История - то интересная! Тирасполю - 217 годиков...
Образование // 17:03, 17 октября 2009 // 2534
Дату основания нашего города можно определить совершенно точно. После Ясского мирного договора - в декабре 1791 года - Очаковская область - территория между Южным Бугом и Днестром - малозаселённая и постоянно опустошаемая татарскими набегами, отошла к России. Екатерина II, будучи дальновидной правительницей, вместе со сподвижниками - Г. А. Потёмкиным, А. В. Суворовым, М. И. Кутузовым - приложила не мало усилий для защиты края и скорейшего его заселения.
В 1792 году императрица подписала рескрипт о заселении края. 22 июня (6 июля по новому стилю) 1793 года под руководством Александра Васильевича Суворова торжественно заложили первый камень в основание крепости церкви будущей земляной Тираспольской крепости. Место для крепости было выбрано не случайно. Это был стратегический пункт. при впадении реки Ботны в Днестр существовала удобная переправа, где приходилось держать большое число батальонов для оборонных целей. По прямой линии дорога вела к другой переправе, охраняемой Бендерской крепостью с большим турецким гарнизоном и сильным артиллерийским прикрытием. По Днестру проходила пограничная черта. Через Тирасполь пролегал Бендерско - Вознесенский тракт, служивший долгое время военно - транспортной коммуникацией Турции, а позже и России. Крепость должна была обеспечивать надёжную охрану новой границы. Крепость обеспечивала защиту населения, поэтому вскоре, недалёко от неё выросли дома, лавки, церкви, переправы через Днестр, мельницы и другие промышленные, транспортные предприятия.
До 1826 года крепость была первоклассной, затем её разряд понизили, а в 1835 году - упразднили. Город строился по плану на берегу реки. Город бурно развивался, и по пераой и единственной императорской России переписи население на январь 1897 года в Тирасполе проживало 31 616 человек. Это был торгово- ремесленный центр с преобладанием промышленности, перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию. Ежегодная винная Покровская ярмарка 1 октября по старому стилю была крупнейшей на Юго - Западе России.
В 1867 году К Тирасполю были подведены железнодорожные рельсы из Одессы. В том же году появился и телеграф. К концу xix столетия Тирасполь стал крупным центром административной и экономической, просветительской жизни юга Приднестровья. В 1900 году в городе действовали мужская и женская гимназии, уездное и приходское училища, 5 городских школ, 3 частных училища, 2 еврейские школы, 4 библиотеки, 4 книжные лавки, типография. В годы первой мировой Тирасполь был ближним тылом российской армии. После гражданской войны в Тирасполе, пограничном городе, находился штаб 25 - го Молдавского погранотряда, ответственного за охрану границы по Днестру. С 1929 по 1940 год Тирасполь - столица Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики. Два межвоенных десятилетия Тирасполь жил мирной созидательной жизнью: все дети учились, работали школы ликбеза для взрослых. Открылся первый вуз - институт народного образования. Создан первый молдавский профессиональный театр, симфонический оркестр.
Закладка первого камня завода - гиганта пятилетки им. 1 Мая состоялась после майского митинга в 1929 году. Первая продукция была выпущена уже в 1930г. На комплексную застройку столицы МАССР Тирасполя бюджетом Украины были выделены значительные средства. К проектированию города были привлечены опытные архитекторы из Киева и Одессы. Здания драмтеатра, Приднестровского университета, медицинского факультета ПГУ - в 30 - е годы - здание гормилиции, - техникум бытового обслуживания - бывший Госбанк - определяют облик центральной части города.
Великая Отечественная война началась для Тирасполя утром 22 июня 1941 года. Немцы бомбили вокзал и аэродром. Была объявлена мобилизация. Создан Тираспольский истребительный батальон. 8 августа 1941 года город был оккупирован немецкими и румынскими войсками. 970 ней Тирасполь находился под фашистским гнётом. Освобождён был в ходе Одесской наступательной операции воинами 37 - й армии 3- го Украинского фронта 12 апреля 1944 года. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, Тирасполь был награждён орденом Отечественной войны I степени.
В 50 - е годы в городе началось создание промышленности. Были построены новые заводы и фабрики. в 1967 году по улицам города прошёл первый троллейбус. В 2007 году, к 215 - летию, к полученным орденам Трудового Красного Знамени и Отечественной войны I - й степени, Тирасполь присоединил Орден Республики за вклад в становление и развитие ПМР.
Кто здесь жил? Тирасполь посетил опальный русский гений Александр Сергеевич Пушкин в ту пору, когда на гауптвахте Тираспольской крепости в течение более четырех лет томился его друг, первый декабрист, герой войны 1812 года - В. Ф. Раевкий.
Многие деятели славянской культуры родились под теплым южным небом. Великий химик XX столетия, академик АН СССР Н. Д. Зелинский, классик болгарской литературы Г. П. Стоматов, основоположник прививочного дела в России врач Л. А. Тарасевич, художник - авангардист М. Ф. Ларионов, основоположник польской демократической журналистики К. М. Турский, первый исполнитель многих ролей в пьесах А. Корнейчука, народный артист СССР, лауреат Госпремии СССР, украинский актер Ю. В. Шумский.
Ещё одним октябрьским именинником является старейший город Приднестровья - Бендеры. Согласно археологическим данным и свидетельствам античных авторов, люди здесь силились издревле. Через лучину Днестра в этом месте проходил древний торговый путь из Европы в Азию. У переправы селились перевозчики, стражники, владельцы постоялых домов, ремесленники и торговцы. Официальный отсчёт своего возраста город Бендеры ведёт от 8 октября 1408 года. Именно этим числом датирована грамота молдавского господаря Александра Доброго, даровавшая льготы польским купцам, торгующим на территории Молдавского княжества. В этой грамоте помимо прочих городов упоминаются и Бендеры (бывшиеТягянякяча). Позже это название трансформировалось в Тигину. Современное название городу дали турки, захватившие его в 1538 году.
Покорив Молдавское княжество турки стали думать об охране своей новой границы по Днестру. заполнили брешь между Аккерманом и Хотином крепостью в Бендерах. Построили её по проекту Коджи Синана, "главного зодчего" султана Сулеймана Великолепного. Крепость делилась на верхнюю и нижнюю. Верхняя часть представляла собой четырехугольник, по периметру которого располагались 16 башен. Нижняя часть крепости служила для размещения большой части гарнизона. Ограда в нижней части крепости бала каменной, снабженной 6 башнями различной формы. Через ворота можно было попасть к реке и в посад.
В верхней части помещалось 100 домов, в нижней - в три раза больше. Крепость опоясывал высокий земляной ров, наполненный водой. Цитадель размещалась на краю обрыва в одном из углов верхней крепости. Все её 8 башен сохранились, т. к. цитадель ни разу не смогли взять штурмом и основательно не разрушили. Цели и задачи, возложенные турками на бендерскую крепость, были ею выполнены успешно. Взять её штурмом удалось лишь однажды - в 1770 году русским войскам под командованием графа П. И. Панина - в осаде крепости принимал участие полк донских казаков, среди которых был Емельян Пугачёв.
Окончательное освобождение Бендер от турецкого господства произошло в ноябре 1806 года в ходе очередной русско - турецкой войны. На этот раз крепость без особого сопротивления сдалась войскам генерала Мейендорфа. Результатом этой войны стал подписанный в 1812 году М. И. Кутузовым Бухарестский мирный договор, по которому Пруто - Днестровское междуречье отошло к России. С образованием на этих землях Бессарабской губернии Бендеры царским указом от 29 ноября 1818 года получили статус уездного города.
Город застраивался по генеральному плану: в 500 метрах от крепости были заложены восемь улиц вдоль Днестра, восемь - перпендикулярно. Заселение Бендер происходило вначале за счёт гарнизона, военных чиновников, а в последствии - старообрядцев и беглых крепостных. На 1818 год в Бендерах проживало 5,1 тысяч человек. Герб города весьма интересен. Утвержденный в 1826 году, герб дошёл до наших дней в первозданном виде. В верхней части изображён двуглавый орёл, "со щитом на груди, на коем в красном поле изображён Святой Великомученик и Победоносец Георгий, сидящий на белом коне и поражающий копием змия", а под ним - смирный лев с человеческим лицом - случай в мировой геральдике уникальный: обычно львы на гербах изображались разъярёнными, должными внушать страх. Так вот этот нестрашный лев символизирует не кого иного, как шведского короля Карла XII, в 1709 году бежавшего с остатками своей армии после разгрома под Полтавой в Бендеры. Герб возвращён городу в 2003 году к 595 - летию первого летописного упоминания о Бендерах.
Экономическому развитию города способствовало строительство в 1871 году железной дороги Тирасполь - Кишинёв с мостом через Днестр. В 1877 году была построена железнодорожная ветвь Бендеры - Галац.
В конце 1917 года началась военная интервенция со стороны Королевской Румынии. на протяжении 22 - х лет Бессарабия находилась под гнётом румынской оккупации. Яркой страницей борьбы против оккупантов явилось потопленное в крови Бендерское вооруженное восстание 1919 года.
28 июня 1940 года город был освобождён от румынских захватчиков, но, к сожалению, ненадолго. Менее чем через год началась Великая Отечественная война, приведшая к гибели тысяч людей и практически полному разрушению города. После освобождения от немецко - фашистских захватчиков город отстраивался заново, практически с нуля. Уже в 50 - е годы были возведены крупнейшие предприятия легкой, пищевой, электротехнической промышленности.
Через полвека война вернулась в мирный город. В 1922 году начался самый кровавый эпизод молдо - приднестровского вооружённого конфликта. И вновь город восстал из пепла. На сегодняшний день Бендеры - второй по величине и удельному весу в экономике и культуре город Приднестровской Молдавской Республики.