НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Что принесут Молдове досрочные выборы?

Новости // 15:05, 9 июня 2009 // 3302
После того, как вторая попытка избрать молдавского президента не удалась, стало ясно, что в Молдове будут назначены досрочные парламентские выборы. Перед голосованием 3 июня первый вице-премьер правительства РМ Игорь Додон обрисовал два простых сценария развития событий – «при избрании президента в Молдове и при его неизбрании». Теперь остался один вариант. 10 июня Владимир Воронин, который временно остается президентом, должен издать указ о назначении досрочных выборов. По предварительным прогнозам, они могут состояться в конце июля.

Президентские выборы 3 июня стали своеобразной иллюстрацией роли личности в истории. Для того, чтобы избрать главу государства, коммунистам, имевшим в парламенте 60 мандатов, нужен был всего лишь один дополнительный голос. И они его не нашли. Никто из оппозиционеров не захотел дать этот голос.

3 июня когда-то, наверное, назовут очень важной датой в новейшей истории Молдовы. Впервые за последние годы оппозиция смогла парламентским путем блокировать решение коммунистов. Впервые правые прорумынские партии оказались настолько сильны, чтобы оказать решающее влияние на ситуацию. Владимир Воронин, не без высокомерия заявлявший после выборов 5 апреля, что ПКРМ не будет считаться с оппозицией, получил довольно чувствительный удар. Стало ясно, что оппозиционеры одержали победу, а коммунисты уже не смогут действовать так, как раньше – авторитарно и прямолинейно.

Для оппозиции также хорошо то, что она взяла своеобразный реванш за поражение в ходе событий 7-8 апреля. После того, как беспорядки в Кишиневе окончились, оппозиционеры выглядели деморализованными, и трудно было предположить, что Воронин не найдет «золотого голоса», а его успех будет сведен на нет.     

Накануне новых выборов и власть, и правые партии говорят об уверенности в своих силах. Воронин обещает прессе, что ПКРМ получит не 50, а 80% голосов. Его поддерживают некоторые российские аналитики, тоже высказывающие мнение, что коммунисты улучшат свои позиции.

Мнения экспертов, правда, как всегда разделяются. Директор Института стран СНГ Константин Затулин считает, что предстоящая избирательная кампания станет очень жесткой. По словам Затулина, «обе стороны - и оппозиция, и власть - будут вести борьбу на уничтожение».

Небезызвестный американский политолог румынского происхождения Влад Сокор, в свое время одобривший создание «красно-оранжевого» альянса в составе ПКРМ и националистической партии Юрия Рошки, сейчас вообще сомневается в возможностях коммунистов. По его мнению, на повторных выборах ПКРМ может уступить правой оппозиции. «Время Владимира Воронина прошло», - заявил Сокор в своем недавнем интервью радиостанции «Europa libera». Он обвинил членов команды Воронина в непрофессионализме, а самого Воронина, избранного 12 мая спикером нового парламента, – в неумении и нежелании «красиво уйти из политики». «Руководство Молдовы не способно абсолютно ни на какое лобби в Вашингтоне или Брюсселе. Поэтому, если будут назначены досрочные выборы, нынешнее руководство страны окажется в крайне невыгодном стратегическом и тактическом положении», - заключил Сокор.

Оппозиция перед повторными парламентскими выборами пытается усилить свое положение за счет консолидации сил. Например, Социал-демократическая партия Молдовы предлагает объединиться всем основным центристским формированиям. Три правые партии, прошедшие в парламент, не исключают возможности пойти на выборы единым списком.

Досрочные парламентские выборы в Молдове будут проходить на фоне экономического кризиса. Его влияние на молдавскую экономику становится все серьезнее. Бедой для Молдовы может стать возвращение около 100 тысяч гастарбайтеров (именно такая цифра сегодня называется экспертами и представителями миграционных служб). Трудоустраивать их негде.

По прогнозам различных организаций, поступления от молдавских гастарбайтеров могут сократиться на 50%-60%. Те граждане Молдовы, которые за рубежом сохранят свои рабочие места, во многих случаях будут  работать за меньшую зарплату. Соответственно, и средств на родину они будут присылать меньше, чем раньше. Учитывая ту роль, которую играют доходы гастарбайтеров в структуре молдавской экономики, Молдова может столкнуться с большими трудностями.

Нынешнее коммунистическое правительство не скрывает, что дела плохи, а ресурсы, предназначенные для сдерживания кризиса, - на исходе. Коммунисты, конечно, обвиняют во всем оппозицию, которая привела страну к досрочным выборам. Смысл выступлений молдавских правительственных чиновников сводится к следующему – если бы не оппозиция, мы бы начали выходить из кризиса к осени. С таким же успехом можно было бы сказать, что Молдова выйдет из кризиса за 10 дней – реальность этих обещаний уже все равно никто не проверит.

Несколько слов о молдо-приднестровском урегулировании. В контексте выборов оно действительно становится вообще какой-то второстепенной темой. Как признал недавно политолог Оазу Нантой, пока в Молдове нет политической стабильности, пока не решены внутренние проблемы страны, говорить об урегулировании рано. К этому остается добавить – не факт, что политическая стабильность установится в Молдове после выборов. Не исключено, что у переговорщиков еще долго не будет работы.     

Так выглядит общая картина перед молдавскими досрочными выборами. Теперь посмотрим, какими аргументами могут оперировать и на что могут рассчитывать ведущие силы, которые вновь будут бороться за места в законодательном органе РМ.

 

2.

 

Директор Института стран СНГ Константин Затулин прав, когда говорит, что в предстоящие полтора месяца будет вестись «борьба на уничтожение». Молдавской оппозиции необходимо получить как минимум не меньше мест в парламенте, чем она завоевала 5 апреля. Иначе оппозиционеры, как в 2001-2008 гг., ни на что не будут влиять, столкнутся с преследованиями (ПКРМ любит и умеет сводить счеты) и будут дезорганизованы.

На самом деле сегодняшнее объединение оппозиции произошло во многом потому, что она имела необходимый ресурс для того, чтобы помешать коммунистам избрать президента. Не будет этого ресурса (то есть минимум 41-ого голоса в парламенте) – не будет и мотивов для объединения. Тогда ПКРМ станет добивать оппозиционные партии поодиночке.

Стратегия ПКРМ на предстоящих выборах несложна. Как и перед 5 апреля, она будет использовать официальные СМИ и административный ресурс. Коммунисты вспомнят оппозиции погромы 7-8 апреля, будут утверждать, что оппозиция опасна, пугать всех последствиями экономического кризиса и говорить, что только ПКРМ способна вывести Молдову из него. «Мы не бросим республику в беде», - сказал в одном из своих недавних интервью первый вице-премьер молдавского правительства  Игорь Додон. Сейчас эта фраза превратится в предвыборный слоган коммунистов – объединителей Отечества, спасителей его от оппозиции.

Оппонентам ПКРМ (а это не только те партии, которые прошли в парламент 5 апреля, но и те, которые туда не попали) придется решать более трудные задачи. Во-первых, это консолидация голосов. Возможно, что правая оппозиция в случае объединения получит больше тех 35%, которые она по отдельности набрала в апреле. Напомним, что тогда Либеральная партия завоевала чуть более 13% голосов, Либерально-демократическая – 12,43%, а Альянс «Наша Молдова», возглавляемый бывшим мэром Кишинева Серафимом Урекяном, - 9,77%.

Анализ итогов выборов 5 апреля показывает, что у правых есть дополнительный потенциал примерно в 4% голосов. В первую очередь это те голоса, которые были отданы Христианско-демократической народной партии Юрия Рошки. ХДНП не прошла и уже не пройдет в парламент. Задача трех вышеперечисленных правых партий – привлечь те голоса, которые она получила 5 апреля, на свою сторону.

Проблема консолидации голосов касается, впрочем, не столько даже правых, сколько центристов. В апрельских парламентских выборах участвовали три центристские партии – Социал-демократическая, Демократическая во главе с Дмитрием Дьяковым и упоминавшимся уже Оазу Нантоем, а также Центристский союз экс-премьера Василия Тарлева. Ни одна из этих партий не преодолела 6%-ый барьер и не прошла в законодательный орган, но вместе они получили почти 9,5%. 9,5% - это хорошая база для объединения. Если, кроме правой, будет создана центристская коалиция, она может сыграть очень важную роль в будущем молдавском парламенте. Может повториться ситуация 1998 года, когда коммунисты и правые набрали почти одинаковое число  мандатов (40 и 37), а ситуацию решило центристское движение «За демократическую и процветающую Молдову» (ДЗДПМ), которое, имея 24 мандата, создало альянс с правыми партиями, оставив ПКРМ в меньшинстве.

В предстоящей избирательной кампании, как и раньше, будут не только внутренние, но и внешние игроки. За правой оппозицией стоит Бухарест, который из молдавской политики уже никогда и никуда не денется. Никто из румынских политиков не предполагает отказываться от идеи воссоединения  Молдовы и Румынии. Президент Траян Бэсеску, несмотря на призывы Евросоюза к сдержанности, постоянно заявляет то об интеграции по примеру двух Германий, то об ускорении процесса предоставления румынского гражданства жителям Молдовы. Не так давно Бэсеску высказал мнение, что российские войска останутся в Приднестровье навсегда. Этим он фактически дал понять – территорию нужно разделить, Приднестровье будет в зоне российских интересов, а нынешняя Молдова присоединяется к Румынии.       

На нынешних досрочных выборах у Бухареста есть не только постоянные интересы, но и конкретный мотив – взять реванш за ту антирумынскую кампанию, которую Владимир Воронин начал после событий 7 апреля. Имеется в виду  введение визового режима для румынских граждан и выдворение румынского посла. Министр иностранных дел Румынии Кристиан Диаконеску в середине мая вновь назвал эти действия молдавских властей «ненормальными».

Экономический кризис, который захватывает Молдову, может помочь прорумынской оппозиции. Не исключено, что гастарбайтеры, которые сейчас вернутся в РМ, в большинстве своем станут оппозиционным электоратом.

Результаты предстоящих парламентских выборов во многом будут зависеть от того, насколько оппозиция сумеет предотвратить фальсификации. После подсчета голосов на апрельских выборах, как известно, были неоднозначные оценки со стороны наблюдателей ОБСЕ. Некоторые из них отметили тот факт, что к ночи 6 апреля при подведении итогов голосования компартия имела 35%, а оппозиция – 45% голосов. Но к утру ситуация резко переменилась, что может свидетельствовать о том или ином уровне фальсификаций.

Учитывая то, что выборы, скорее всего, пройдут летом, возникает опасность, что из-за низкой активности избирателей они могут просто не состояться. Летом люди не очень хорошо ходят на выборы. В Молдове это подтвердили неудачные попытки избрать мэра Кишинева в 2005 году.

Даже если выборы и состоятся (для этого, в соответствии со статьей 91 Кодекса о выборах РМ, нужна явка не менее 50%), они могут не решить главной проблемы, ради которой, собственно, и начнется нынешняя избирательная кампания. Нельзя исключать, что те силы, которые придут в парламент, вновь не смогут избрать президента. В этом случае Молдова рискует столкнуться с длительным политическим кризисом со всеми вытекающими отсюда последствиями для ее экономики и процесса молдо-приднестровского урегулирования.

 

Андрей Моспанов