НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

«XIX век стал для отечественного театра моментом становления сценического репертуара, который востребован и сегодня»

Образование // 09:25, 6 апреля 2011 // 1559

Театр… Кто из нас хоть раз не бывал в этом царстве  Мельпомены, мире игры, передачи любого настроения, переживания, спектра всевозможных чувств и эмоций? Для каждого, увидевшего стоящий, качественный спектакль, этот момент оставляет неизгладимый отпечаток, ведь побывать в театре – это прожить чужую проблему, несчастье, радость совместно с героем пьесы, как свою. Недаром еще в Древней Греции говорили о невероятной силе воздействия, чуть ли не исцеления посредством этого вида искусства. Этот момент очищения, оздоровления вследствие испытанного во время игры актеров  страдания Аристотель  назвал термином  катарсис.


До сих пор, несмотря на то, что в нашем мире давно завоевали Олимп первенства такие сферы, как телевидение, кино, театр привлекает к себе внимание аудитории, имеет своих постоянных поклонников, собирает аншлаги. Поэтому не удивительно, что  интерес  докладчика Михалковской Елены, выпускницы Приднестровского государственного университета, выступившей 30 марта на  курсе  лекций «Культура России»,  был обращен именно к теме «Русский театр XIX века».


Напомним уважаемому читателю, что данный курс проводится ММК «ПРОРЫВ!» при поддержке фонда «Русский мир» и направлен на расширение историко-культурного кругозора молодежи Приднестровья.


По словам лектора, театральная жизнь в XIX веке не просто развивалась, она по-настоящему расцвела. Именно  в это время стали появляться первые театры, сохранившиеся по сей день, писаться пьесы, тематика которых актуальна и сегодня и, наконец, именно в этом столетии появились первые актеры, чьи имена вошли в историю искусства.


XIX век ознаменовался  целым рядом значительных событий, которые оказали непосредственное влияние и на культуру России. Во-первых, это Великая Отечественная война с армией Наполеона. В связи с этим в театре с огромным успехом идут пьесы, посвященные борьбе за отечество, прославляющие подвиги героев. Другое, не менее важное в жизни российского общества того времени событие было восстание декабристов.  Сцена стала в какой-то степени трибуной для обличения крепостничества и самодержавия, пропаганды высоких гражданских идеалов, любви к свободе.


Кроме того, именно в этот период творили такие великие драматурги русской классики, как А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь, А.Н. Островский.


Гениальными новаторскими произведениями явились  комедия Грибоедова «Горе от ума» и трагедия Пушкина «Борис Годунов».


В свою очередь,  Н.В. Гоголь, не являясь собственно драматургом, сумел создать настоящие шедевры мировой драматургии – пьесы «Ревизор» и «Женитьба», которые представили зрителю масштабную картину жизни тогдашнего русского общества и резко критиковали её.
Именно на премьере «Ревизора» император Николай I произнёс легендарную фразу: «Всем досталось, а мне больше всех!» - понимая, кто изображён под маской Городничего. В это время театр уже не может удовлетворяться старым репертуаром, он стремится показывать современного, остро чувствующего время человека.


Драматургом, создавшим литературную основу современного русского театра,  стал А.Н. Островский.  Юрист по образованию, служивший в суде, Островский получил прекрасное представление о той среде, которую он затем будет описывать в своих бессмертных пьесах. Подробно и реалистично описывая нравы купеческой среды, он создаёт, прежде всего, психологический театр, пытающийся заглянуть внутрь человека.
Островский тонко чувствует грядущие общественные перемены и изображает крах устоявшихся купеческих традиций, обеднение и нравственное падение дворянства, возрастание роли денег в человеческих отношениях. Он ярко и точно описывает новых героев жизни, предприимчивых, достаточно циничных и ловких:  Липочка («Банкрот»), Паратов («Бесприданница).


Практически все произведения Островского были успешно поставлены в Московском Малом театре, который в этом столетии стал лучшим театром империи.  Он был открыт в 1824 году, а в 1832 появляется  Александрийский - в Петербурге.
XIX век подарил отечественному театру и целую плеяду выдающихся мастеров сцены, имена которых навсегда стали легендой. Одним из основателей русской актёрской школы является М. Щепкин.
История творческого пути М. Щепкина – это история отечественного театра первой половины девятнадцатого столетия. Будучи крепостным и начав карьеру с согласия своего барина, Щепкин становится актёром Малого театра и играет огромный комический репертуар. Этот выдающийся актер  обладал  удивительным талантом, позволявшим ему прекрасно справляться с самыми разными ролями.


Без сомнения, расцвет карьеры Щепкина совпал с появлением бессмертных произведений русской драматургии. Щепкин понимал несовершенство пьес начала 19 века и с восторгом принимал появляющиеся драматические произведения А. Грибоедова, Н. Гоголя, А. Сухово-Кобылина, А.Островского, то есть тот материал, сыграть который сегодня мечтает каждый актёр. Так, М. Щепкин играл Фамусова в «Горе от ума», Городничего в «Ревизоре», Кочкарёва в «Женитьбе».


История русского театра второй половины 19 века неразрывно связана с именем М. Ермоловой. Эта выдающаяся актриса в течение своей карьеры создала на сцене Малого театра целую галерею женских образов классической драматургии. В репертуаре Ермоловой были роли в таких значительных пьесах, как  «Орлеанская дева» Шиллера, «Макбет» Шекспира, «Овечий источник» Лопе де Вега.
«Итак, - подытожила докладчик, - XIX  столетие стало для отечественного театра моментом становления, буквально с чистого листа,  сценического репертуара, который востребован  и сегодня».


В своем комментарии Елена отметила: «Театр – это значительное явление в культурной жизни общества,  причем популярность этого вида  искусства не снижается, начиная с зарождения сценических постановок. Хотелось также   сказать и о нашем Театре драмы и комедии  им. Аронецкой:  в выходные дни в вечернее время там проходят спектакли, иногда нас балуют и премьерами.  Для меня театр - это праздник, предоставление для игры воображения переосмысления и при этом  заряд сильных  и положительных эмоций».


 Анастасия Надеждина