НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Все вовлечены, но прогресса не отмечено

Эксперты // 09:49, 16 октября 2008 // 2387

В Кишиневе по инициативе Ассоциации внешней политики состоялись дискуссии молдавских экспертов при участии директора Института стратегических исследований РФ Евгения Кожокина и эксперта лондонского Совета по внешней политике ЕС Нику Попеску о реалиях и перспективах сотрудничестваРФ и РМ и месте в этих отношениях Молдовы с ее территориальной проблемой. Попеску, в частности, высказался о теоретически существующих у Москвы и Брюсселя возможностях совместными усилиями не только разработать план и основные принципыприднестровского урегулирования, но и успешно участвовать во всех этапах реинтегарции РМ. Он, впрочем, затруднился ответить на вопрос агентства НИКА-пресс, что может стать основой такого плана и как ему представляется техническая сторона дела на начальном этапе его подготовки, но дал понять, что первичная инициатива могла бы исходить от непосредственных сторон конфликта. Выступая с докладом, предваряющим дискуссии, европейский эксперт отметил, что сегодня Евросоюз максимально вовлечен во все процессы жизнедеятельности молдавского государства, в том числе и текущие проблемы реинтеграции, и намерен жестко отстаивать территориальную целостность страны.


НИКА-пресс

Комментарий агентства


Эксперт ЕС, очевидно, прав, но только отчасти. Евросоюз действительно максимально и, быть может, даже больше, чем Россия, вовлечен во все, что происходит сегодня в РМ, включая и ее проблемы реинтеграции. С ним трудно не согласиться, что и Приднестровье, скажем, по части реализации своей продукции на европейском рынке тоже не против вовлеченности ЕС в отдельные и существенные стороны его жизни. Что же до вопросов, касающихся непосредственно урегулирования отношений Тирасполя и Кишинева, то здесь полностью и безоговорочно сохранено присутствие Москвы. За все годы противостояния двух берегов Тирасполь ни разу еще не выказывал своего несогласия с «московскими взглядами» на условия и принципы решения приднестровского вопроса, и ни разу не проявил интереса к идеям ЕС – даже самым распрекрасным. Причины известны. Среди них есть и такая – ЕС никогда еще ничего своего и толкового не предлагал ни Кишиневу, ни Тирасполю. Так – одни слова.

Надежды на совместный план (ЕС-РФ) не новы. Сейчас они проявляются с новой силой. В кишиневских политических кругах уже высказываются за согласованные действия Москвы и Брюсселя на приднестровском направлении, и даже уже обозначают в них молдавский интерес:территориальная целостность РМ не подлежит обсуждению, конституционный статуса унитарной Молдовы – тоже. Понимая будущую реакцию Тирасполя на такого рода текст, в Кишиневе дают понять, что были не против (еще бы!) жесткого политического и экономического давления на несговорчивых сепаратистов, с порога отвергающих свою счастливую и достойную жизнь в рамках широкой автономии и в составе РМ. По-иному это называется принуждением к переговорам на условиях одной из сторон конфликта.

Официальных подтверждение таких идей до сих пор не было. Впрочем, и сейчас нет – официальных. А неофициально, по своей традиции делать это через зарубежные СМИ, их подтвердил президент Воронин в интервью российской газете «Известия»: «Необходимо, чтобы кто-то взял на себя ответственность и внес конструктивные предложения, которые все остальные одобрили бы». Воронин даже не пытается скрыть обращение к РФ и ЕС, последнее время активно сотрудничающие в вопросах глобальной экономики и, кстати, в разрешении грузинского конфликта. Он даже не счел для себя зазорным предложить внешним участникам подготовить третий (планы ОБСЕ 2002 года и «меморандум Козака» 2003 года) для Молдовы документ по урегулированию, хотя вот уже месяц твердит, что у него есть свой проект.

Москва вряд ли отреагирует на новые старые настроения Кишинева поучаствовать в «жестком политическом и экономическом давлении на Тирасполь». И Москве не надо будет искать дополнительных и более веских аргументов. Там скажут, что не против совместных действий, но только с учетом интересов людей (в том числе и граждан РФ), проживающих в Приднестровье. И все на том.