НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Гагаузия трезвеет. Приходит время умнеть

Образование // 09:09, 10 декабря 2010 // 1661
altПосле окончательного подведения итогов досрочных парламентских выборов  отмечается значительное падение рейтинга Партии коммунистов на территории гагаузской автономии - от 77 в ходе июльской (2009 года) кампании до 57 процентов поддержки, полученной ими 28 ноября. В комратской администрации считают это результатом общей политики коммунистов-воронинцев, проводимой партией по отношению к АТО в течение последних восьми лет, а также хамским  поведением лидера ПКРМ Воронина, которым он демонстрировал личное пренебрежение к жителям региона.

Источники НИКА-пресс в высшем руководстве АТО считают также, что ПКРМ после ноябрьских выборов потеряла монополию на политическом поле автономии, где она безраздельно хозяйничала еще со времен существования непризнанной Гагаузской республики; и теперь местная общественность стала проявлять интерес к таким организациям, как Демократическая, Социал-демократическая и Либерально-демократическая партии.
     
Снижение общей активности южного электората на парламентских выборах, опустившегося даже ниже общереспубликанского, в комратской администрации объясняют также разочарованием в Партии коммунистов, так  и не сумевшей подступиться к диалогу с региональными властями о походах  ко всему комплексу гагаузских проблем.

НИКА-пресс  

Комментарий агентства
 
Резкое снижение рейтинга коммунистов в Гагаузии (за год на двадцать процентов) – это ответ гагаузов на воронинское «ты не народ, ты идиот». Это еще и дополнительный повод извиниться Воронину перед всей автономией, как того требует обращение в судебные инстанции главы АТО Формузала. Правда, большим наказанием Воронина за его «черный язык» стало бы полное отсутствие бюллетеней в поддержку ПКРМ. Но гагаузы пока остаются в трудном положении:  партия, на которую они рассчитывали двадцать лет, оказалась дрянной организацией, а партии иного, пусть близкого к коммунистам идеологического склада, пока не вызывают здесь доверия; особенно те, которые носят в своих названиях слова «демократия» и «либерализм». Именно под лозунгами о власти народа и о свободе личности Гагаузию громили в 1990 году некоммунистические власти Молдовы и их «ходоки на Юг», а  в 2001-2002 года – коммунисты-воронинцы.

Низкая активность южан на выборах 28 ноября (ниже, чем по стране, хотя всегда было наоборот) – вот что должно занять умы властей, сформированных по итогам прошедшей кампании. Равнодушное отношение южан к парламентским выборам пока не повальное. Тенденция же налицо. И причины должны быть понятны официальному Кишиневу. Гагаузы с каждыми парламентскими выборами показывают, что это не их выборы. Высокопоставленные представители местных властей не раз уже накануне парламентских кампаний заявляли, что не исключают возможность неучастия (стихийного или организованного – не важно) избирателей АТО в предстоящих кампаниях. Причина давняя. Комрат давно, практически с первых месяцев существования автономии, требует парламентских квот для нее. Кишинев упорно молчит и ни разу еще за пятнадцать лет не счел нужным хотя бы в неофициальном режиме потолковать с гагаузами на общую, кстати, и больную для обеих сторон тему. А она действительно и для региона, и для Центра больная. На Юге хотят, чтобы жители АТО были представлены в высшем законодательном органе Молдовы не через партийные списки, а напрямую от автономии. Еще они хотят, чтобы, как здесь говорят, в республиканском парламенте работал прежде всего представитель Гагаузии, а лишь потом гагауз – член какой-либо партии.

Такая постановка вопроса, безусловно, приведет к созданию в парламенте «гагаузской фракции», что, во-первых, потянет за собой дополнительные проблемы, касающиеся избирательной системы в РМ, во-вторых, может сделать эту парламентскую группу особенно влиятельной в тех случаях, когда для принятия решения не хватает двух-трех голосов. Скажем, в случае избрания президента голоса гагаузов точно превратятся в золотые.

Кишинев опасается. Однако еще опаснее будет ситуация, когда однажды Гагаузия, продолжающая жить с мыслью, что парламентские выборы ее не касаются, не выйдет голосовать.