НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
В ближайшее время разморозки конфликта между Приднестровьем и Молдовой не будетВ ближайшее время разморозки конфликта между Приднестровьем и Молдовой не будет

В ближайшее время разморозки конфликта между Приднестровьем и Молдовой не будет

Эксперты // 12:50, 19 августа 2015 // 2027
По информации ИА "ТИРАС", председатель Общественного движения Молдовы "Родина - Еврозийский союз" Игорь Тулянцев пригласил поучаствовать в Международной конференции "Современные вызовы и риски для Республики Молдова в сфере безопасности" эксперта по политическим процессам на постсоветском пространстве, российского телеведущего Романа Бабаяна.
 
После конференции эксперт дал интервью "Комсомольской правде":
 
Роман, Вы приехали в Молдову, чтобы принять участие в Международной конференции «Современные вызовы и риски для Республики Молдова в сфере безопасности». Какие, на Ваш взгляд, главные вызовы для Молдовы?  
Я бы даже не называл это вызовами, я бы сказал, что сегодня Молдова оказалась в ситуации, которую можно назвать «на перепутье». То ли налево пойти, там обещают манну небесную, то ли в другую сторону… При этом, насколько я знаком с молдавской проблематикой, а я достаточно хорошо исследовал эту тему в свое время, подавляющее большинство населения Молдовы заинтересовано в теснейших контактах с Россией. Однако мы наблюдаем следующую историю — меньшинство, а оно, как обычно, гиперактивно, принимает решение за всю страну и пытается увести ее в другую сторону.
 
А Россия против этого?
 
Россия никогда не говорила, что она против того, чтобы какая-то страна развивала отношения с Eвропой, Америкой или еще кем-то. Мы говорим одну простую вещь — ребята, сядьте, подумайте, посчитайте и посмотрите, что вам выгодно. Никакой политики, ничего личного, элементарно, с точки зрения экономики.
 
Так было с Украиной. Мы же помним, с чего начался евромайдан. С того, что господин Янукович, который много лет говорил украинцам, что счастье Украины в подписании ассоциации с Евросоюзом, потом вдруг в последний момент заявил, что не будет подписывать этот договор. Собственно, это и послужило сигналом. Начали обвинять Россию в том, что она оказала давление на Украину. Ничего подобного не было. Россия всегда говорила: «Хотите дружить с Европой, подписать ассоциацию с ЕС, максимально сблизиться с ЕС — отлично, и с Россией хотите дружить — здорово, тогда давайте сядем и решим, как это все будет происходить. Давайте посчитаем и посмотрите, что реально вам выгодно».
 
«Россия никогда не ставила Молдову перед выбором: либо ЕС, либо Россия». Это же касается и Молдовы?
 
— Конечно. Подписали ассоциацию с ЕС — здорово. Но не нужно сжигать мосты. Молдова не может прервать все связи с Россией. Ни при каком раскладе. Потому что у нас общая история, мы жили в одной стране 70 лет, мы практически один народ! У нас общая ментальность. По всем статистическим данным, огромное количество молдаван работают на территории России. Они зарабатывают деньги, отправляют их в Молдову и на эти деньги живут их семьи. Людей, которые работают в Европе, в разы меньше.
 
Россия никогда не ставила перед выбором «или-или». Наоборот, это Евросоюз говорил, что если хотите дружить с нами, забудьте Россию.
 
А как же введение эмбарго на молдавские товары вслед за подписанием Молдовой соглашения об ассоциации с ЕС?


-Вчера мы были в Криковских подвалах, которые очень меня впечатлили — 120 км бочек, технология производства и т. д. Потом нам показали карту, куда осуществляются поставки вина. Мы видим огромную территорию России, куда вино не идет. Экскурсовод сказал, что куда-то оно все-таки идет, по каким-то контрактам, но импорт упал на 35%. Конечно, это никому не нравится. Любой россиянин, если всю жизнь пил молдавское вино, и дальше хочет это вино, но должно быть движение на встречу друг к другу. А когда мы наблюдаем полуагрессивную риторику со стороны власть предержащих людей в Молдове в отношении России, когда мы видим, что Россию пытаются обвинить во всех смертных грехах, во всех проблемах в регионе… Мы очень много лет не обращали внимания на нападки, делали вид, что ничего не происходит, но мы наблюдаем, что никто это не ценит, все думают что если РФ молчит и не реагирует, то можно усилить натиск. Посмотрите на Прибалтику, которая на протяжение всех 20 лет обвиняет РФ во всем. Россия долго молчала, но всему есть мера. Я не приветствую санкций и эмбарго, но считаю, что любое государство, если против него идет наступательная операция, должно как-то реагировать.
 
Как же Молдове совместить евроинтеграционный процесс и сотрудничество с Россией?
 
Считаю, что нужно сесть за один стол и определить правила игры, по которым будет осуществляться сотрудничество. Как я говорил, Россия никогда не говорила «выбирайте». Возьмем опять-таки Украину. Что сделала Россия, когда Киев заявил, что собирается подписать ассоциацию с ЕС? Сказала: «Вопросов нет, давайте решим, как будем экономически взаимодействовать». Ведь у России и Украины существовали договоры, на основе которых украинские товары облагались льготными таможенными пошлинами. Если Украина подписывает ассоциацию с ЕС, значит, говорила Москва, на нашу территорию через территорию Украину могут попадать европейские товары, а ведь они должны растамаживаться по другой формуле. Поэтому нужно было определить правила. Но нас никто не услышал. Европейские коллеги сказали, что будут делать, что захотят, и что к нам это не имеет отношения. В ответ на это мы сказали, что тогда мы пока приостановим пропуск товаров с территории Украины и нас обвинили чуть ли не в блокаде Украины. Какая же это блокада? Мы просто начали более досконально проверять грузы, которые шли с Украины на территорию России. Если обнаруживали грузы, на которых стояло клеймо «сделано в Европе», применялась другая пошлина. Это естественно тормозило по времени грузопотоки прохождения через границу. Но это не блокада.
 
Для нас ведь это тоже новая ситуация, когда наши партнеры, в том числе Молдова, с которыми мы имели дело десятилетиями, входят в зону экономического взаимодействия с ЕС и при этом остаются нашим партнерами. Все решается путем переговоров, если будут определены правила игры, не будет никаких проблем.
 
Каковы на ваш взгляд европейские перспективы Молдовы?
 
Посмотрим на очень далекую перспективу. Если Молдову становится членом ЕС, она, конечно же, не самоликвидируется, будет там же находится на карте. Но давайте просто посмотрим, как это происходило с другими государствами, когда они вступали в ЕС. К примеру, возьмем Прибалтику. На территории Латвии работал завод по производству автомобилей. Микроавтобусы «Латвия» ездили в каждом населенном пункте СССР. Вы представляете, сколько денег поступало в казну Латвии с продажи этих автомобилей? Работали заводы, которые что-то производили. После того, как было принято решение о сближении с Европой, ЕС сказал: «Не нужны нам ваши машины и радиоприемники, у нас есть свои». Все заводы были закрыты, и теперь они имеют то, что имеют…
 
«Мы опасались, что Саакашивили используют для разморозки конфликта в Приднестровье». Сейчас активно ведутся разговоры об угрозе военного конфликта в Приднестровье. Есть ли опасность разморозки конфликта?
 
Думаю, опасность была. Об этом очень активно стали говорить после назначения Саакашвили на должность губернатора Одессы. Мы знаем, с кем имеем дело. Однажды он уже отдал приказ о нанесении ударов по позициям российских миротворцев, это было в Южной Осетии. Поэтому, когда его назначили на должность губернатора Одессы, у нас были такие мысли, что, в принципе, если кто-то будет заинтересован в разморозке конфликта, они легко могут использовать Саакашвили. Мы вспоминаем, как Порошенко встречался с румынским коллегой и говорил, что надо разморозить конфликт.
 
Риски есть всегда, но я думаю, что в ближайшее время это не произойдет. Чтобы его разморозить, нужно начать какую-то военную операцию, то есть Молдова должна начать операцию в отношении Приднестровья. Вряд ли Тирасполь будет принимать решение о проведении военной операции в отношении Молдовы. Если Молдова начинает это делать, ей начинает помогать Румыния. На территории Приднестровья находятся миротворческие силы, они там на основании международного мандата. То есть тогда это будет означать полное игнорирование всех международных норм? Никогда на это не пойдут, потому что невозможно будет объявить мировому сообществу, даже при помощи всех своих медиаресурсов, о том, что нанесение удара по миротворцам это нормально.
 
Кроме того, силой такие конфликты не решаются. Уже 25 лет тишина и спокойствие, я убежден, что ни в коем случае нельзя начинать боевые действия. Во-первых, гибнут люди, во-вторых, тогда Молдове будет крайне тяжело в каком-то будущем претендовать на воссоединение с этой территорией.
 
По вашему мнению, эффективен ли формат «5+2»?
 
Считаю, что любой формат эффективен, потому что это переговоры. Если за одним столом сидят люди, представляющие стороны, от которых что-то зависит, это всегда хорошо.