НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Курс лекций «Культура России» продолжает функционировать

Образование // 13:01, 20 апреля 2011 // 1947

14 апреля  в рамках проекта «Молодежный центр русского языка, литературы и музыки», который реализуется  ММК «ПРОРЫВ!» при поддержке фонда «Русский мир», была  прочитана  очередная  лекция на тему «Русский театр конца 19 – начала 20 века».  Докладчиком на этот раз выступила Маргарита Данилина, выпускница Приднестровского государственного университета. По словам лектора, главными событиями этого периода в жизни театра были творения таких великих драматургов, как Антон Павлович Чехов и Максим Горький, а также создание Художественного театра.


Именно с постановки в Художественном театре пьесы А.П.Чехова «Чайка», которая  изначально не была  понята и принята зрителем, и зародилась знаменитая формула драматургии:  «не играть, а жить на сцене». Как отметила Маргарита,  спектакль был весь построен на настроении, на едва заметных во внешнем выражении душевных движениях, необычные образы, которые нельзя было показать, изобразить, с ними надо было слиться, их надо было прожить.  Режиссером данной пьесы стал Станиславский, который  придумал ряд мизансцен, которых никогда в театре не было. Так, совместно с Чеховым создавалось то многообразие, которое во многом определило дальнейшие пути развития театра. Это требовало новой техники актерского исполнения.  И Станиславский создает свою систему психологического реализма, направленную на воспроизведение «жизни человеческого духа». А Немирович-Данченко разрабатывает учение о «втором плане»,  когда за высказанным угадывается многое невысказанное.


«Главным начинателем и создателем общественно-политической жизни»  Художественного театра, по оценке Станиславского,   был Максим Горький. В спектаклях его пьес «Трое», «Мещане», «На дне» была показана тяжелая доля рабочих и «низов общества», их права, призыв к революционной перестройке. Спектакли проходили при переполненных залах.
В заключение докладчик подчеркнула: «Несомненно,  конец 19 – начала 20 века стал переломным этапом в развитии театра. Он знаменовался переходом от постановок, направленных на воздействие посредством эфектных страстных монологов, положений, к глубокой, психологической игре. Зритель смог увидеть на сцене подлинных живых людей, говорящих между собой самым обыкновенным, не приподнятым тоном, словно у себя дома, людей свободно двигающихся и даже поворачивающихся спиной к аудитории, что создавало атмосферу душевности и простоты».

 

Анастасия Надеждина