углубленное изучение своего национального языка, литературы и культуры и овладение иностранным языком.
Первая задача – литературный украинский нуждается в широком внедрении в школьную жизнь области и избавлении речи преподавателей и учеников от «суржика».
 

Вторая – языки других национальностей – болгарской, молдавской, еврейской, гагаузской, армянской и т. д. также нуждаются в исправлении существующего положения, когда зачастую менее 50% считают родным язык своей национальности.
Обе эти задачи имеют первостепенное значение особенно для Одесской области. И третье – уже упоминавшийся иностранный. При этом важной особенностью является то, что основные финансовые расходы и волонтеров в статусе помощников украинских учителей иностранных языков могут предоставить страны носителей соответствующих языков, прежде всего США, Канада, Великобритания, Германия, Франция и, возможно, другие. В сложившейся геополитической и внутриукраинской ситуации мы вправе просить об этом наших партнеров и союзников, а у них есть свои веские стимулы для помощи нам и нет никаких веских причин для отказа. Причем для Германии и Франции дополнительный интерес может заключаться в том, что исторически в Одессе и области проживало много французов и немцев.

Еще одним принципиальным моментом системы функционального разделения ступеней является введение дополнительных ВНО. Переход на следующую ступень происходит путем сдачи тестов, адаптированных для 10-11-летних (ВНО после окончания начальной (младшей) школы) и 15-летних (ВНО после окончания базовой школы).
Предложение проводить ВНО между ступенями высказывалось и ранее. Планировалось сделать его только ознакомительным, никак не влияющим на дальнейший процесс поступления ученика в следующий класс или школу. Однако в свете функционального разделения гораздо правильнее переход на следующую ступень осуществлять именно на основе сдачи ВНО, во всяком случае оно может стать одним из факторов влияния на данный переход. Это благотворно повлияет на отношение к учебе со стороны учеников и учителей, будет способствовать здоровой конкуренции между школами, а также позволит избежать коррупции. Да, ВНО продолжают критиковать. Но форма уже явно доказала свою практичность, жизнеспособность и необходимость. Другое дело, что надо обязательно менять содержание. Причем не только сами тестовые задания (равно как и сами программы обучения с учебниками). Возможно, стоит подумать о привлечении к составлению тестов детских психологов и самих учеников. И даже предлагать на выбор несколько вариантов оценивания, в том числе без бальной шкалы (например, уровни «стандарт», «углубленный», «глубокие знания и умения» с более детальной дифференциацией) …
 
Продолжение следует.