НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Юбилей дубоссарских строителей

Образование // 10:57, 5 сентября 2011 // 1488

Как сообщает ИА «Лента ПМР», дубоссарской  малой  арендной строительной организации «МАРСО» исполнилось двадцать пять лет. Столько же ее возглавляет  известнейший в городе строитель, Заслуженный  работник ПМР Иван Витович. Все начиналось в далеком уже 1986 году. Решением объединения «Агропромстрой» МССР  на базе строительного треста №7 была создана специализированная строительная организация. Ей отдали недостроенную базу на северной оконечности города. Была поставлена задача - строительство объектов социального назначения на территории тогдашней Молдавской  республики. Дубоссарские строители возводили детские сады, в основном,  в южной и центральной зоне.  В зависимости от местных потребностей,  дошкольные учреждения строились с расчетом  на  135 -340 мест. До распада Советского Союза строительная организация сдала в эксплуатацию 50 детских садов. В Приднестровье  сады построены в селах Кочиеры,  Малаешты и Суклея. Дальнейшее финансирование этого проекта было прекращено, и  предприятие занялось общим строительством. В начале девяностых годов прошлого века, когда промышленные и строительные организации левого берега стали переходить под юрисдикцию Приднестровья, «МАРСО» оказалось в сложной ситуации. Значительная часть  специальной техники и механизмов находились на территории другого государства, которое не прочь было объявить это имущество своей  собственностью. Однако, коллективу удалось полностью возвратить все машины,  порой окружными путями, на дубоссарскую базу.

Однако,  строителям практически не удалось заняться делом: грянула война 1992 года. Предприятие оказалось на самой линии обороны города. На ее территории располагались артиллерийские батареи наших подразделений. Технику, зачастую под обстрелом, пришлось эвакуировать в Гулянку и Красные Окна. Братья по другую строну границы оказали помощь в ее временном размещении. В результате обстрелов базе был нанесен большой материальный ущерб, в том числе и технике, которая оставалась там во время боевых действий.

  Строители «МАРСО» давно снискали в Дубоссарах славу высоклассных специалистов, и поэтому при выборе исполнителя работ заказчики часто обращаются именно сюда. В течение последних десяти лет фирма осуществляет капитальный ремонт Дубоссарской ГЭС. Как отметил Витович, за это время освоены капиталовложения, эквивалентные 350-ти тысячам американских долларов.  Коллектив построил два пятиэтажных дома в микрорайоне Большой фонтан, трехэтажный дом по улице Энергетиков, а также десятки индивидуальных домов для тружеников различных дубоссарских предприятий и в сельской местности. Строители возвели шатровые крыши на более чем десяти жилых «многоэтажках» Дубоссар. В 2010 году организация была передана под управление госадминистрации (сегодня государство владеет 47-ю процентами акций).

Сегодня строители активно занимаются и производством.   Собственный цех изготавливает  тротуарную плитку, кольца для водопроводных и канализационных колодцев, лестничные ступени и т.д. На договорных условиях  получают и реализуют  шпалерные столбики. Это, по словам руководителя, существенный вклад в доходные статьи предприятия. Все послевоенные годы «МАРСО» содержит и благоустраивает находящийся рядом рынок по реализации крупного домашнего скота, один  из самых известных в регионе.

Предприятие располагает уникальными механизмами в Приднестровье. Достаточно назвать  тридцатишеститонный кран на пневматическом ходу или кран гусеничный,  грузоподъемностью в 25 тонн. Первый использовался при ремонте гидроэлектростанции. Второй,  для которого любая пересеченная местность не является помехой, применялся при ликвидации последний памятного обледенения 1999 года. В парке имеются также высокопроизводительные машины «КрАЗы» и «Уралы». Они находятся в рабочем состоянии,  однако, из-за высокого расхода топлива становятся невостребованными.  Предприятие их даже не может продать из-за отсутствия спроса.

Сокращение объемов производства, естественно, привело и к снижению численности работающих.  В конце восьмидесятых годов  здесь трудилось более двухсот человек. Сегодня списочный состав составляет всего сорок. С сорока до восьми сократилось число инженерно-технических работников. Со дня создания организации здесь трудится крановщик Федор Рошка. В числе ветеранов также бригадир Сергей Запольских, главный инженер Василий Мун и ведущий инженер Александр Багнибов.

Особое слово о руководителе. Иван Антонович - единственный в городе строитель,  прошедший столь многогранный строительный путь. За его плечами сорокадевятилетний трудовой  стаж. Уже в восемнадцать лет он получил звание отличника военного строительства. И это не все. У него двое детей и все строители. Сын Вадим окончил Одесскую строительную академию. Дочь Виктория, известная в свое время в Молдавии теннисистка, мастер спорта СССР, тоже получила строительную специальность в Кишиневском «политехе». Оба работают в строительных организациях Москвы. По стопам матери и дела пошел внук Иван, поступивший в этом году в строительный техникум.

Иван Витович не только прекрасный организатор и профессионал, но и активный общественник. Он был в числе тех, кто активно боролся с молдавским  национализмом  за создание Приднестровской республики, участвовал в формировании дубоссарского общества украинской культуры «Проминь».

Четверть века для предприятия,  прочно занимающего нишу в строительном бизнесе, это, же конечно, не срок. Мы надеемся, что опыт и высокое качество работ этого коллектива будут востребованы еще многие годы.

 

Николай Градобоев