У
России и ее союзников свое Косово. На постсоветском пространстве и за
его пределами установились противоположные модели разрешения
конфликтов. Держась за обломки Версальского мира, не посягая на
территориальную целостность даже самых недружественных республик,
Москва отказывает в праве на самоопределение союзным народам. Тем самым
признавая, что даже им даровать свободу могут только США.
Сегодня
в Кишиневе заканчивается международная конференция «Урегулирование
приднестровского конфликта в контексте европеизации Молдовы». Форум
собрал дипломатов и экспертов из ЕС, США, ОБСЕ, Румынии, с Украины, из
Молдавии и Приднестровья. Всех волновал вопрос, насколько серьезны
гарантии нейтралитета, которые дает Москве президент Молдавии Владимир
Воронин в обмен на помощь в присоединении ПМР, и не планирует ли
Молдавия в будущем примкнуть к НАТО вместе с Тирасполем. Участники
ждали доклада Воронина, но на конференцию он так и не явился.
На
форуме это объясняют непубличными договоренностями Воронина с
Владимиром Путиным, однако суть их в Москве, Кишиневе и Тирасполе до
сих пор излагают эвфемизмами. «22 июня 2007 года в Ново-Огареве Путин и
Воронин заключили пакетное соглашение, — уточняет РБК daily один из
докладчиков конференции, эксперт кишиневского Института публичной
политики Оазу Нантой. — Россия гарантирует территориальную целостность
Молдовы и вывод войск из Приднестровья, а Молдова клянется в вечном
нейтралитете, гарантирует выборы в объединенный парламент и признание
собственности россиян в ПМР».
Если это так, то гарантии Воронина
весьма сомнительны. «В 2004 году парламент Молдавии объявил итоги
приватизации в Приднестровье незаконными, и это решение не отменено, —
напоминает молдавский политолог. — Кроме того, неясен будущий статус
Приднестровья в составе Молдавии. Судя по заявлениям представителей
ОБСЕ и главы МИД РФ Сергея Лаврова, речь идет о федеральных отношениях,
но конституция Молдовы предполагает унитаризм».
Ранее сомнения в
гарантиях Воронина высказывал РБК daily политик из другого лагеря —
спикер парламента ПМР Евгений Шевчук. По его словам, гарантии ничем не
подкреплены. Если на саммите НАТО в Бухаресте в рамках переговоров с
Джорджем Бушем по ДОВСЕ президент РФ согласится вывести из
Приднестровья российских миротворцев, эти гарантии девальвируются
окончательно. Таким образом, Кремль лишит лояльных приднестровцев
возможности самоопределения в пользу территориальной целостности
Молдавии, лояльность которой под вопросом.
Ситуация вокруг
Абхазии и Южной Осетии аналогична: Россия на всех уровнях говорит о
территориальной целостности Грузии и крайне осторожно о самоопределении
Сухуми и Цхинвали. При этом ход переговоров с Тбилиси Москва также
держит в секрете. 24 марта министр по реинтеграции Грузии Темур
Якобашвили заявил, что Грузия готова на самую широкую автономию с
Абхазией, употребив слово «федерация». Впрочем, как и в Молдавии,
конституция Грузии федерализма не предусматривает.
Решение
приднестровского конфликта в рамках территориальной целостности
Молдавии свидетельствует, что прецедентом для постсоветских конфликтов
может стать Приднестровье, а не Косово, заявил недавно посол
Азербайджана в РФ Полад Бюль-Бюль оглы. Посол имел в виду в первую
очередь Карабах. В понедельник заместитель госсекретаря США Мэтью
Брайза озвучил план карабахского урегулирования: Армения признает
территориальную целостность Азербайджана, возвращает ему семь районов
Карабаха и выводит оттуда свои войска; Азербайджан создает коридор для
связи Карабаха с Арменией, после чего Баку и Ереван обсуждают его
статус. Сопредседатель минской группы ОБСЕ от РФ с этим согласен, и,
наверное, в этом есть резон — Россия продолжает настаивать на
сохранении послевоенных границ. Однако и в этом конфликте принцип
территориальной целостности применяется почему-то лишь к участникам
ГУАМ и потенциальным членам НАТО.