НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
Исторический герой Ирана Бабек был талышом

Исторический герой Ирана Бабек был талышом

Эксперты // 09:20, 6 сентября 2016 // 5128
Такое мнение высказал известный талышский журналист, основатель телевещания на талышском языке Забил Магеррамов. В частности, комментируя вопрос об этническом происхождении Бабека он заявил:
 
"Сначала хочу отметить, что, про Бабека за один или за пару часов ничего не расскажешь. Но я постараюсь коротко рассказать вам о нем.Если вы смотрели наш прошлый выпуск, то знаете, я вам рассказывал, что турки начали наступать и захватывать наши земли начиная с 1258-го года армией Хулаки хана. Бабек же жил в девятом веке нашей эры. Он поступает в ряды Хуррамидов, которые недолюбливали арабских мигрантов и Иране. Якут пишет, что, крепость Бызай (Базз) был главным штабом и оборонной позицией, который находился в Гызлагадже близ Ардабиля. О том, что Бабек талыш, говорит во первых, место его рождения- деревня Былябанд близ Ардабиля, во вторых об этом пишут многие историки, такие как Заринкуб,Миаделунг. Бабак мечтал восстановить Сасанидскую империю, выпроводить арабов их наших земель. Говорить ныне об этнических корнях Бабека неправильно; он был или дейламитом, или представителем другого этноса проживающего возле Каспийского моря, которые были нашими праотцами. Конечно, он никак не мог быть турком,так как в те времена,в девятом веке, турков еще на наших землях, в Иране, около Каспия не было. Масуди пишет, что отца Бабека звали Мердас, мать Мехри, которой на персидском означает "лицо как луна",(Amoretti, 2008: 504-505). Значение имени хуррамидского героя Бабака ученые обясняют ираноязычными корнями, иранской ономастикой, древнеирансних языках *рарак-означает отец или дед, которое патрономики связывают с основоположником Сасанидской династии Ардаширом Папакани. 
Еще в молодости Бабак научился играть в танбуре,который являлся струнным музыкальном инструментом в древнем Иране,он,кстати,в будущем помог ему собрать вокруг себя иранцев.Рассказывают,что вождь хуррамидов Джавидан Сокрак (это имя тоже древнее дейламитское) замерз и постучал в двери одного дома,в котором жили будущий вождь хуррамидов с матерью.Джавидан разговаривал молодым Бабаком,и очень сильно удивлялся. 
Этот молодой человек оказался умным не по годам.Тогда Джавидан пригласил его к себе в крепость Бызай,обещал назначить его управляющим своего хозяйства и заплатить ему 50 дирхамов в год.Так молодой Бабак оказался среди хуррамидов,рядом с Джавиданом,после его смерти женился на его вдове,она объявила его наследником Джавидана. Надо отметить, что некоторые авторы (Amoretti 2008: 504)утверждают, что она отравила Джавидана,дабы выйти замуж за Бабека. Как мы видим далее,Бабак оказался строгим и уверенным вождем для хуррамидов.Подданые покорно слушали его.Земледельцы и ремесленники Мазандарана,Дейлама,Табаристана,Кухистана,Луристана,Исфана и Хамадана 
его поддерживали(Низам әл-Мульк 1949: 202).Среди помещиков Мазандарана было много сторонников Бабека,они тоже хотели восстановить иранскую государственность под девизом Маздака.Более десяти лет, начиная с 806 до 817-го года Бабак пропагандировал свою военно-политическую идею в Иране,Исфахане,Ширазе,до реки Аракс,и до Каспийского моря,потом начал активную борьбу с арабами.В 817-819-м годах войска Бабека Хуррамидина захватывает позиции арабов у озеро Урмия,в Ардабиле,Дейламе,Талыше,Мазандаране,доходит до реки Аракс.В 820-м году Бабак убивает гонца,которого Эмир отправил в Шеки.После этого,Халид ибни Язид ибн Мазияд аш Шейбани 821-м году во главе новых войск армии арабов со стороны Двина наступает в Шеки, громит шекинцев,объязывает их дани в размере 500 тысяч дирхама серебрянных и увозит много пленных.(Минорский, 1963: 44; Каланкатуаци 1984: 164) 
Шекинское восстание 820-821-го года, участие в сражениях с арабами говорит о дружбе между Бабаком и Сахлом Сумбатом(Каланкатуаци 1984: 165). В 822-м году Сахл Сумбат побеждает арабов в очередной битве,освобождает более тысячи пленников,и это наводит остикана Двина к мысли заново нападать в Шеки.В 829-м году Бабак побеждает пятую армию халифата близ крепости Бызай, убивает их полководца Мухаммада ибна Хумейда,его войска захватывают Хамадан,Кухистан,Фарс,Двин,Сойун(Каланкатуаци 1861: 268).Потом вблизи Хамадана войска Бабака в битве с арабами проиграли,потеряли очень много живой силы, и Бабак убежал в Бызай(Yüsofi 1988: 302-303).В 836-м году полководец Усрушанужа принимает ислам,который был зорастрийцем,и отправляет на борьбу с Хуррамидами опытного полководца Афшина,который славвился подвигами в Бизансе(Низам ал-Мульк 1949: 202-203).Афшин договаривается с Сахлом Сумбатом против Бабека,чтобы тот помог его поймать,напоминает ему разгром хуррамидов близ Сойуна и Гехара.Обещает Сахлу Сумбату Шеки и восточную Армению,а после победы над Бабеком заплатить ему один миллион дирхам серебром. Сахл Сумбат отправляет сообщение бежавшему Бабаку о том,что он готов его встретить и направить в Бизанс.Когда в 837-м году Бабак приезжает к нему,тот предает его в руки Афшина.Бабака схватывают и отправляют в Саммиру, и убивают,ну об этом вы, наверное знаете. История Бабека и его рода такова. Ни в одной исторической записи нет информации о том, что Бабак был турком".