НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Родина лжет

Эксперты // 09:38, 18 сентября 2008 // 4223

Властям Молдовы все трудней доказывать, что ее территориальные проблемы, как никогда, близки к разрешению.


Молдавские власти опять принялись убеждать, что никогда еще приднестровская проблема не была так близка к разрешению, как сейчас. Их средства массовой информации наперебой опять принялись обслуживать эту несвежую и малопонятную мысль. На этот раз кругом цитируют депутата-коммуниста Петренко. Он – глава парламентской комиссии по внешней политике – побывална Западе и сказал про «реальные внутренние и внешние предпосылки» для модели окончательного урегулирования. Он же напомнил об отсутствии сложных составляющих конфликта, которые присущи кавказскому региону, и отметил, что между людьми на обоих берегах Днестра нет вражды, но есть стремление к единству… В общем, - пересказ всего того, о чем молдавский президент Воронин твердит уже на протяжение двух лет кряду. Есть и нюансы. В них уже нетрудно рассмотреть предвыборную нервную дрожь коммунистов, знающих толк в приднестровском вопросе, какмеханизме прихода к власти и боящихся, что эту «страшную тайну» разгадают их политические враги. А тайна такая. Если сейчас они, как никогда близки, а сейчас Молдовой правят коммунисты, то их, так приблизившихся, следует сохранить у руля страны, за них голосовать и всячески оберегать от пустых волнений .

Во врагах они также знают толк и знают, куда эти враги целят. Конечно в самое больное «молдавское место» - в приднестровский вопрос. Таких, т.е. тех, кто хочет остановить процесс на самом интересном и ответственном месте, коммунисты уже давно записали в группу «антимолдавских сволочей» (формулировка главного печатного органа страны – газеты «Коммунист»). Сюда, что, собственно, и следовало ожидать, попал и спецпредставитель ЕС Кальман Мижей. Как только он заявил о необходимости сохранения формата «семерки» в переговорах и критически высказался о «меморандуме Козака», не согласовав свое мнение с вновь меняющимися настроениями в высшем руководстве РМ, его тут же одернули. Главные СМИ Молдовы сказали, что надо бы «следить за языком», что любые переговоры – процесс тонкий, а люди ждут не вредных мнений, а конкретных действий. Иными словами, – кто не с ними, с коммунистами, тот против них. Предупреждали же «товарища Калмана» еще в Гагаузии, когда он пытался привести сюда от воронинских мыслителей дикий средневековый вариант урегулирования кризиса вокруг Народного Собрания, - не связывайтесь вы с коммунистами: или предадут, или подставят. Не послушался. Так и случилось.

Все, что сказано властями РМ за последние годы о содержании, перспективах, препятствиях и необходимых итогах урегулирования, всегда вызывало дополнительные вопросы. Никогда официальный Кишинев не договаривал до конца, подразумевал под простыми формулировками какие-то свои толкования, пытался оставить между строк и букв лазейки, чтобы в последний момент ускользнуть, оставлял за собой возможность найти обманщиков-предателей, т.е. новую «антимолдавскую сволочь», и начать иную игру. Скандал вокруг «меморандума Козакак» группу недругов Молдовы дополнил высокими московскими именами. Возня вокруг «Московского меморандума» 1997 года и нежелание его хотя бы изучить, привело Кишинев к предложениям собрать ученых-лингвистов, что они растолковали понятие «общее государство». В самом деле, как реализовать идеи документа, не зная, какой подвох хранит в себе меморандум… И так далее…

Все, что говорится властями РМ об уникальном текущем моменте в долгом пути сближения берегов, о стремлениях «простых людей к единению», о приднестровском конфликте как о самом легком на постсоветском пространстве и лишенным этнической, религиозной и исторической составляющей, - это имеет отношение к другой истории . Коммунисты накануне выборов 2009 года занялись политическим шаманством. Они под «красные барабаны» хотят убедить и мировое сообщество, и, может быть, даже самих себя, что тезисы о «красном шансе» решить вопрос – это хорошие тезисы. В барабаны они бьют громко и произносят нужные слова так, что есть опасность оглохнуть, и дышат горячо, и крепко держат собеседника строгим взглядом. Но доказательств не имеют. Иначе это называется обычной ложью.

Давайте-ка разберемся. Собственно, разбираться-то придется в вещах простых и очевидных. Если, говорят в Кишиневе и еще где-то,приднестровский вопрос наиболее легкий из всех имеющихся постсоветских, то почему же он, самый легкий, не решен до сих пор, а абхазский и южноосетинский вопросы уже решены? И не надо произносить грозное «еще посмотрим». Россия признала независимость двух государств, а президент Медведев заявил, что это решение о независимости Абхазии и Южной Осетии носит неотзывный характер. Только сейчас становится ясным: приднестровский вопрос был и остается самым трудным из всех, коль скоро его политические составляющие, разность менталитетов и идеологий способны состязаться с такими вечными проблемами, как этнические и религиозные. А право народа бороться за свое достоинство – его-то куда девать? А с ним и данные приднестровского референдума, которые еще больше претендуют на право называться неотзывными? Уже надоели фантазии воронинцев о Москве - будто бы она после «пятидневной войны» на Кавказе должна показать не только боевые, но и дипломатические возможности в решении постсоветских территориальных вопросов и будто бы эти ее обязанности придутся как раз на приднестровский вопрос. На деле же получается иначе: Москва показывает, что никому ничего не должна в Молдове, что торопиться ей некуда и незачем, а коммунистическому Кишиневу, наоборот, надо бы поторопиться, да не забывать о своих долгах.

Попытки коммунистического Кишинева убедить, что сейчас, как никогда, существуют реальные предпосылки к окончательному урегулированию, - тем более не ложь. Правда же в обратном – власти в РМ как никогда далеки от желанного результата. Мало того, потеряв свою самостоятельность на приднестровском направлении, они не в состоянии остановить процесс отдаления. Президент Румынии Бэсеску заявил о необходимости включения Бухареста в переговорный процесс. Надо рассматривать его настроения и как настроения в ЕС, где власти РМ уже увязли надолго в попытках найти там союзников. Новый член в переговорном процессе – это новые трудности, новые условия именяющиеся правила работы, за чем, в конце концов, теряются реальные очертания итого документа об условиях реинтеграции. Возможности Кишинева вернуться к трехстороннему формату (Москва и две конфликтующие стороны) уже получили резкий отпор со стороныЕС. Добавил проблем все тот же простодушный Петренко. В Брюсселе он предложил Европарламенту выработать резолюцию, поддерживающую «европейский выбор РМ» и ее «стремление к окончательному урегулированию». Как за Бэсеску стоит ЕС, так и за Петренко стоят власти РМ. Поэтому «европеистость Кишинева» - это вовсе не случайность. За ней прогладываются давние цели молдавских коммунистов доказать, что конфликт на Днестре несет угрозу безопасности всему региону, и призвать Евросоюз к активному вмешательству: он просто обязан победить «окопавшихся за Днестром сепаратистов, террористов, наркоторговцев…». В чем все эти годы обвиняли приднестровцев? Вот это и должны победить-уничтожить в Приднестровье евросоюзные господа. Чтобы говорить на фоне такой политическойкаши, которую продолжает варить Кишинев, о близком свете в «приднестровском тоннеле», надо иметь особые склонности к вранью.

И, наконец, о стремлении жителей обоих берегов к единению. Приднестровцы высказались два года назад за независимость и за сближение с Россией. Жители Молдовы не имели до сих пор возможностей высказаться о своем будущем. Кишинев утверждает, ссылаясь на разные опросы, что они «хотят в Европу». Но те же опросы, кстати, которые и дружно подтверждают лидирующий рейтинг ПКРМ, показывает крайне низкий интерес жителей РМ к урегулированию. Приднестровцы уже напрямую обращаются к властям РМ- а не вышли бы вы из состава ГУАМа и не зашли бы в СНГ, ОДКБ и Союз «Россия-Белоруссия»? Пока в РМ не дают ответа. Но скоро мы услышим… Вот молдавский парламент начнет работу – и услышим: да, выйдем и с удовольствием. Но только не из ГУМАа, а из СНГ, и не в ОДКБ вступим, а в НАТО, и в гробу мы видали российско-белорусский союз, когда есть на свете компания куда милее и краше – союз европейский. Так будет. И только сохранят, как прежде, угрюмое молчание депутаты-коммунисты и не дадут внести данные проблемы в повестку работы парламента – это чтобы хоть как-то сгладить свое вранье о хорошей ПКРМ, которая бьется в кровь с плохой молдавской действительностью.


Владимир Цеслюк,

политический обозреватель агентства НИКА-пресс