/

iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Народный депутат Украины: Сергей Гриневецкий: «У Украины как у посредника в приднестровском урегулировании есть как преимущества, так и недостатки»

Эксперты
//
06:39, 1 марта 2013
//
1228

Наш собеседник – человек известный. И с приднестровской проблемой знаком не понаслышке. Народный депутат Украины Сергей Рафаилович Гриневецкий на протяжении семи лет, с 1998 по 2005 годы, был губернатором Одесской области. В Верховной Раде 6-го и 7-го созыва – член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны. Член межправительственной группы «Украина-Молдова» За значительный вклад в сооружение Мемориального комплекса «Шерпенский плацдарм» был удостоен в 2004 году молдавского ордена «Ординул де оноаре».

 


 

 

- Сергей Рафаилович, в 2013 году Украина стала страной-председателем в ОБСЕ и как известно, в качестве основного приоритета она определила урегулирование замороженных конфликтов на постсоветском пространстве, и прежде всего, приднестровского конфликта. Как Вы оцениваете нынешнее состояние переговорного процесса и возможности Украины как посредника в переговорном процессе?

 

- С одной стороны, стоит отметить очевидный прогресс в переговорном процессе. Прежде всего, речь идет о возобновлении переговоров в формате «5+2», хотя если честно, я считаю, что в каких бы форматах не происходило обсуждение «3+2» или «2+1», основным является все равно формат «1+1». И кстати, те определенные позитивные сдвиги, которых удалось добиться в рамках избранной тактики «малых шагов», например, возобновления движения поезда Кишинев-Одесса, это только подтверждают.

У Украины как посредника есть очевидные преимущества. Главное из них состоит в том, что Украина сегодня является миролюбивым государством, не имеющим территориальных претензий к другим странам, и прежде всего, к странам, на территории которых есть «замороженные» конфликты.  Это делает ее выгодным партнером.

Кроме того, из всех участников переговорного процесса Украина, пожалуй, более всех заинтересована в решении «приднестровской проблемы», поскольку она непосредственно граничит с Приднестровьем, и наличие замороженного конфликта негативно влияет на ее экономическое положение. Это касается не только проблем с границей. Через Приднестровье проходит железная дорога, связывающая Украину с дунайскими портами. Перекрыть эту дорогу — проще простого, в чем уже удалось убедиться в 2006 году, когда были введены новые таможенные правила на приднестровском участке границы, а Приднестровье ввело режим «самоблокады». 

Впрочем, есть и определенные риски. Это, прежде всего, конкуренция между посредниками, что само по себе тормозит переговорный процесс. Приднестровье является элементом и одновременно заложником «большой игры», которая разворачивается в Большом Черноморском регионе.

К тому же с самого начала статус Украины как гаранта урегулирования приднестровского конфликта был более формальным, чем реальным, в силу разных факторов. С одной стороны, Россия всегда имела и будет иметь серьезные рычаги влияния на переговорный процесс. С другой, Украина сама не имела четкого плана урегулирования конфликта. Это очень ярко проявилось с так называемым «планом Ющенко». Ведь никто толком не мог объяснить, в чем этот план состоял. В итоге сложилось впечатление, что «оранжевое руководство» просто решило пропиарится на приднестровской теме. Поигрались и бросили.

Ну и наконец, еще один фактор. Как ни парадоксально, но ни Тирасполь, ни Кишинев не рассматривали Киев в качестве значимого партнера,  а напротив, стремились использовать Украину для реализации своих интересов и давления на других участников процесса. Хотя на словах все было иначе.


 

- 18-19 февраля во Львове состоялась очередная встреча в формате «5+2».  Многие наблюдатели расценили ее как провальную и считают причиной тому позицию Президента ПМР Евгения Шевчука. Позиция Президента вызывает недоумение и по другому вопросу.  Как известно, по итогам январского визита в Кишинев и Тирасполь министр иностранных дел Украины Леонид Кожара заявил, что приднестровская сторона согласилась обсуждать так называемую «третью корзину», то есть вопрос о политическом статусе Приднестровья. И уже вскоре Президент ПМР Евгений Шевчук фактически дезавуировал заявление главы украинского МИДа, заявив, что ему все «показалось», что на самом деле вопрос о политическом статусе Приднестровья обсуждаться не будет. Как Вы оцениваете позицию Президента ПМР? Не приведет ли это к ухудшению отношений Приднестровья с Украиной?

 

- Мне сложно говорить что-либо конкретное, поскольку у меня нет точной информации. Но думаю, что Леонид Александрович Кожара достаточно опытный человек, чтобы выдавать желаемое за действительное. Все остальное – на совести Президента Приднестровья. И все же не думаю, что ему стоило с самого начала ставить под сомнение репутацию Украины как посредника в переговорном процессе и ее министра иностранных дел.

Думаю, что показательной здесь будет встреча в Одессе в мае текущего года, тем более, что, как показывает опыт, на одесской земле переговоры проходят в запланированном формате. Я оптимист, и надеюсь, что нам удастся выйти на необходимый формат диалога.

Что касается политического статуса Приднестровья, то мы знаем, что позиции Украины и  России по приднестровскому вопросу во многом совпадают. Это было зафиксировано в заявлении президентов двух стран Виктора Януковича и Дмитрия Медведева, подписанном в июне 2010 года. Там, насколько я помню, говорилось о надежно гарантированном статусе Приднестровья на основе сохранения суверенитета и территориальной целостности Молдовы, ее конституционного нейтралитета.

Кстати, эта позиция была подтверждена и «новым старым» Президентом России Владимиром Путиным в его указе, касающемся внешнеполитического курса России. Там также говорится об уважении суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова «при определении особого статуса Приднестровья».То есть, все четко и ясно.

И наконец, в Концепции внешней      политики Российской федерации, утвержденной недавно Президентом Российской Федерации также говорится (цитирую): «Россия продолжит играть активную роль в политико-дипломатическом урегулировании конфликтов на пространстве СНГ, в частности будет участвовать в поиске путей решения приднестровской проблемы на основе уважения суверенитета, территориальной целостности и нейтрального статуса Республики Молдова при определении особого статуса Приднестровья». То есть российская позиция вполне однозначная и вряд ли допускает иные толкования.

Поэтому я и говорю, что наиболее важным является как раз формат «1+1». Другой вопрос, насколько сегодня и Тирасполь и Кишинев готовы к обсуждению вопроса о статусе. Формально позиция обеих сторон известна. Молдова, как известно, ссылается на закон «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» от июля 2005 года. Тирасполь этот закон не приемлет и во многом вполне справедливо. Ведь в Московском меморандуме 1997 года указано, что документ, определяющий государственно-правовые отношения между Молдовой и Приднестровьем, а также статус Приднестровья, будет основываться на принципах взаимно согласованных решений.

Но главная проблема состоит в том, насколько сегодня Кишинев готов к интеграции Приднестровья. Насколько можно судить из последних событий, в частности, из заявления Либерально-демократической партии Молдовы о выходе из Альянса за европейскую интеграцию, молдавская элита больше занята собственными делами, чем решением приднестровской проблемы.

 

- Вы  известны как один из авторов книг «Геополитическое казино Причерноморье» и «Черноморский узел», где немало страниц посвящено и ситуации в Приднестровье. Вы также упомянули о «большой игре», которая разворачивается в Большом Черноморском регионе. Понятное дело, что эта игра, тем более геополитическая – это постоянный процесс. Какие процессы являются сегодня определяющими в регионе и как они влияют на приднестровский процесс?

 

Прежде всего, мы видим в последнее время активизацию усилий Европейского Союза на фоне некоторого ослабления активности в регионе Соединенных Штатов.

Определенное влияние на изменение расклада сил оказало решение Украины. Как известно, в 2010 году Верховная Рада приняла Закон «Об основах внутренней и внешней политики» согласно которому Украина проводит политику внеблоковости. С повестки дня был снят вопрос о дальнейшем расширении НАТО на Восток, который грозил подорвать сложившийся в Черноморском регионе баланс сил.

Европейский Союз, в свою очередь, издал два программных документа. В январе 2010 года Европарламент принял резолюцию о стратегии ЕС в Черноморском регионе,  в которой, во-первых, подчеркнуто стратегическое значение Черноморского региона для ЕС (Черное море при этом названо европейским морем), а во-вторых, содержится призыв к разработке всеобъемлющей стратегии для региона и обеспечения здесь стабильности, безопасности, демократии и процветания. Естественно, что ведущая роль в укреплении позиций Евросоюза на Черном море отводится Румынии и Болгарии, в первую очередь, Румынии.

Кроме того, утверждена Стратегия ЕС для Дунайского региона, в которую кроме дунайских стран-членов ЕС, включены и Украина с Молдовой. Известно, что в последнее время ЕС уделяет особое внимание Молдове, которая в настоящий момент является фаворитом Евросоюза. Ее даже называют наиболее успешной страной в рамках программы ЕС «Восточное партнерство».

С другой стороны, развиваются интеграционные процессы в рамках Таможенного Союза, который также становится важным глобальным игроком.

И для Европейского Союза и для США Черноморский регион это, прежде всего, регион, обеспечивающий доступ к энергетическим ресурсам Каспия, а также альтернативные маршруты поставки энергоносителей. Именно этот вопрос в последнее время является ключевым в отношениях России и Запада. Напомним, что в прошлом году Россия начала строительство газопровода «Южный поток», который должен обеспечить поставки российского газа в обход Украины. Этот проект, по мнению многих экспертов, исключительно политический, поскольку в настоящий момент существующий альтернативный маршрут «Северный поток» работает не на полную силу.

Приднестровье находится немного в стороне от противостояния глобальных игроков, в отличие, к примеру, от Абхазии и Южной Осетии, которые расположены в непосредственной близости от действующих и предполагаемых маршрутов энергоносителей. Кроме того, Абхазия имеет выход к морю, что немаловажно в условиях нарастающей конкуренции между странами Причерноморья за грузопотоки. Эти факторы определяют и значимость Приднестровья в глазах той же России.

Вместе с тем, не исключено, что в обозримой перспективе могут произойти события, которые значительно изменят конфигурацию сил в Черноморском регионе. Частично, мы их наблюдаем уже сейчас. Так, события в Сирии повлияли на позицию Турции, которая снизила активность в Причерноморье и обратила свое внимание на Ближний Восток.

Главный вопрос – состоится ли в Восточной Европе так называемая «сланцевая революция», т.е., смогут ли Польша и Украина, а в перспективе и другие страны Восточной Европы, наладить добычу сланцевого газа. В случае Украины и Румынии это еще и добыча газа на континентальном шельфе. По мнению ряда экспертов, возможность добычи собственного газа позволит существенно снизить зависимость европейских страны от поставок российского газа. Соответственно, снизится и значение украинской газотранспортной системы и других маршрутов энергоносителей.

 


- В ПМР никогда не забывают о том, что исторические корни республики – Молдавская АССР, которая существовала в составе Украинской ССР с 1924 по 1940 годы. Кроме того, здесь проживает порядка 160 тысяч украинцев и украинский язык является одним из официальных языков Приднестровской Молдавской Республики. Кроме того, порядка 100 тысяч жителей Приднестровья имеют украинское гражданство. Неужели Украина остается равнодушной к проблемам соотечественников?

 

Украина старается не забывать о том, что в Приднестровье проживают соотечественники. Приведу цифры. За 2006-2010 годы украинцам Приднестровья было выделено 632 государственные стипендии для обучения в вузах.

Примечательно, что из 310 квот по приему заграничных украинцев в вузы Украины 100 мест были предоставлены представителям Молдовы. Понятное дело, что здесь речь идет о Приднестровье. А это треть квот.

Украина не может в силу тяжелого финансового положения предоставлять Приднестровью и своим соотечественникам серьезную материальную помощь, как это делает, к примеру, Россия, которая фактически доплачивает приднестровским пенсионерам. Но я думаю, что в силу географической близости Украина может оказать содействие в стимулировании приднестровской экономики, которая переживает не лучшие времена.

Полагаю, что необходимо также активизировать контакты между местными советами. Плюс, конечно же, народная дипломатия – контакты между представителями общественных организаций.


 

- Если не изменяет память, Одесская область, в свое время подписала договор об экономическом и культурном сотрудничестве с Приднестровьем. Правда, он так и не получил практического наполнения, наверное, опять же, в силу политических соображений. Как Вы считаете, может быть есть смысл вернуться к такому же формату сотрудничества?

 

- Я вообще являюсь сторонником развития всесторонних и активных межрегиональных связей, которые, по моему глубокому убеждению, не только могут дополнять межгосударственные связи, но и стимулировать их развитие. Однако в случае Приднестровья, безусловно, могут возникнуть вопросы.

В прошлом году отмечалось 15 лет Московскому меморандуму, который до сих пор остается одним из определяющих документов по приднестровскому урегулированию. Ведь именно согласно этому документу Украина и ОБСЕ является сторонами-гарантами переговорного процесса.

К сожалению, этот небольшой юбилей прошел практически незаметно. Более того, раздались голоса о необходимости пересмотра Меморандума, мол, он уже не удовлетворяет реалиям современности.

Я лично считаю, что Меморандум не потерял актуальности. Конечно, есть ряд спорных вопросов. Например, пункт 3 Меморандума, о том, что Приднестровье имеет право самостоятельно устанавливать и поддерживать международные контакты в экономической, научно-технической и культурной областях. Это открывает возможности для сотрудничества Приднестровья с регионами Украины.

Мы видели, с каким трудностями сталкивалось формирование Еврорегиона «Днестр», в котором должны были принять участие приднестровские районы.

Думаю, что у нас есть широкое поле для сотрудничества между Одесской областью и Приднестровьем. Например, в научной сфере перспективным направлением может стать использование потенциала Приднестровского на­уч­­­­но-исследовательского института сельского хозяйства, который в данный момент остается мало востребованным. В советское время Институт обеспечивал семенами овощных культур в том числе и хозяйства Одесской области. Учитывая растущий спрос на продовольствие, в особенности на экологически чистый продукт, представляется перспективным развитие именно этой сферы деятельности. С другой стороны, в Одесской области действуют два мощных научно-исследовательских учреждения – Селекционно-генетический институт и Институт виноградарства и виноделия им. Таирова.

В экологической сфере совместный интерес представляют сохранение и развитие Днестра. Для Одесской области этот вопрос крайне важен, учитывая, что Одесса и ряд других населенных пунктов получают воду именно из этой реки. Основные цели сотрудничества – сохранение природного разнообразия Днестра, рациональное природопользование, повышение качества питьевой воды, противопаводковые мероприятия, возможно, развитие транспортного судоходства, как наиболее экологического вида транспорта.

Есть широкое поле для сотрудничества в аграрном секторе, в вопросах транспорта .Приднестровье является важным транспортным узлом. Через станции Кучурганы — Бендеры — Кишинев — Унгены — Яссы проходит IX-й международный транспортный коридор, через Кучурганы также проходит европейский автомобильный маршрут Е58. В этих условиях было бы целесообразным создание в Приднестровье при участии украинской стороны логистического центра  с целью объединения усилий в части развития приграничной транспортной инфраструктуры, технологического обслуживания экспортных, импортных и транзитных грузов, а также отработки механизмов функционирования IX-го МТК. Вполне вероятно, что под этот проект можно получить грант Европейского союза или европейских структур. Но этим должны заниматься профессионально подготовленные люди.

 

- Благодарим за продуктивное общение!

 

 

 

Школа развития Дмитрия Соина

яркая возможность личностного роста

и самосовершенствования.

Не упустите свой шанс!

 

http://www.tisam.ru/about.php

Skype: s h k o l a - r a z v

 


В условиях информационной блокады приднестровцы могут заходить на сайт по этой ссылке: http://anonymouse.org/cgi-bin/anon-www.cgi/http://tiras.ru/

comments powered by HyperComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×