НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Эрнест Варданян: «Сегодня Россия вынуждена противостоять не изоляционистской политике республиканцев, а монолитному западному блоку, который доходит уже до Черного моря и Калининграда»

Эксперты // 09:32, 19 марта 2012 // 2711

Политолог, журналист, магистрант факультета международных отношений, политических и административных наук Государственного университета Молдовы Эрнест  Варданян специально для ИА «Лента ПМР» прокомментировал заявление бывшего генсека НАТО Вилли Клаас, который сказал, что противоракетный щит будет установлен в Европе вопреки позиции России.

На прошлой неделе бывший генсек НАТО Вилли Клаас заявил, что противоракетный щит будет установлен в Европе вопреки позиции России, и максимум, на что может рассчитывать Москва, это участие в совете «Россия – НАТО», но без права влиять на принятие решений.
Сразу оговорюсь, что это заявление нисколько не удивило меня, ибо оно четко вписывается в концепцию США и НАТО в отношениях с РФ: «одной рукой даем, двумя забираем». Подписанный в Праге 8 апреля 2010 года договор СНВ-3 снизил градус напряженности в российско-американских отношениях, но лишь на некоторое время.
«Перезагрузка», провозглашенная новой американской администрацией в 2009 году, стала буксовать уже в первые месяцы после своего «рождения». Так, в сентябре 2009 года Барак Обама заявил, что Вашингтон не намерен отказываться от планов размещения в Европе системы противоракетной обороны. Единственная «уступка», на которую американцы были готовы, – отсрочить начало установки системы.
Я не стану углубляться в историю вопроса – это может сделать любой пользователь Интернета, а лишь подчеркну, что заявление Вилли Клааса, пусть и сделанное им в ранге бывшего генсека НАТО, является недвусмысленным сигналом Москве о том, что перезагрузка была и остается дымовой завесой, скрывающей истинный характер внешней политики США. Нет никакой принципиальной разницы между внешней политикой демократов и республиканцев, разве что первые чаще опираются на традиционных партнеров («Старую Европу») по другую сторону Атлантики, а вторые предпочитают действовать самостоятельно или в связке с Великобританией и «Новой Европой».
Нынешняя демократическая администрация Обамы работает консолидировано с европейскими партнерами по НАТО, потому не встречает той оппозиции, которая была в годы президентства Буша со стороны Франции и Германии. Словом, сегодня Россия вынуждена противостоять не изоляционистской политике республиканцев, а монолитному западному блоку, который доходит уже до Черного моря и Калининграда.
Подписание и вступление в силу американо-румынского договора о размещении к 2015 году ракет-перехватчиков в городе Девеселу, что недалеко от болгарской границы, стало очередной вехой стратегического наступления США на Восток. Сложность ситуации для России заключается в том, что Румыния гораздо ближе к Ирану – дежурному пугалу для Запада, чем, например, Гренландия, где уже находится РЛС системы ПРО, поэтому Вашингтону не составит особого труда доказать Кремлю, что румынское направление создается именно «под» Иран.
Поэтому протесты Москвы не воспринимаются в Вашингтоне и Брюсселе серьезно. И уж тем более НАТО не будет допускать даже теоретической возможности вовлечения России в процесс принятия решений в Североатлантическом Альянсе, как предлагал Медведев на саммите НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года. Это святая святых западного элитарного клуба, и туда чужим хода нет – а то, что Россия Западу чужда, несмотря на все увещевания партнеров об обратном, сомневаться не приходится.
Приходится также констатировать, что России нечем ответить на западную экспансию, кроме как принять асимметричные меры в виде размещения оперативно-тактических комплексов «Искандер» или, как это было в 2007 году, выйти из Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Это, в свою очередь, вызывает резкую реакцию на Западе, но не столько от возможного вооруженного противостояния в духе «холодной войны», сколько от «возмущенного непонимания» того, почему Россия не принимает аргументы НАТО всерьез. Мол, «мы же объясняем этим русским, что ракеты не нацелены на них, а они не понимают». 
Я более чем уверен, что это «непонимание» будет длиться еще долго, пока не дойдет до точки невозврата: либо США и НАТО открыто заявят, что система ПРО нацелена на Россию (а заявят они только тогда, когда почувствуют, что Россия не сможет ответить!), либо война с Ираном примет макрорегиональный характер и американские ракеты действительно полетят в сторону Тегерана, либо Россия «дожмет» западных партнеров и добьется создания объединенной системы ПРО. А до тех пор мы будем регулярно читать заявления в духе Вилли Клааса – и Россия с Западом будут стоять на своем.

Соб. корр. ИА «Лента ПМР»