НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Урегулировать по-русски...

Новости // 18:40, 26 мая 2008 // 2676

Депутат парламентской фракции ПКРМ, пожелавший остаться не названным, предположил, что нет даже теоретических оснований рассматривать вариант возобновления полномасштабного переговорного процесса по окончательному урегулированию приднестровского вопроса. В беседе с корреспондентом НИКА-пресс он обосновал свой вывод ситуацией, сложившейся в так называемых рабочих группах, созданных для сближения сторон. Собеседник агентства отметил, что с самого начала ни у кого из участников процесса, представленных в формате «пять плюс два», не было иллюзий относительно реализации на практике их планов, и потому роль совместных групп естественным образом свелась к пиаровской акции, призванной продемонстрировать способности высшего руководства влиять на состояние переговорного процесса. Он также не исключил варианта, по которому все дальнейшие события, связанные с урегулированием, будут носить исключительно пропагандистский характер, а к концу года приобретут предвыборные мотивы.

 

Депутат предложил быть осторожными в выводах о роли России, желающей того или нет, но косвенно участвующей в моральной поддержке ПКРМ и ее председателя Владимира Воронина в предстоящих парламентских выборах. В этой связи, он отметил, во-первых, неизменную практическую заинтересованность Москвы в скором урегулировании приднестровской проблемы, во-вторых, напомнил о ее стремлениях все эти годы работать с теми властями РМ, которые избраны молдавским народом. Отвечая на вопрос о судьбе лидера ПКРМ после кампании 2009 года и возможных вариантах его участия в политической жизни страны, депутат предположил, что Воронин мог бы вернуться, как это было в период 1998-2001 годы, на пост председателя парламентской фракции коммунистов и играть роль одного из влиятельных отечественных деятелей.

 

НИКА-пресс

 

Комментарий агентства

 

Роль России как в целом ряде вопросов общественно-политической жизни Молдовы, так, в частности, и в процессах, связанных с приднестровским урегулированием, велика. Но, видимо, не следует эту роль преувеличивать. Она ведет себя, как предлагает ей официальный Кишинев, давно подающий сигналы к сближению на прагматичных и равных условиях, предусматривающих взаимное уважение национальных интересов двух дружественных, надо полагать, государств.  Хорошим подтверждением тому служит визит в РМ председателя Совета Федерации Федерального Собрания Сергея Миронова. Часть молдавских политиков и политологов, правда, усмотрели в  событии нечто большее – даже некие предвыборные элементы. В многоплановом визите Миронова, если сильно напрячься и включить фантазию, можно разглядеть и не такое.  Ну, например, в намерениях завершить процедуры по открытию в Кишиневе Центра русской культуры и науки, создание влиятельного филиала, где будут заваривать «антимолдавскую кашу» и плести предвыборные интриги. В друге всегда можно обнаружить врага, коли есть на то охота и подсказчики. Впрочем, есть и другая опасность. Кишиневские друзья московских друзей не раз в период 2003-2006 годов показывали свою сущность, и один только газетный заголовок тех лет «Нам нужна Россия Пушкина, но не Путина» дает хороший урок: Москва на новое хамство в Кишиневе  может нарваться и без особых внешних вмешательств в молдавские настроения.

 

Так что же Миронов? Да, дружественный (скоро станет ясно, знаковый или нет) визит со всеми атрибутами искренних и доброжелательных двусторонних намерений. Но Миронов, как эти ни странно, предпочел затронуть ту часть приднестровского вопроса, которую в Кишиневе давно уже предпочитают не обсуждать. Мало того, он же предпочел  поспорить с Ворониным о так называемом месте расположения ключа к урегулированию молдавской территориальной проблемы. В начале года президент РМ, вернувшись из поездки в российскую столицу, заявил, что ключ к приднестровскому вопросу находится в Москве.  Миронов же указал другое место – в Кишиневе и Тирасполе, пояснив при этом, что только в диалоге главных действующих лиц могут быть выработаны основные принципы и условия реинтеграции страны. Если это не предложение Кишиневу и Тирасполю занять ведущие роли в «семерке» гарантов, посредников и наблюдателей, то  во всяком случае предложение напомнить, что лучше Кишинева и Тирасполя никто не чувствует боль разъединения и необходимость возвращения к совместной жизнедеятельности.

 

Говорил Миронов на совместной с молдавским спикером пресс-конференции и об отказе от торопливых шагов по сближению, но о пользе совместно и на равных выработать «жизнеспособный план». Говорил еще и о важности каждой встречи молдавских и приднестровских экспертов и переговорщиков на всех уровнях, в том числе и на уровнях самых высоких. Отметив, между тем, что на их частоту и качество не должны влиять появившиеся документы, с виду заводящие будущие переговоры в тупик. Хорошо бы тут получит от Миронова пояснения: он имел в виду Договор о дружбе и сотрудничестве между РМ и ПМР, врученный в апреле Смирновым Воронину, или Закон об основных принципах приднестровского урегулирования, принятый парламентом РМ в июле 2005 года. Или речь идет о двух документах одновременно? Но Миронов этого не скажет, поскольку он сказал главное – где ключ от приднестровской проблемы. Теперь посмотрим – захочет ли Воронин и дальше дружить с Россией. Всякое ведь в Кишиневе было при его правлении.



НИКА-пресс