НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Русские меценаты конца 19 – начала 20 веков

Образование // 14:41, 8 июля 2011 // 13522

7 июля   в рамках проекта «Молодежный центр русского языка, литературы и музыки», который проводится ММК «ПРОРЫВ!» при поддержке фонда «Русский мир», прошел лекционный курс «Культура России». Очередной доклад прочитал Александр Максимчук.  На этот раз он обратился к теме «Русское искусство конца 19 – начала 20 веков. Русские меценаты». 
Как отметил лектор,  говоря о русском искусстве «серебряного века», нельзя не вспомнить о меценатах, о людях которые любили, ценили и понимали искусство, сохраняли его и стремились подарить его людям.
«То, чем  сейчас владеют музеи, они обязаны поискам и открытиям энтузиастов, собирателей, меценатов. Тогда не было никаких государственных программ и планов. Каждый коллекционер собирал то, что ему нравилось, как умел, систематизировал, иной раз исследовал и публиковал», - рассказал Александр.
Далее лектор подробно описал деятельность наиболее известных меценатов: семьи Морозовых, Петра Щукина, Павла Третьякова, Ильи Остроухова и Саввы Мамонтова.
 «Савва Иванович Мамонтов (1841-1918), крупный железнодорожный промышленник, человек разносторонне одаренный (замечательно пел, занимался скульптурой), большой знаток и ценитель искусства. В 1870-1890-е гг. его подмосковное имение Абрамцево стало центром художественной жизни. Здесь работали лучшие художники того времени (Поленов, Репин, Антокольский, братья Васнецовы, Нестеров, Врубель, Коровин, Суриков, Остроухов, Серов и др.), с которыми сам  Мамонтов был в дружеских отношениях. При содействии Саввы Ивановича и его жены Елизаветы Григорьевны были созданы художественные мастерские, развивавшие традиции народного творчества керамики и резьбы по дереву», - рассказал лектор о вкладе в развитие русской культуры одного из меценатов.
«Последствия деятельности энтузиастов русской культуры поистине грандиозны: все фонды музеев дореволюционной России были составлены из собраний, скрупулезно подобранных и согретых сердцем коллекционеров. Благодаря их деятельности наши музеи располагают уникальными произведениями искусства разных времени и народов», - таким словами была окончена лекция.
 

 

Маргарита Данилина