НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

О пользе цветочной клумбы

Образование // 14:55, 4 мая 2011 // 1629

Страсти вокруг газет «Независимая Молдова» и «Молдова суверанэ» как повод поговорить о качестве и судьбах отечественной журналистики.

Если власти все-таки решатся приостановить деятельность негосударственных изданий «Молдова суверанэ» и «Независимая Молдова» и возобновят процесс их разгосударствления, то они, во-первых,  сами себе нанесут моральный ущерб, что в их нынешнем положении представляется рискованным поступком, во-вторых, надолго потеряют лицо молдавской либеральной демократии. Об это в интервью агентству НИКА-пресс заявил главный редактор газеты «Молдова суверанэ» Ион Берлинский. По его  мнению, все разговоры о незаконно проведенной несколько лет назад приватизации изданий являются досужими, и у спорящих сторон до сих пор сохраняется возможность  при помощи различных судебных инстанций  разобраться в  таком искусственно осложненном вопросе. Одно, по его убеждению, остается бесспорным и не нуждающимся в дополнительных или особых подходах к решению проблемы – творческие и технические коллективы обоих изданий не могут лишиться работы или быть ущемленными какими-либо иными способами, если сама процедура разгосударствления до сих пор не завершена и изначально, возможно, была запущена, опять же не по их вине, с некоторыми нарушениями законодательства. 

Берлинский затруднился ответить на вопрос о причинах, не позволивших в свое время провести тендеры по определению новых собственников изданий, и сказал, что претензии этого рода следует предъявлять не редакционным коллективам, которые являются, как это бывает в подобных случаях, первыми и основными претендентами на указанную собственность, а правительству Василия Тарлева, чиновники которого и обязаны были безупречно выполнить свою работу до конца. «Именно поэтому, а также по праву человека, профессионального журналиста и руководителя коллектива, я готов вступить в открытые дискуссии в ходе судебных разбирательств на любых уровнях, вплоть до Европейского суда», - сказал собеседник агентства и выразил надежду, что найдет безусловную поддержку своих настроений в обоих  редакционных  коллективах.

В то же время, он выразил убеждение, что критическая ситуация, сложившаяся вокруг «НМ» и «МС», является основательным поводом для  размышлений прежде всего на профессиональном уровне о качестве отечественной журналистики и ее роли в партийной и общественно-политической жизни,  о солидарности журналистского сообщества страны... Кроме того, сказал редактор, у нас давно назрела необходимость создания профессиональной независимой корпорации, решающей исключительно профессиональные проблемы, защиты прав журналистов, которые работают во всех информационных, вещающих и издательских отраслях. А высшим признаком стремления к оздоровлению всего механизма, вмещающего в себя выполнение задача по информированию общественности страны и предоставлению ей права на свободные дискуссии по волнующим ее проблемам,  стало бы появление в Молдове большого независимого издания, освобожденного от агитационно-пропагандистских задач и  существующего на средства тех спонсоров, которые не требуют взамен публикаций своих портретов или слащавых рассказов о том,  к примеру, какие замечательные стихи они сочиняли в детстве и как радовали высокими знаниями  институтских преподавателей.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

С юридической стороны дело газет «Независимая Молдова» и «Молдова суверанэ» действительно простое. Надо определить, опираясь на нормы, регламентирующие условия передачи государственной собственности в частную, – законно или нет функционируют эти предприятия. Скорее всего, у нынешних властей окажется больше юридических оснований (технических возможностей еще больше), чтобы приостановить незаконченную процедуру разгосударствления «НМ» и «МС», объявить тендер, и, если так уж нужны им названные СМИ, помочь выиграть конкурс «более перспективному и надежному претенденту». Мораль, на которую уповает Берлинский, в ходе приватизации  объектов, тем более лакомых, всегда была на последнем месте. Как правило, никакие суды потом, когда все продано, не смотрят жалостливо в сторону коллектива, оставшегося без крыши над головой или, скажем еще мрачнее, без куска хлеба. 

Но борьба за газеты, пусть и неравная, все-таки предстоит. Одни (власти) будут лениво ждать победы. Другие (нервные антилибералы) будут грозить забастовками, баррикадами на этажах Дома печати и голодовками. Отметим еще - борьба будет особой. Какой, извините, дурак-приватизатор стал бы ломать копья, трепать нервы и терпеть возле своих ворот митинговые крики «не задушишь нас и не убьешь и рот нам не закроешь», чтобы получить в собственность заведомо нерентабельное предприятие, которое никогда (!) в условиях Молдовы не принесет прибыль. Малого того, с каждым годом все больше и больше будет требовать вложений.

Так за что же одни готовы в борьбе положить головы, а другие – свой и без того зыбкий авторитет?

«НМ» и «МС» стали в начале 90-х годов символами освобождения от коммунистической цензуры и перехода  к высоким  стандартам свободы слова. «Независимая Молдова» и «Молдова суверанэ» (прежде «Советская Молдавия» и «Молдова сочиалистэ») автоматически, т.е. без лишних нравоучений кадрового состава,  встали на службу молдавским демократам и верно служили им, кляня «проклятое коммунистическое прошлое» и восхваляя будущую некоммунистическую жизнь. Молдавское демократическое настоящее хвалить было не за что. Гагаузская и приднестровская проблемы, безработица, местами голод, общественный и политический бедлам, неопределенная внешняя политика, развал сельского хозяйства, дичающие села...  Коммунисты, вернувшиеся во власть в ином обличии и во главе с Ворониным, понятное дело, получили в наследство от демократов «главные» республиканские СМИ - «Независимую Молдову» и «Молдова сочиалистэ». Легко обращенные в новую старую идеологию, они    включились в коммунистическую пропаганду.  Именно на этот период пришли из Европы идеи о ликвидации в РМ государственных СМИ и превращения их в СМИ общественные. Воронинцы, объявив себя еврореформаторами, эти идеи подхватили и, оставаясь у власти, превратили их в  свои ведущие пропагандистские структуры. Получилось, по-ленински: каждый редакционный коллектив должен быть продолжением партийного аппарата. Европейские советчики двуличия ситуации старались не замечать: общественные по статусу «НМ» и «МС» превратились в  коммунистические издания и остаются ими до сих пор. После апрельских событий 2009 года Коалиции «За европейскую интеграцию» удалось отбить у ПКРМ компанию Телерадио-Молдова. А вот общественные по статусу «НМ» и «МС» остались за ПКРМ.

За них-то  и началась борьба. И даже не за них, если уж быть до конца точными. А за названия,  за так называемые бренды. Газеты «Независимая Молдова» и  «Молдова суверанэ», имея неформальный статус главных изданий страны и  агрессивно проповедуя воронинскую политику, были и остаются весьма эффективными на информационно-агитационном поле страны. Поэтому, если и сохранятся в каком-то виде  эти редакционные коллективы, то в названиях своих новых изданий они не будут иметь слово «Молдова». Это будет сделано еще и потому, чтобы лишить Воронина-самозванца возможности (не один же он такой государственник и спаситель отечества и нет ведь в стране газеты с названиями «Либерал Молдовы», «Молдавский демократ» или «Народно-республиканский молдаванин») трепать в узкопартийных интересах общенациональный бренд. Все возвращается на круги своя. Когда Воронин пытался зарегистрировать печатный орган ПКРМ «Коммунист Молдовы», то ему дали понять примерно следующее: а не много ли вам, товарищ, будет, когда мы только-только и едва-едва освободились от бредовых идей и коммунистических демагогов.

Что же касается мечты о большом республиканском независимом издании, имеющем свою позицию и права на «конструктивную критику», то они, как и мечты о  корпорации профессиональных журналистов, нереальны. В стране  сегодня пока нет (а жаль!) богатых и морально здоровых людей, способных понять, что средства полезно тратить и на содержание клумбы, где круглый год цветут цветы. Пользы, конечно, никакой – одни затраты, да еще и охранять надо от воришек и влюбленных пошляков. Зато как красиво.

… А тех яростных антикоммунистов, затеявших отобрать у ПКРМ  ее  «Независимую Молдову», надо успокоить. Если она так страстно, как сейчас, поработает еще несколько месяцев, то  загубит и Воронина, и всю его партию, и сама погибнет без судов и скандалов.  Как она называет председателя ПКРМ? Да вот почитайте. Это цитаты из «НМ», с которой Воронин собирается вернуться к власти, построить в РМ свою Европу, модернизировать, реинтегрировать, европеизировать страну,  уничтожить, как не раз и на весь мир обещал, всех антигосударственников  и антимолдавских сволочей.

- «Не думаю, что можно сегодня найти в анналах современной молдавской истории фигуру, равную Владимиру Воронину по своей харизме, прагматичности действий, жесткости и твердости характера и человеческого отношения к гражданам страны».
- «… он никогда не выставлял напоказ знание так называемых престижных современных языков.., юля перед заморскими волонтерами, дабы понравиться носителям этих языков; Воронин в совершенстве овладел самым престижным и ценным для любого современного политика языком: он знает, на каком языке и как нужно разговаривать с собственным народом».
- «он никогда не бил себя в грудь и не рвал на себе рубаху, показывая свою демократичность».
- «самые отчаянные смельчаки не возьмутся предсказать, на какой обочине  современной истории могла бы оказаться сегодня Молдова, если бы в том далеком уже  2001 году на Конституции страны поклялся бы не третий президент РМ Воронин, а какой-нибудь политический проходимец, которые, к сожалению, не перевелись еще на молдавской земле».
- «он спас страну от неминуемой экономической катастрофы и от исчезновения Молдовы как суверенного государства»;
- «стойкость, с которой он выдержал этот удар судьбы (бегство крыс с корабля ПКРМ – прим. НП), еще раз показывает: эти люди и в подметки не годятся экс-президенту Владимиру Воронину».