НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Роман Коноплев: Мировой кризис и экономика Приднестровья: проблемы и решения

Эксперты // 16:55, 2 декабря 2008 // 2904


1. Финансы и промышленность

Последствия мирового экономического кризиса, с которыми столкнулись Россия и Украина, неизбежно отразятся на ситуации в Приднестровье. В каком виде и сколь долго сохранится влияние негативных тенденций – другой вопрос.

С одной стороны, экономика нашей республики в меньшей степени подвержена подобным угрозам, поскольку банковский сектор Приднестровья никогда не имел тех преференций, в которых купались финансовые структуры других государств. Через наши банки не проходили космические суммы для раздачи кредитов неблагонадежным клиентам – наши банкиры в отношении потенциальных заемщиков всегда были более дотошными, чем их коллеги за рубежом. Приднестровье лишь с некоторой оговоркой, но все же, привыкло «жить по средствам».

Следует принять во внимание, однако, тот факт, что рынок труда в нашей республике находился в состоянии кризиса еще со времен распада СССР. Однако ранее проблема была качественно иной: вакантные рабочие места имелись, но платили за труд слишком мало. И если в последние годы ситуация начала выравниваться, то лишь потому, что руководители предприятий сознательно пошли на определенный риск, повышая зарплаты – рабочую силу таким образом сохранили, а вот сбыт в критический момент обеспечить не смогли. В таком положении предприятие не может долго существовать «на плаву», работая исключительно на склад. Рынок возьмет лишь то, что ему нужно, а его потребности в связи с теми событиями, которые специалисты и называют «мировым кризисом», резко сократились.

Рассуждать о каких-либо особенных горизонтах, которые приднестровским предприятиям откроет кризис, не имеет смысла. Кризис оставляет экономику не только без «шальных», авантюрных денег, которые, рискнув, можно вложить в запуск нетрадиционного проекта. Угроза в первую очередь исходит от неспособности региональной финансовой системы оказывать какое-либо участие в стимулировании производства в принципе. Банки отказываются кредитовать бизнес. Предприятия, в свою очередь, не могут обеспечить сбыт. Пока производители и покупатели снова найдут друг друга, пройдет время. Это самое время и есть «дно» кризиса.

Руководители приднестровских предприятий уже сталкивались с подобными трудностями после распада СССР. В те годы, последствия для заводов были более тяжелыми по той причине, что вместо собственников, предприятиями руководила анархия – каждый руководитель среднего звена, а тем более управленец, пытался унести и украсть, сколько мог. Воровали по подложным договорам, по завышенным ценам на поставку сырья. Схем было множество. Приватизация положила конец подобной практике.

Для реализации потенциала приднестровских предприятий важен еще и политический аспект. Экономическая и информационная война, которую ведет с нами Молдова, безусловно, сказывается и на возможностях наших компаний, на их имидже в глазах потенциальных партнеров. Так было почти всегда. Оценивая будущие риски, следует учитывать и тот факт, что в ближайшей перспективе по-другому, увы, не будет. Власти Молдовы еще долгое время будут использовать любую возможность опустить свою «ложку дегтя» в нашу «бочку меда», и не только поборами, но и ущербом репутации. Однако следует спрашивать и с самих себя: мы сами оказались чересчур избалованы наличием «промышленного потенциала», доставшегося нам в наследство от СССР. Мы зациклились на нем в ущерб другим отраслям и перспективам. Насколько эта самая промышленность окажется конкурентоспособной через год, предсказать крайне сложно. Лишь по той простой причине, что сегодня ни один экономист в мире не знает точно, сколько на самом деле стоит тот или иной товар. Через полгода ситуация начнет выравниваться, однако уже сейчас следует обратить внимание на ту отрасль, которая гарантированно обеспечит социальный баланс при любых неожиданностях на мировых рынках: это сельское хозяйство.

2. Сельское хозяйство

Именно эта отрасль в нашей республике оказалась в глубокой разрухе самой первой. Отчасти сыграла свою роль конъюнктура рынка –продукция сельского хозяйства была дешевой. Конкуренты из других стран заваливали рынки стран СНГ аналогичными товарами по демпинговым ценам, прекрасно понимая, что навязывая подобную зависимость, и разоряя местных конкурентов, они обеспечивают себя и своих крестьян работой на многие годы.

Правительства других государств расходуют в последние десятилетия огромные средства на дотации фермерам. Случайно ли? Конечно же, нет. Сегодня именно те страны, которые регулярно подпитывали сельское хозяйство, окажутся в выигрыше. А что у нас? Как и в других регионах бывшего СССР, данная сфера деятельности без господдержки оказалась в на грани краха. Будучи непривлекательным ни для инвесторов, ни для менеджеров, ни для молодых специалистов, сельское хозяйство оказалось на периферии приоритетов. Тяжелый, изнуряющий труд крестьян на полях, директора, «умело» и безнаказанно разорявшие то, что было создано поколениями… Достаточно вспомнить советское наследство - систему мелиорации, без которой на приднестровской земле не растут фрукты и овощи. Директора колхозов и совхозов ее попросту порезали на металлолом... И каков результат? Люди отказались работать за маленькую зарплату и обещания, многие попросту уехали. Сегодня приднестровских крестьян на наших полях способны заменить разве что какие-нибудь китайцы, которым будет в радость целый день трудиться за чашку риса с кузнечиками. Однако при подобном развитии ситуации мы, приднестровцы, сами перестанем быть хозяевами своей земли. Вместо маленького Приднестровья мы лет через тридцать увидим здесь маленький Китай. На пустующей земле всегда найдется, кому работать и зарабатывать.

Наши крестьяне – в основной своей массе уже пенсионеры, трудиться на полях не могут. Их дети в поисках лучшей доли разъехались по разным городам Европы и России. Однако многие скоро вернутся назад. Их погонит сюда кризис. И от властей зависит, что и кто встретит этих людей в родных селах и райцентрах. Возможно, тот же самый директор, разбазаривший имущество в середине девяностых, с не менее «выгодным» предложением - поработать забесплатно тяпкой. На него как на барина. Думаю, не стоит объяснять, кто единственный способен будет поправить свое материальное благосостояние при развитии ситуации без должного контроля и участия государства. Эффективность коллективных хозяйств многократно изучена и доказана. От должного внимания властей зависит судьба этой отрасли в нашей республике. Двумя-тремя фермерами при модернизации АПК республики тут не обойтись – не тот размах, не выгодно -и по этой причине совсем немногие приднестровцы согласятся работать в поле по найму. Требуется внимание государства к отрасли. Крестьяне могут и должны достойно зарабатывать на выращивании дорогостоящих культур, а единственно надежным условием при этом может быть труд в условиях коллективного хозяйства - на самих себя, , а не на барина.

К сожалению, наши местные аграрии самостоятельно додумались лишь до того, чтобы на приднестровских полях вместо овощей и фруктов выращивать рапс. При этом, как оказалось, результат не оправдал ожидания. Полный провал. Как считают сами аграрии, им не хватило опыта. Однако совсем недавно о рапсе рассуждали, чуть ли не как о панацее, способной излечить наше сельское хозяйство от всех проблем. Между тем, оказывается, используют это растение для производства биодизеля. Евросоюз и США с удовольствием покупают его в странах третьего мира. Лидеры производства рапса – Китай и Индия.

В связи с растущим желанием индустриально развитых стран хотя бы частично избавиться от нефтегазовой зависимости, всё большее распространение получают новые виды топлива – этанол и биодизель. В последнее время множатся сообщения о серьезном уроне, который наносит производство биотоплива окружающей среде. Самый важный аргумент противников биотоплива: соблазну субсидированного выращивания таких зерновых как рапс, который в основном используется в качестве сырья для биодизеля, поддается все больше фирм-производителей. Это приводит к тому, что рапсом активно засаживают посевные площади, ранее предназначавшиеся для выращивания традиционных сельскохозяйственных культур. В результате цены на продукты питания резко подскочили, особенно больно это ударило по африканским странам и странам Латинской Америки. Помимо прочего, рапс гораздо сильнее истощает почву, чем традиционные продовольственные злаки. Повторю слова известного немецкого автоэкперта Петера Швердтманна: «Похоже, дымок биоиллюзий растворился в воздухе».( “DeutscheWelle”: Спор вокруг биотоплива.)

Недавно комиссар Еврокомиссии по окружающей среде признал, что увеличение в ЕС и в мире в целом производства биотоплива «имеет связь с ростом цен на продукты питания». Он отметил, что сложности, которые производство биотоплива создает для природы и социальных отношений, оказались «более значительными, чем можно было предполагать». Возможно, кому-то покажется романтичной перспектива превращения Приднестровья в рапсовые плантации, ведь европейцам и американцам нужно биотопливо, и они готовы платить, по крайней мере, сегодня. Совсем недавно на нашей земле крестьяне выращивали овощи и фрукты в огромных количествах. Стоит ли превращать республику в рапсовые плантации? Почувствуйте себя немного персонажами сериала «Рабыня Изаура».

Президенты и правительства крупнейших государств планеты за последние несколько месяцев в своих словах и действиях значительно «полевели». О необходимости государственного участия в экономике уже никто не спорит: обсуждается лишь степень этого участия. Сельское хозяйство является той отраслью, где важным является не только государственная поддержка, но и обеспечение должного контроля. Фактически, эта отрасль – как лакмусовая бумага – демонстрирует слабость государственных институтов согласно таких критериев, как индекс коррупции.Государственное участие в экономике является эффективным лишь в том случае, если коррупция сведена к минимуму. Наведение должного порядка в сельскохозяйственной отрасли и трезвая оценка негативных последствий недостаточного внимания к данной сфере помогут обеспечить население республики не только продовольствием, но и новыми рабочими местами, а как следствие - гарантированными доходами для госбюджета и приднестровских семей.

(Продолжение здесь)