НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Андрей Сафонов: Приднестровье входит в политический кризис

Эксперты // 11:30, 14 декабря 2012 // 2238

Уход членов правительства ПМР и представителя Президента с сессии Верховного Совета 12 декабря представляет собой игру на обострение с целью окончательного сокрушения приднестровского парламента как самостоятельной силы.        

 

С точки зрения тактики Правительство ПМР явно старается отвлечь внимание приднестровцев от следующих своих действий, бьющих как по интересам граждан, так и по Приднестровской государственности в целом:

1. Готовящиеся массовые увольнения бюджетников под маской так называемой «оптимизации». Минимальное число возможных уволенных – 25%.

2. Предлагаемый Президентом ПМР Евгением Шевчуком и Правительством рост тарифов на газ для промышленных предприятий, что нанесёт тяжелейший удар по экономике страны и приведёт к остановке или сильному сокращению производства на ряде заводов.     Скандал, созданный искусственно под руководством вице-премьера Майи Парнас 12 декабря, призван помочь провести вышеупомянутые решения, выставляя противящихся этому парламентариев консерваторами и противниками политики Президента ПМР по «наведению порядка».             

 

Возможный сценарий скандала и его сбой  

Анализируя обстановку, приходишь к выводу, что первоначальная заготовка исполнительной власти состояла в уходе из Верховного Совета в случае, если депутаты отвергнут предложения президента и Правительства о 75%-м повышении газовых тарифов. На такой вывод наталкивает ожесточённая антипарламентская пропагандистская кампания в государственных СМИ Приднестровья, а также то странное упорство, с которым Президент и Правительство стараются продавить этот смертельно опасный для приднестровского производителя шаг.    Однако в силу политической неопытности «молодых реформаторш» в лице М.Парнас, министра финансов Елены Гиржул и других представителей Правительства, бывших тогда в ВС, команда Е.Шевчука ушла из зала в невыигрышный для неё момент. Получилось, что исполнительные структуры пытаются выбросить на улицу четверть бюджетников ПМР, но депутаты этому сопротивляются, и тогда, озлобленные «шоковые терапевты» уходят, не в силах аргументировать свои предложения. В итоге министры получились кем-то вроде Анатолия Чубайса и Егора Гайдара в России, а Верховный Совет – защитником людей, которых хотят уволить, не создавая, как сказал депутат Дмитрий Соин, новых рабочих мест.    Правительство однозначно проиграло столкновение 12 декабря – и с политической точки зрения и с точки зрения итогов полемики. К тому же некоторые истеричность и крикливость представителей исполнительной власти, неумение выслушивать критику, объективно произвели впечатление каприза избалованных детей. Это тоже не добавило очков Правительству.


Правительства Петра Степанова на деле не существует   

События всего 2012 года, а особенно последних недель, показывает, что говорить о Правительстве под руководством премьер-министра Петра Степанова неверно.   С самого начала в Правительстве были и есть люди, которые сориентированы напрямую на Президента Шевчука, а их подчинение П.Степанову носит во многом формальный характер. Это, прежде всего, вице-премьеры Нина Штански (МИД) и Майя Парнас (экономический блок), а также вице-премьер о гуманитарным вопросам Наталья Никифорова и министр финансов Елена Гиржул. Ранее к таким же «президентско-ориентированным» чиновникам относилась бывший министр экономики Алёна Шульга.   С уходом из Правительства Натальи Русановой, которая много лет проработала с П.Степановым и была его организационной опорой, Премьер бюрократически «обезглавлен» и лишился, как представляется, серьёзного влияния на управление.    К тому же – вольно или невольно – сторонники Президента систематически превращают П.Степанова в карикатурный персонаж, заставляя опытного управленца повторять примитивные «детсадовские» перлы о том, что Верховный Совет должен определиться с доверием к Правительству. Но, поскольку все понимают, что такое голосование было бы предоставлением повода для роспуска Верховного Совета Президентом Шевчуком, такие фразы Премьера вызывают лишь весёлый смех в зале парламента и у телеэкранов.     А горячая поддержка П.Степановым идеи 75%-го повышения тарифов на газ для предприятий заставили многих приднестровцев прийти к неутешительному выводу о некомпетентности Премьера в сфере реальной экономики.     Возможно, П.Степанова сознательно превращают в одиозную фигуру, чтобы в обозримой перспективе уволить его в отставку и заменить непосредственным членом ближайшего окружения Е.Шевчука. При этом реальная компетентность нового назначенца уже не будет иметь существенного значения.


Ставка на скандалы   

То, что предлагает Правительство, объективно отвечает интересам противников Приднестровья. Если заводы остановятся, люди начнут выезжать ещё интенсивнее, чем сейчас, пенсионеры получат удар монетизацией, у студентов отберут льготы по проезду, квартплаты сравняются с молдовскими – тогда ПМР ослабнет до критически опасной черты.   Когда глава Правительства говорит, что при повышении тарифов на газ выживут сильнейшие – это поразительная безответственность и какая-то озлобленная некомпетентность. И здесь вполне допустимы депутатские выражения о «детском лепете» и «промывании мозгов» со стороны правящей команды.     Инструменты такого «промывания» известны. Это превратившиеся полностью в средства обмана народа и манипуляции общественным мнением государственные СМИ, которые полностью контролирует Президент ПМР.      Из электронных СМИ нередко льётся сознательная ложь, а альтернативные точки зрения или замалчиваются или столь же сознательно искажаются. Пример – попытки придать обратную силу закону об отмене сроков давности, что позволит расправиться с неугодными путём фабрикации уголовных дел с использованием громких преступлений из «лихих» 90-х. Тем, кто говорит об истинных причинах этой настойчивости, которая неизбежно, в случае принятия такого закона, обернётся колоссальным ущербом для ПМР на международной арене, слова не предоставляют. Тем, кто обращает внимание, что наши власти рыдают над анонимными «изнасилованными 20 лет назад девочками», но при этом почему-то милуют пачками названных пофамильно уголовных авторитетов, доступ на государственные ТВ и радио воспрещён.     В этой ситуации исполнительная власть, желая избежать разговоров на неприятные для неё темы, делает, как показывают события 12 декабря, ставку на скандалы.   

 

Не диктат, а диалог   

При этом все видят, что нынешнее Правительство ПМР несостоятельно и некомпетентно. Здравый смысл подсказывает, чтобы Президент уволил его и предложил стране Правительство Народного Доверия и Согласия. Оно должно опираться на самые различные общественно-политические силы и авторитетные фигуры из числа опытных руководителей производства, специалистов в различных областях и т.д. И правительственный курс должен быть существенно изменён в сторону поддержки отечественного производства и социальной защиты населения.   


Решится ли на это Президент?

С одной стороны, он на совещании с представителями Правительства и Верховного Совета призвал их к совместной конструктивной работе и диалогу. С другой, на ВС ПМР продолжается атака в государственных СМИ. Пока же верным представляется не реагировать на явную истерику некоторых членов Правительства, заблокировать предложения о неподъёмных тарифах на газ, а Верховному Совету - заняться созданием собственных масс-медиа. Диалог между ветвями власти не может быть односторонним диктатом. В противном случае ПМР погрузится в полномасштабный политический кризис, что для непризнанного государства смертельно опасно.

 

 

Школа развития Дмитрия Соина

яркая возможность личностного роста

и самосовершенствования.

Не упустите свой шанс!

 

http://www.tisam.ru/about.php

Skype: shkola-razv