НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Молдавский геноцид, который забыть нельзя

ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Молдавский геноцид, который забыть нельзя

Эксперты // 10:55, 7 июня 2013 // 2924

 ИА «ТИРАС» публикует точку зрения на процессы в Молдавии историка Александра Новика. Приглашаем к дискуссии представителей других взглядов по данной актуальной для региона проблематике.

Сторонники присоединения Молдавии к Румынии (унионисты), извращая исторические факты и замалчивая злодеяния Румынии по отношению к молдавскому народу, предпринимают все усилия, чтобы дискредитировать Россию в глазах молдаван, выставить ее исчадием ада в истории Молдовы и главным препятствием на ее пути к румынскому благоденствию.



 

С момента распада СССР и объявления Молдавской ССР суверенным государством, в Кишиневе и Бухаресте набирает обороты реализация идеи необходимости объединения Молдовы и Румынии в одно государство. При этом для унионистов главным врагом, препятствием на пути реализации давнишней идеи объединения был и остается «русский элемент», присутствие и влияние России на берегах Прута и Днестра.

В Кишиневе Россия изображается агрессором и оккупантом Молдовы с 1812 года, когда, согласно решениям Бухарестского мирного договора между Россией и Турцией, Российской империи отошла значительная часть Молдавского княжества (Бессарабии), ставшей Бессарабской губернией в составе Российской империи. По свидетельству историков, нахождение Бессарабии в составе Российской империи – «это более чем вековой период мира и благоденствия для Молдавии».

Но в Кишиневе сегодня пишется другая история. 16 мая 2012 года день 200-летия вхождения Бессарабии в состав Российской империи был объявлен «Днем скорби». Кишинев серьезно заболел амнезией и на Османское иго, и на турецкий геноцид молдаван, от которого оно были избавлены под российским покровительством.

В самых черных тонах отображается в Кишиневе и советский период, когда Молдавская ССР входила в состав Советского Союза. Здесь и «сталинские репрессии и депортации», и «молдавский голодомор» 1946-1947 годов, и «русификация» всей жизни молдаван в годы СССР. И опять в Кишиневе амнезия на ту помощь, которую Молдавская ССР получала от Советского Союза (считай от России). Например, только после окончания Великой Отечественной войны на восстановление хозяйства Молдавской ССР, разрушенного немцами и румынами, из союзного государственного бюджета было выделено 448000000 рублей. Для восстановления инфраструктуры были выделены части Красной Армии. В 1944-1945 годах в Молдавию было ввезено оборудование для 22 крупных промышленных предприятий. Молдавии были переданы 20000 тонн черных металлов, 226000 тонн каменного угля, 51000 тонн нефтепродуктов. Из РСФСР в Молдавию были ввезены 17,4 тонн семян, около 17300 лошадей, 47700 овец, 10800 голов крупного рогатого скота, техника для обработки полей и т.д.

Оказывалась и другая помощь, которой для Молдовы не было, нет и никогда не будет от Румынии. Однако все забыто… Более того, в Молдавии унионисты требуют, чтобы Россия, как правопреемник СССР, заплатила за некий «геноцид бессарабцев».

Как реагировать на все это? С точки зрения объективной оценки исторических событий будет правильно – предъявить Румынии встречный исторический счет за те преступления, которые совершили румынские оккупанты (а с точки зрения международного права они были таковыми и в 1918-1940, и в 1941-1944 годах) на территории Молдавии, за тот геноцид молдавского населения, который был совершен оккупантами.

Итак, январь 1918 года. Уже в первые дни оккупации румынские каратели расстреляли 45 крестьян – делегатов 3-го Бессарабского губернского крестьянского съезда. Затем были арестованы 58 членов парламента Молдавской Демократической Республики, провозглашенной 15 декабря 1917 года в составе Российской Федеративной Демократической Республики, выступавших против присоединения Бессарабии к Румынии. Часть из них были расстреляны.

1 февраля 1919 года, в ходе подавления румынскими войсками Хотинского восстания на севере Бессарабии артиллерийским огнем были уничтожены 22 села, без суда и следствия расстреляны 500 крестьян и городских жителей. Многие были брошены в тюрьмы или отправлены на каторгу. Всего в ходе подавления восстания были убиты 11 тысяч человек. Свыше 50 тысяч беженцев перебрались на левый берег Днестра.

В мае 1919 года при подавлении восстания в Бендерах было расстреляно 10 тысяч человек. В ходе подавления Татарбунарского восстания на юге Бессарабии в сентябре 1924 года были убиты 3 тысячи его участников.

Бессарабия, приравненная к провинции королевской Румынии, рассматривалась правящей верхушкой «в качестве колонии с аборигенами низшей расы, а отсюда и необходимость применения колониальных методов правления». В оккупированной Бессарабии царил режим вопиющего беззакония, безжалостного попрания элементарных человеческих прав. Только за первые семь лет румынской оккупации в Бессарабии были убиты 32 тысячи мирных граждан, от голода и болезней умерло около 200 тысяч человек. За время оккупации пыткам были подвергнуты 207 тысяч жителей Бессарабии, или каждый десятый ее житель, от которых более 22 тысяч человек скончались. Недоступность медицинской помощи, голод приводили к сыпному тифу, туберкулезу и другим тяжелым болезням. Уровень смертности в Бессарабии возрос в 3-4 раза.

Все это сегодняшние унионисты знают, но умышленно замалчивают и скрывают тот геноцид молдавского населения, который бушевал в Бессарабии в 1918-1940 годах во время румынской оккупации.

Как замалчивается и геноцид во время оккупации 1941-1944 годов, когда он был уже с фашистским оттенком. Румыния, как союзник фашистской Германии, после нападения на Советский Союз получила разрешение от Гитлера аннексировать территорию Бессарабии и Северной Буковины, а заодно получила «право» избивать, калечить и убивать местное население на оккупированных территориях. Были узаконены телесные наказания, что придало еще больший произвол оккупационных властей. По официальным данным в годы оккупации этого периода подверглись истязаниям и пыткам около 210 тысяч жителей Молдавии, что представляет десятую часть всего населения.

Люди, которые пережили оккупацию, рассказывают, что телесных наказаний не мог избежать ни один мужчина. Избивали так же и женщин по любому, даже незначительному поводу, причем с такой же силой, что и мужчин. В результате избиений погибли 22 тысячи 700 человек. А 18400 жителей Бессарабии из-за политических обвинений попали под арест уже в первый год оккупации, большинство из них так и не дожили до освобождения от фашистской неволи. С особой жестокостью уничтожали политически активных крестьян, выбранных в составы Советов, госслужащих, учителей.

В особую группу на уничтожение были выделены жители еврейской национальности. Началом их геноцида стал погром в июле 1941 года в городе Яссы, когда было убито 14850 евреев, а 40 тысяч были отправлены в концентрационные лагеря «поездом смерти» после различных унижений и избиений.

Подвергались геноциду и другие национальности. Так, для освобождения места румынским колонистам, в апреле 1943 года из сел Рыбницкого района были выселены около 3 тысяч украинцев. С территории Южной Бессарабии депортировали и передали немецким войскам около 1,5 тысяч поляков. Немецким командованием был разработан план по выселению 500 тысяч украинцев с территории Северной Буковины, около 750 тысяч болгар, русских и украинцев из Бессарабии.

Одной из форм геноцида на оккупированных территориях стала социально-экономическая политика фашистских властей. Уже к середине лета 1941 года румынскими и немецкими войсками были захвачены продовольственные склады. Имеющиеся у крестьян скот и зерно оккупанты реквизировали для потребностей своих войск, что способствовало началу в Молдавии голодного времени.

Жесткой румынизации подверглась гуманитарная сфера. Уже с началом оккупации румынские власти приказали убрать все печатные русскоязычные издания. Из библиотек Кишинева было изъято около 1 миллиона 200 тысяч книг, которые были сожжены или вывезены в Румынию. В Тирасполе сожгли около 250 тысяч изданий, а Белецкий уезд потерял 15 вагонов книг. Говорить разрешалось только на румынском языке. Запрещалось соблюдать народные традиции Молдавии. Румынизация затронула даже имена людей. Например, Ивана стали называть Ионом, Дмитрия – Думатром, Михаила – Михаем и т.д.

Румынизация Молдавии продолжается и сегодня. Согласно официальной позиции Бухареста, разделяемой и Кишиневом, Молдавия является «вторым румынским государством», молдаване – «румынами», молдавский язык – «румынским». Между тем, сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских «румынах» искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии – в Валахии и Молдавии – во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина – в составе Австро-Венгрии.

Однако факты оккупации Румынией этих территорий с 1918 по 1941 годы и с 1941 по 1944 годы до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять истерзанное оккупационным геноцидом молдавское население «румынами» и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.

В то же время является очевидным, что никто не имеет юридического, а тем более – морального права искажать историю молдавского народа. Не имеет такого права и нынешнее руководство Молдовы, утверждающее, что они никакие не молдаване, а «дано-румыны». Но не они отражают сознание и волю народа Молдовы. Есть другие молдаване, которые с честью и достоинством доказывают всему миру, что именно они являются носителями и своей самобытной молдавской национальной культуры, образа жизни и других национальных ценностей. Согласно официальным данным переписи 2004 года, румынами себя назвали только 2,2% жителей Молдавии, молдаванами же – 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык и 18,8 – румынский.

Так что Свет исторической истины не затмить грязными наветами и вымыслами фальсификаторов истории, искажением исторических фактов. И пусть они знают, что историю переписывать бессмысленно, тем более историю молдавского народа, пережившего два румынских геноцида, которые люди помнят и забыть которые нельзя.

 

 

Александр Новик