НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Радио голос России:"Совсем другое кино" про Приднестровье

Эксперты // 18:53, 30 ноября 2011 // 2598

В Вильнюсе официально возобновляется процесс по приднестровскому урегулированию

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Переговорный ремейк

Первая после шестилетнего перерыва официальная встреча в формате "пять плюс два", посвященная урегулированию конфликта в Приднестровье, должна открыться в Вильнюсе. Именно здесь – это потому, что Литва сейчас председательствует в ОБСЕ. Организации по безопасности в Европе, которая вместе с Россией и Украиной является посредником в этом процессе. Со сторонами конфликта – Молдавией и Приднестровьем – они составляют первое слагаемое – пять. Двойка – это наблюдатели. США и Евросоюз.

Почему об этом опять так подробно? Потому, что за то время, что длилась пауза в словах, можно было и забыть, что значат цифры. А смысл всего этого выражения сводится к тому, чтобы все приравнять к одному целому – к Молдавии в ее международно-признанных границах. А поскольку из формулы "пять плюс два" математически невозможно вывести единицу, нужны дополнительные действия. Или, как их еще называют в миротворчестве, меры доверия. Вот, собственно, ими для начала и планируют заняться переговорщики.

О перспективах полномасштабного урегулирования пока не говорят. Прорывов тоже не ждут. По большому счету, за эти шесть лет простоя мало что изменилось принципиально. Кишинев и Тирасполь – это по-прежнему два берега одной реки. И не сходятся они не только потому, что преграда естественная. Но и потому, что неестественной вот уже двадцать лет как считается сама мысль о сближении. Причем не только в Приднестровье, где в независимости воспитано полноценное поколение. Но и в Молдавии, где все это время подпитывали непреклонность соседей агрессивной риторикой, пренебрежением и высокомерием.

Пока в переговорах длилась официальная пауза, участники этого процесса совсем уж не бездействовали. Проводились неформальные консультации, были контакты на высшем уровне. Встречались, расходились, думали, гадали, давили, оскорблялись. В общем, работали, как могли. В конце концов решили: пора бы и посидеть. В смысле, за одним столом. На этом активно настаивала Россия, иные международные участники процесса. Дмитрий Медведев в соавторстве с Ангелой Меркель подписали даже соответствующую декларацию по этому поводу.

Этот документ, собственно, и считается отправной точкой реанимации формата. Какое-то время после этого еще посопротивлялся Тирасполь. Формально – потому, что лидер Приднестровья Смирнов пробивал равноправие сторон. По сути – потому, что он не хотел терять имидж несгибаемого борца за непризнанность, а вместе с ним и электорат.

В республике 11 декабря президентские выборы. Но встречи с молдавским премьером Филатом показали ему, что это не так страшно для имиджа. Гораздо опасней прослыть недоговороспособным. Тем более что первый тур возобновленного формата еще никого ни к чему не обязывает. Но заявить о том, что Тирасполю удалось добиться равного с Кишиневом участия в нем уже можно.

Что касается главного вопроса – собственно, урегулирования, то территориальные оппоненты ничуть не ближе к нему, чем шесть лет назад. В Молдавии теперь правят иные политики, но с прежней ставкой на унитарное государство. В Приднестровье все еще Смирнов, во всяком случае, до 11 декабря, но даже новые люди вряд ли изменят привычку республики жить своей жизнью. По крайней мере, не так скоро.

Итак, опять два плюс пять. Процесс возобновили, и это хорошо. Хотя сейчас он больше напоминает старый фильм, разукрашенный современными технологиями. На самом деле, если шесть лет назад все рисовалось только в черных и белых тонах, то сейчас появились оттенки. Изменился и международный фон. Но при этом сохранилась и та же интрига, и тот же сюжет, и, не исключено, тот же финал.

Иными словами, пока не так важен фильм, как его малюют. Эксперты, впрочем, допускают, что это будет не столько ремейк, сколько формат "часть вторая". А это и новая фабула, и вероятность развязки. Но это – уже совсем другое кино. И, скорее всего, совсем другие исполнители.

 

Тирасполь на связи. Депутат Верховного совета непризнанной республики, председатель парламентского комитета по международным делам Дмитрий Соин.

Шейнкман: В Вильнюсе официально возобновляется формат "пять плюс два". Чего вы ждете от него?

Соин: Я жду абсолютно формальных вещей, заверений друг друга в дружбе, сотрудничестве и намерении вести диалог мирными способами, но не более того. Объясню, почему у меня такое мнение. Дело в том, что сегодня Молдова и Приднестровье переживают политический кризис, связанный с выборами. В Молдове до сих пор не избран президент, и у нас полным ходом развивается избирательная кампания. Говорить о том, что будут какие-то серьезные подвижки, сложно. Стороны сконцентрированы на внутренних проблемах.

Шейнкман: Как вы считаете, когда стороны решат внутренние проблемы, это все-таки будет возможно? Как будет развиваться переговорный процесс, возможно ли сближение позиций?

Соин: Я думаю, сближение позиций будет возможно только при наличии сильных экономический мотиваций. То есть посредники или крупные международные спонсоры должны предложить какие-то выгодные вещи, которые могли бы замотивировать и элиты, и население на сближение. На сегодняшний день в социально-политическом и экономическом отношении Молдова и Приднестровье по-прежнему идут в разные стороны – это абсолютно очевидно. Нужны новые мотивации, идеи и подходы. С учетом того, что обе республики крайне бедны, я думаю, именно экономическая мотивация могла бы быть самой актуальной.

Шейнкман: О политическом сближении мы пока не говорим? То есть стороны по-прежнему находятся на радикальных позициях?

Соин: И в Молдове, и в Приднестровье существуют разные политические системы. У нас даже главы государств избираются по-разному. Основные геополитические векторы тоже разнонаправлены. Молдова идет в сторону Евросоюза и Румынии, Приднестровье по-прежнему тяготеет к России, причем очень серьезно. В этом контексте очень сложно найти объединяющие политические моменты.