НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
Вильнюсские перспективы для Украины, Молдовы и Приднестровья

Вильнюсские перспективы для Украины, Молдовы и Приднестровья

Эксперты // 11:01, 7 ноября 2013 // 2743
 
ИА "ТИРАС" публикует точку зрения на Вильнюсские перспективы для Украины, Молдовы и Приднестровья молдавского эксперта, доктора истории Руслана Шевченко. В частности он считает: 

"Вильнюсский саммит,  который состоится 28-29 ноября 2013 г. сыграет важную роль в истории многих стран. Как России, для которой он становится водоразделом, постепенно, но уже окончательно отделяющим от нее Украину и Молдову, так и для самих этих стран, вступающих в принципиально новый этап своих взаимоотношений с ними. Не говоря уж о левобережье Днестра. В этом материале мы попытались изложить, что ждет Украину, Молдову и ее левобережный регион после подписания «поворотных» Вильнюсских соглашений и к каким последствиям это может привести. 

Начнем с Украины, потому что именно она ближе всех подошла к  ассоциированному членству в ЕС и осталось только подписание соответствующего соглашения, которое и ожидается в Вильнюсе. В первую очередь, речь идет о значительном расширении возможностей торговли с ЕС, который избегает применять ограничительные меры в отношении ориентированных на него стран, чем выгодно отличается от России, пытающейся «наказывать» за непокорство. Это позволит украинскому бизнесу получить достаточно предсказуемых партнеров во внешней торговле и различных коммерческих сделках и станет, весьма возможно, одним из решающих во все большей переориентации торгово-экономических  связей Украины на Запад. Больше того, после Вильнюса любые непродуманные высказывания российских политических деятелей (вроде Глазьева, в частности) станут лишь дополнительным козырем для Януковича для ускорения этой переориентации.
 
Очевидно, что сегодня реальным оружием России в борьбе против такого развития событий является цена на энергоресурсы и образовавшийся семимиллиардный долг за газ, который ЕС, естественно, оплачивать за Украину не станет. В этом случае у Украины останется вариант, от которого она всегда ранее отказывалась – продажа своей газотранспортной системы России. Эта мера, несомненно, обрадует ура-патриотов в России, которые теперь будут надеяться на то, что последуют и новые «капитуляции» Украины перед Россией, с последующим возвращением «блудной дочери» под отцовское крыло. Но  на самом деле после вступления Украины в Европейское энергетическое сообщество  в феврале 2011 г. и ратификации Радой его документов ситуация серьезно изменилась. Речь о том, что согласно требованиям этого Сообщества, газотранспортная система может управляться только в совместном порядке. То есть даже если Украина и пойдет на продажу России своей ГТС, последней придется разделить управление этой системой с другими, иностранными партнерами, что едва ли входит в интересы «Газпрома», привыкшего к своей преимущественно монопольной роли на территории бывшего СССР.  
Кроме того, не станем забывать и того, что Украина постепенно, но последовательно сокращает объем закупаемого газа у России, что уже не раз вызывало там возмущение чиновной элиты, теряющей крупного покупателя. В 2011 г. Украина приобрела у России 40 млрд. кубометров газа, в 2012-м – 32,9, в 2013-м – ожидается уже 26 млрд, и в последующие годы эта цифра будет только уменьшаться. Вместо газа Украина стала потреблять уголь, что со временем позволит ей и вовсе отказаться от этого «стратегического экспортного продукта» России. Ничего не добьется Россия и в случае строительства газопроводов в обход Украины, о чем уже активно рассуждают в Москве. Помимо того, что это будет дополнительным стимулом для Украины перейти на собственные топливные ресурсы, это позволит ее властям говорить, что теперь уже навсегда исчез повод для «газового» шантажа со стороны России, а значит, проевропейский курс можно даже активизировать. Разумеется, Украина понесет немалые убытки от потери значительных сумм за транзит, но со временем можно будет адаптировать экономику и к этому повороту, и властям Украины уже сейчас следует готовиться к такому развитию событий.
 
Значительные перемены принесет «Вильнюс» и на внутриполитическую арену Украины. Янукович уже давно «обворовал» левых, «украв» у них все основные лозунги, на которых Симоненко и Витренко ранее делали себе популярность.
Точно так, как несколькими годами ранее это осуществил в России Путин, с тем же результатом для себя. Партия Регионов превратилась в «левую пророссийскую партию», благодаря чему Янукович в свое время успешно пришел к власти. А далее оказалось делом политической техники развернуть Украину к тем, кто в действительности выдвигал Януковича и поддерживал проект «Партия Регионов» - Западу. В результате левые партии Украины оказались идеологически опустошенными и сдвинутыми на политическую обочину (опять-таки по образцу путинской России). Теперь же, после Вильнюса, в Украину начнет значительно активнее, чем раньше, проникать западный бизнес, который станет создавать филиалы своих крупных корпораций в этой стране. Он, разумеется, закроет ненужные и конкурирующие с его предприятиями производства (что опять же приведет к гигантским убыткам в экономическом плане), но одновременно создаст мощную политическую базу для всех проевропейских политических течений, которые будут блокировать всеми возможными средствами, и в том числе финансовыми, попытки сторонников России в Украине хоть как-то восстановить пророссийские позиции в этой стране. Поэтому, обобщая сказанное выше, несмотря на значительные в перспективе экономические убытки от закрытия и перепрофилирования предприятий, тем не менее оставшаяся экономика Украины будет переделана на западный лад и в ней будет активно формироваться, в том числе и в восточных областях, прозападное ядро. Что будет означать необратимость ухода Украины на Запад. 
Сказанное выше о развитии российско-украинских связей и экономики Украины после Вильнюса в значительной мере можно отнести и к Молдове. Здесь прозападные группировки действуют более открыто, решительно и жестко, не намерены поступаться абсолютно ничем и уверены в своих силах. Они значительно сильнее, чем в Украине, так как европейские устремления (не саму действующую власть, рейтинг которой рухнул до «плинтусового» уровня) и надежды разделяет примерно половина населения страны. Экономика Молдовы несравненно слабее украинской, где еще осталось немало крупных промышленных предприятий. Кроме того, у Молдовы нет собственных запасов угля, как у Украины, что диктует еще большую зависимость от России по энергоресурсам.
 
В настоящее время Молдова платит очень высокую для нынешнего положения ее экономики цену за потребляемый газ – около 380 долларов. По оценкам экспертов, эта цифра близка к предельной, которую может платить Молдова в настоящее время, без обвала своей экономики. Эту цифру исчисляют примерно в 450 долларов. Нет сомнения, что если Россия после подписания Вильнюсских соглашений Молдовой прибегнет к дальнейшему повышению цен на газ, то останутся только два выхода. Либо брать значительные кредиты у Запада на оплату стоимости газа, с возможными тяжелыми последствиями в будущем, либо перейти на потребление угля и закупать уголь у той же Украины. Такие меры возможны еще и потому, что в Москве после Вильнюса окончательно осознают, что «приднестровский якорь», которым российское руководство долго наивно пыталось удержать Молдову в российской сфере влияния, перестал быть рычагом влияния на власти Молдовы, а за спиной молдавских властей появляется новая и очень грозная сила, которая при случае может оказывать давление и на саму Россию. Кроме того, у России остается и другая «дубинка» в виде печально известного не только в Молдове Роспотребнадзора, а также Россельхознадзора, которые по указанию властей могут в любой момент, ссылаясь на кипу соответствующих документов, запретить экспорт в Россию тех или иных молдавских продуктов. Это тоже будет сильным ударом по молдавской экономике.
 
Однако следует напомнить тем политикам России, которые уже, возможно, планируют предложить нечто подобное после Вильнюса, что в случае такого развития событий произойдет то, что уже ранее имело место с молдавским вином в 2006-2007 гг. – началась диверсификация рынков и Россия потеряла главенствующие позиции в винном экспорте Молдовы. Этот процесс, к слову, продолжается и сегодня. То же самое случится и остальными продуктами из Молдовы. Неповоротливый и тяжеловесный молдавский бизнес начнет искать другие рынки приложения молдавских товаров и закончится это тем, что Россия перестанет присутствовать в списке главных экономических партнеров Молдовы, отодвинувшись с первого на куда менее заметные места. То есть вместо возврата Молдовы в сферу влияния России произойдет только еще большая «вестернизация» ее экономики и ее дальнейшее интегрирование в экономику стран Запада. 
Политические партии Молдовы, которые могли бы этот курс развернуть в сторону России, крайне слабы и никаким хоть сколько-нибудь значительным весом на молдавской политической арене не пользуются, в силу чего получили на молдавском политическом жаргоне прозвище «диванных партий» (всех самых активных в этих партиях можно, образно говоря, посадить на одном диване). Еще больший разброд и раздрай царит среди «профессиональных» русскоязычных организаций, которые ведут нескончаемую драку между собой за влияние и денежные потоки и гранты  из России, попутно обливая друг друга помоями. Единственная же серьезная партия, заявляющая о себе как левой политической силе, ПКРМ, использует пророссийскую ориентацию, как и Партия Регионов Януковича, как приманку для легковерных избирателей, которая приносит на выборах очень много голосов. Опираться России в этих условиях на какую-то политическую силу с целью переориентации Молдовы с Запада на себя – значит просто выбросить на ветер деньги и время.

Единственный серьезный аргумент, который действительно мог бы еще задолго до Вильнюса заставить молдавскую политическую элиту встать перед выбором – Москва или Вашингтон с Брюсселем, более чем банален и прост – деньги. И чем больше денег для подкупа молдавской элиты, тем лучше.  Потому что угрозы «отключить газ» и «не покупать вино»  скорее скомпрометировали Россию среди жителей Молдовы, чем принесли ей реальную пользу. Но дело в том, что финансовые ресурсы России не идут ни в какое сравнение с возможностями ЕС и особенно США, которые могут дать намного больше. Поэтому России следует очень хорошо подумать, прежде чем делать в дальнейшем непродуманные выпады и угрозы в адрес молдавских властей – прежних рычагов воздействия уже, как ни странно, у России в Молдове нет, так как в Кишиневе к ним уже давно привыкли и ждут чего-то подобного, чтобы опять жаловаться в Брюссель и Вашингтон. А новых способов повлиять на ситуацию в благоприятном для себя духе в Молдове в Москве так пока и не придумали. Что же касается муссируемой сейчас в Москве идеи введения после Вильнюса визового режима с «некоторыми» странами СНГ, то она еще больше отдалит Россию, при всех потерях, от всех бывших советских республик, и Молдовы с Украиной в частности. 
Во внутриполитическом плане Вильнюс будет означать для Молдовы начало нового этапа «зачистки» ее политического класса. Во-первых, потому, что в США и ЕС давно очень недовольны масштабами молдавской коррупции, с которой власти страны не борются принципиально, ибо слишком погрязли в ней. Это прорывается даже в высказываниях западных дипломатов. И, как допускают некоторые представители крупного бизнеса и политики страны, дело может кончиться требованием ЕС и США, в целях дальнейшего сближения Молдовы с ЕС и в качестве главного условия либерализации визового режима, отдать под суд и отправить в тюрьму некоторых крупных политических деятелей страны. Что приведет к серьезному «переформатированию» политического класса. Такой шаг был бы очень актуален после Вильнюса, но повлек бы полную компрометацию молдавских политиков. И потому он может быть отложен на период после парламентских выборов 2014 г. Во-вторых, присутствующая сейчас в качестве второго партнера в правящей коалиции ДПМ, чтобы спасти себя от провала, будет предпринимать попытки сдвинуться влево и украсть часть электората ПКРМ, чтобы не допустить ее победы на выборах. Об этом уже говорят идеи «социальных магазинов» с более низкими, чем везде ценами, и некоторые другие аналогичные предложения. В случае, если этот вариант осуществится, ДПМ имеет шансы повторить хотя бы частично успех Путина и Януковича и растащить по кусочкам левый электорат.  
Вне зависимости от того, удастся ли ДПМ это реализовать, следует заметить, что Вильнюсский саммит по времени весьма выгоден правящей коалиции. Немедленно после него можно будет сказать, что достигнут большой прогресс и долго расписывать его значение в СМИ. А затем, по мере приближения к парламентским выборам 2014 г., в преддверии которых должно состояться уже подписание Молдовой Соглашения об ассоциированном членстве Молдовы в ЕС, начнут подчеркивать, что подписание этого документа  еще важнее Вильнюсского парафирования. То есть если властям Молдовы удастся подписать этот документ до парламентских выборов, это будет сильнейшим козырем правящей коалиции, которым она успешно прикроет все ответные акции ПКРМ и других оппозиционных партий, и будет иметь немалые шансы на успех в ходе выборов. 
Перспективы Левобережья Днестра в этом контексте выглядят достаточно туманно. Во-первых, потому, что значительная часть промышленной продукции Левобережья поставляется только на западный рынок, что диктует и растущую зависимость от него. То же самое касается и сельскохозяйственной продукции, немалая часть которой сбывается на другой берег Днестра, где тоже теперь будут «европейские» правила игры.  Правда, какое-то время это будет малозаметно, потому что будут действовать экономические преференции от ЕС, касающиеся и Левобережья. Но их действие заканчивается с началом 2015 г., что повлечет за собой растущие убытки для предприятий региона.

Помимо того, не будем забывать, что благодаря настойчивости Воронина, так и не передавшего Тирасполю таможенные печати, даже несмотря на «винную блокаду» со стороны России, и добившегося в итоге капитуляции Москвы на этом направлении (печати Тирасполь так и не получил, а вино в Россию все же пошло), левобережные предприниматели оказались вынуждены сотнями регистрироваться в Кишиневе. Это позволило законным властям страны установить контроль за экспортными операциями региона, а при необходимости, при содействии Украины, заблокировать экспорт вообще.
Теперь, в любой момент после Вильнюса (или даже после окончательного подписания соглашений в ноябре 2014 г.) по указанию из Брюсселя власти страны могут ввести для региона сколь угодно высокие пошлины, и это ляжет двойным налоговым бременем на местный бизнес и вообще экономику Левобережья. Могут активизироваться и уже созданные миграционные посты, которые возьмут под контроль въезд и выезд из региона в остальные районы Молдовы, и даже начать взимать известные суммы за пересечение административной границы между берегами. Так как существование неподконтрольного никому региона невыгодно и Украине, теперь уже связанной с Западом после Вильнюса куда крепче, чем раньше, можно ожидать от Брюсселя указаний взять под контроль все перевозки товаров в  и из Левобережья, идущие через Украину.  
Разумеется, все это вызовет (и уже вызывает) острую реакцию Москвы, чьим выразителем является глава региона Е.Шевчук. Мы не сомневаемся, что вполне вероятны в этой ситуации и поиски путей перевозки продукции Левобережья в Россию не только автодорожным и железнодорожным транспортом, но и воздушным, чтобы меньше зависеть от Украины. Могут иметь место открытия в Тирасполе филиалов некоторых российских ведомств. Однако сторонники именно такого развития событий, более благоприятного для нынешнего руководства региона, упускают из виду, что чем больше будет влияние Запада на Украину, тем сильнее у него будет укрепляться желание покончить с форпостом России на Днестре, мешающим ему полностью контролировать этот регион Европы. И в этом контексте можно ждать усиления давления Запада на Украину, чтобы все сильнее блокировать регион и заставить его отказаться от односторонней пророссийской ориентации. 
Упускается из виду и совершенно новый фактор, который ранее не учитывался экспертами, но который уже начал давать о себе знать. Недавно по просьбе законных властей Молдовы Украина закрыла пролет через свою территорию транспортных самолетов, летевших в Тирасполь с вещевым и продовольственным обеспечением для миротворцев. Это был «пробный шар», и он удался. В любой момент точно так же может быть перекрыта и эта «воздушная дорога», связывающая Левобережье Днестра с Россией. Об этом упорно молчат российские и тираспольские комментаторы, не зная, что этому противопоставить, но эта перспектива становится все более очевидной и будет означать полную блокаду региона с тяжелейшими последствиями для его экономики и жителей. С той лишь разницей, что если до Вильнюса Россия могла заставить Киев в крайних случаях идти на уступки, то после него сделать это ей будет несравненно труднее, тем более в таких важных для Запада вопросах, как приднестровский.  
Сознавая, что левобережные районы медленно, но верно скатываются в тупик, загнанные туда скоординированными действиями Запада, Украины и законных властей Молдовы и единственным выходом из ситуации может стать полная катастрофа в экономике и социальной сфере с последующим распадом местных структур власти, лидер региона Е.Шевчук от отчаяния произнес на международной конференции в Ландсхуте (ФРГ) гневную, обличительную речь. В ней он, обвинив Молдову, вполне в духе своего предшественника И.Смирнова, в экономических кознях, блокаде, провокациях в зоне безопасности и попытках давления на Тирасполь, заявил, что теперь Левобережье взяло однозначный курс на признание миром своей независимости. Нет сомнения, что такие заявления не будут всерьез восприняты даже Россией, которой для признания этой независимости региона нужен очень весомый повод, вроде грузино-осетинской войны 2008 г.
 
И понимая тщетность своих устремлений, он устами главы своего внешнеполитического ведомства Н.Штански заявил, что  «Приднестровье может стать площадкой для распространения российской «мягкой силы» в приграничных нам областях Украины, а также в Гагаузии, Бельцах, других районах Молдовы. «Евразийский регион» позволит Российской Федерации создать своего рода «витрину» успехов евразийской интеграции». Не приходится сомневаться, что такой поворот событий будет крайне невыгоден не только Молдове и Украине, но и Западу, который их открыто поддерживает, и что они предпримут все возможные меры, чтобы этого не случилось. А это может означать что угодно, начиная от арестов в Украине и правобережной Молдове агентов «евразийства» и КГБ Левобережья, и кончая новыми мерами экономического и политического давления Запада на регион, теперь уже при открытой поддержке не только Молдовы, но и Украины. Что это будет означать для экономики региона и особенно для простых его жителей (не окружения  бывшего оперативника МВД, ставшего ненароком главой Левобережья) – объяснять, думается, не надо".