/

iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

В Тирасполе состоялась очередная лекция на тему: «История театра в России»

Образование
//
12:31, 4 ноября 2011
//
746

Как сообщает ИА «Лента ПМР» 25 октября по инициативе Международной молодёжной корпорации «ПРОРЫВ!», при поддержке фонда «Русский мир и в рамках проведения в ПМР проекта «Молодёжный центр русского языка литературы и музыки», была проведена очередная лекция курса «Культура России». Тема лекции: «История театра в России». Лектором выступила Доника Анастасия.

«Актерские действа известны издавна. Сначала они были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами.Но постепенно «эстафета» лицедейства была перенята мирянами», - с этих слов начала своё выступление Анастасия Доника.
«Русские средневековые актёры скоморохи известны с XI столетия. Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведей, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы.Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки — как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки», - продолжила Анастасия Доника.
«И хотя официально: «В России первый балаган был связан с именем Петра I», народные представления на Руси известны издавна.Из театральных атрибутов скоморохи использовали кукол, маски, райки, первые музыкальные инструменты — гусли, дудки, жалейки и т. д. Однако балаганы ещё долгое время продолжали существовать как места для ярмарочных представлений, да и сами эти шутейные представления на ярмарках, городских и рыночных площадях получили название балаганов. Сюжеты и шутки балаганных выступлений были грубыми, в основном с «физиологическим уклоном» — это были представления для народа, и темы выбирались понятные для самых низких слоёв общества. Поэтому само слово «балаган» со временем приобрело презрительный оттенок и стало значить шумное сборище многих людей с дурным вкусом. Однако не учитывать значение балаганных выступлений в развитии театрального искусства на Руси невозможно», - отметила Анастасия Доника.
«Это пренебрежительное отношение к балагану установилось в XIX веке, когда ярмарки и народные гуляния, занимающие весьма заметное место в жизни городского населения России, тем не менее, не становились предметом глубокого профессионального исследования. Позже, с начала XX в., появились серьёзные искусствоведческие и культурологические работы, рассматривающие балаган в контексте истории мировой культуры (Абрам Лейферт, Юрий Лотман, Михаил Бахтин и др.). Балаган серьёзно изучался и театральными практиками (Всеволод Мейерхольд, Александр Блок и др.). Принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено.Из московских частных музыкальных театров конца XIX — начала XX веков в первую очередь необходимо назвать театр Саввы Мамонтова и оперный театр Сергея Ивановича Зимина.Также в это время работали несколько драматических частных театров: театр Корша, Соловцова, др. В предреволюционные годы появились МХТСтаниславского и Немировича-Данченко, Камерный театрТаирова, в 1901 году в Москве открылся «Новый театр» под руководством Л. Б. Яворской, просуществовавший несколько лет; в Петербурге работал Евреинов — все они представляли новые театральные явления, не вписывающиеся в ставшие тесными рамки императорских театров. Особое место в развитии реалистического направления в театре и русского драматического искусства занимают теоретические разработки Станиславского, ставшие достоянием всего мирового театрального движения», - пояснила Анастасия Доника.
В завершении своего выступления Анастасия Доника отметила следующее: «Несмотря на быстрое течение времени, и в наши дни, театр не потерял своей актуальности и по прежнему вызывает огромный интерес у зрителей. Интенсивная творческая атмосфера, стремление еще лучше отобразить динамизм нашей жизни, быть источником идейного обогащения и нравственного воспитания современных людей — вот, что характерно для русского классического театра», - подчеркнула Анастасия Доника.

 

 


comments powered by HyperComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×