/

iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Проблемы нравственности в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»

Образование
//
10:01, 12 августа 2011
//
6714

12 августа в рамках проекта «Молодежный центр русского языка, литературы и музыки», который реализуется ММК «ПРОРЫВ!» при поддержке фонда «Русский мир», была прочитана лекция из курса «Культура России». Докладчиком на этот раз стал Владислав Тимофеичев. Слушателям была представлена тема «Проблемы нравственности в пьесе  А. Н. Островского «Бесприданница».


Владислав раскрыл  основные мысли, взгляды, пристрастия, автора, его нравственные идеалы, отраженные в данном произведении.
«Бесприданница» — одно из поздних творений Александра Николаевича Островского. В нем конфликт основан на доверчивости бедной влюбленной девушки и вероломстве ее богатого обольстителя. Здесь раскрыта драма между зависимой бедностью и всемогущим богатством. Отношения между героями показаны с сюжетной и психологической конкретностью, гораздо яснее раскрыта их реальная внутренняя закономерность, и поэтому они полны драматического пафоса», - отметил лектор.


Далее Владислав Тимофеичев остановился на детальном анализе основных персонажей пьесы: «Лариса Огудалова — не простая девушка из мещанской среды – Она воплощает традиции дворянского воспитания, и в ее характере проявляется резкое противоречие между стремлением к внешнему блеску, к показному благородству жизни и более глубокими, внутренними свойствами ее натуры — серьезностью, правдивостью и жаждой неподдельных и искренних отношений.
Для матери Ларисы, оставшейся вдовой с тремя юными дочерьми, показное изящество и благородство жизни семьи является  естественным и  нормальным состоянием. Это  искусство и трудно создаваемая декорация, служащая средством для устройства выгодных браков ее дочерей. Для нее льстивость и хитрость — основной принцип обращения с богатыми людьми, посещающими дом. Лариса — младшая, последняя оставшаяся в доме, и матери надо сбыть ее с рук, даже не претендуя на большую удачу.
Паратов по характеру не предприниматель и не делец, а богатый избалованный столичный барин. «Заведя дело», он не входит в его «бюджетные» тонкости, потому и разоряется, но и тут не берется за работу, а решает поправить свое положение выгодной женитьбой. Паратов усвоил внешний лоск, который проявляется в смелом, иногда даже в дерзком и вызывающем поведении, в склонности к рискованным поступкам. Все это выделяет его из общей массы. Его манеры самодовольны и небрежны».


В завершении лекции … рассказал о смысле, который Осторовский вложил в трагическую развязку своего произведения:  «Драматург показал, что судьба вмешалась в жизнь и смерть Ларисы, спасая героиню от разврата, к которому толкают ее обстоятельства. Драма оказалась удивительно актуальной и злободневной, раскрывающей суть извечной трагедии бесприданницы — умной, яркой, талантливой индивидуальности, становящейся предметом торга. «Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. И сейчас убедилась в том, я испытала себя… Я вещь! Наконец, слово для меня найдено, вы нашли его…»
 

 

Маргарита Данилина

 

 

comments powered by HyperComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×