НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Приднестровский вопрос. Уже никто никуда не идет…

Новости // 11:20, 3 июля 2008 // 2658


 

Депутат молдавского парламента Анатол Цэрану назвал недавний визит в Кишинев и Тирасполь заместителя председателя Совета безопасности России Юрия Зубакова показательным и отчасти даже отвечающим на главные вопросы приднестровского урегулирования и роли в нем некоторых участников процесса. В интервью агентству НИКА-пресс Цэрану, во-первых, обратил внимание, что московский чиновник  оставлен в своей должности, несмотря на известные перемены в высшей исполнительной власти РФ и даже несмотря на различные слухи о его неизбежной отставке, а это можно считать кадровым символом российских настроений относительно условий и перспектив урегулирования. Во-вторых, заметил депутат, сам Зубаков, будучи в должности посла РФ в Молдове в период подготовки к подписанию печально известного «меморандума Козака» имел прямое отношение как к его содержанию, так и к его идеологии, и поэтому данный документ можно смело называть «меморандумом Козака-Зубакова». А если учесть при этом, что Москва нигде и никогда не заявляла об отказе от своих предложений 2003 года, то позволительно сделать вывод о намерениях российской дипломатии продолжить с Кишиневом свою игру, предлагая, так сказать,  старый товар, но в новой упаковке, сказал Цэрану.

 

НИКА-пресс

 

Комментарий агентства

 

Челночный характер визита Зубакова в Кишинев и Тирасполь трудно было не заметить, как и трудно не отыскать в нем элементы превентивной миротворческой деятельности. Отличие работы Зубакова сегодняшнего от работы Зубакова образца 2003 года в том, что пять лет назад он активно вел конфликтующие стороны к подписанию итогового документа, а сегодня чиновник Совбеза появляется, чтобы контрольно посмотреть Воронину и Смирнову в глаза – не задумали ли чего оба без Москвы, нет ли в этих глазах каких-либо чертей, а если есть, как их вывести.   В Кишиневе и Тирасполе Зубаков говорил по-отечески много. Но нового ничего не сказал. Все уже сказано его высоким начальством. Из сказанного следует: конфликтующие стороны должны оставаться главными действующими лицами и решать свой вопрос при международном посредничестве, формат переговорщиков ломать не должно, конфликт надо урегулировать с учетом интересов сторон, никакого плана урегулирования у Кишиневе нет, а есть устные послания российскому премьеру Путину от молдавского президента Воронина, переданные через молдавского же премьера Гречаную… Насчет ключей «от приднестровского вопроса» тоже сказано,  где они, проклятые, находятся. И не в Москве вовсе, как ту некоторые кишиневские товарищи нам указывают, а где-то посередине между Кишиневом и Тирасполем…

 

Что все это значит. А то, что Москва не намерена менять положение вещей в урегулировании очень длительное время – нетрудно догадаться: до завершения в Молдове избирательной кампании по формированию нового высшего законодательного органа. Москве просто невыгодно сейчас затевать, да еще и способствовать осуществлению кардинальных перемен в приднестровских делах. Она, во-первых, дает возможность политической ситуации в РМ развиваться по ее естественной логике, во-вторых, затаив дыхание, не без интереса следит, до какой степени кишиневские коммунистические власти готовы опускаться, лишь бы перед выборами получить из Москвы хоть намек в свою пользу. Не поехал Воронин на очередной саммит ГУАМ, где его ждали президенты гуамовцы, да еще и президенты-европейцы, ну-ну…

 

Международные посредники по урегулированию – это пресловутая пятерка – тем более сегодня никуда не торопится и даже идти не собирается никуда. Никто не ставит под сомнение полезность ее деятельности, -  и то хорошо. А периодически заявлять о мирных принципах урегулирования, о необходимости постоянных контактов между Кишиневом и Тирасполем, хотя бы на экспертных уровнях  - чем не работа. Всегда безопасно и всегда актуально. Хотя… Все понимают: и сегодня, и в ближайшем будущем «пятерка», где Россия, Украина, ОБСЕ, ЕС, И США с трудом отыщет документ «постсоветской тематики», под которым бы все ее члены поставили свои подписи. Все понимают и более важные вещи: всегда в пятерке найдется такой, извините,  член, который обратится к одной из конфликтующих сторон и энергично тыкнет пальцем в ситуацию: вас, господа, здесь парят, а вы и не видите. Сделаем так… И пойдет все по кругу.

 

Кишинев тоже ни к какому прорыву в урегулировании проблемы не идет и идти не собирается. Новые слова Воронина о его готовом «пакетном плане» не стоит ровным счетом ничего и до тех пор, пока план не увидит свет. Были времена, когда молдавский лидер заявлял, что у него вообще есть шестнадцать вариантов урегулирования: выбирай – не хочу. Где хотя бы один, хотя бы этот пакетный? Собственно, важен сейчас не этот вопрос. Спросим у Воронина: почему Вы, товарищ, боитесь обнародовать документ, а поручаете пересказывать его на различных форумах и различным господам, среди которых есть господа, подозрительно не имеющие никакого отношения к Молдове и ее больным вопросам. Воронин не ответит. Потому что все его словоблудие относительно урегулирования (раньше, сегодня и всегда) ни к какому урегулированию отношения не имеет. Но имеет отношение вот к чему: приднестровский вопрос – это хороший механизм прихода к власти в Молдове и ее  удержания. Воронин это понял еще в середине 90-х годов. И не просто понял – использовал данный механизм, так зачем же сегодня, когда круто определяется его судьба, приднестровский вопрос решать, т.е. собственноручно ломать машинку, дающую власть на долгие годы?