НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Вячеслав Сирик: «Партийная система II. Уроки английского референдума и пропорциональная выборная система в ПМР»

Эксперты // 14:24, 12 мая 2011 // 1592

Продолжение серьезного разговора: о необходимости реформирования  способа политического представительства в Приднестровье, о неизбежном переходе к пропорциональной выборной системе заставили обратиться к богатому политико-историческому опыту, накопленному странами Европы, по меньшей мере, за последние 100 лет. Ярким явлением стал английский референдум об изменении системы выборов, который состоялся в Объединенном Королевстве Великобритания 4-5.05.2011 г. и был совмещен с процедурой ротации состава депутатского корпуса возрождающихся региональных парламентов в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии. Несмотря на отрицательный результат в отношении немедленной замены системы выборов депутатов, в целом факт широкомасштабного опроса британских граждан заслуживает самого пристального внимания. В связи с этим специально для информационного агентства «Лента ПМР» это событие и его уроки прокомментировал известный историк и политолог, Председатель экспертного совета РПИАЦ Вячеслав Сирик.


В частности, отвечая на вопрос о дефиците в нашей республике многоплановых сравнительно-политологических исследований, рецептирующих европейский опыт демократического государственного строительства, он сказал: «Особая и болезненная проблема для Приднестровья в крайней, скажем так, «специфичности» так называемого внутреннего экспертного сообщества. Показной и до болезненности гипертрофированной «патриотичностью» оправдывается, с одной стороны, практически публичное доносительство. При этом любого гражданина, высказывающего прямо и честно тревогу за судьбу страны, могут огульно оклеветать, обвинить в пресловутой «молдо-ориентированности», со злорадством приписать ему «оскорбление величества» или покушение на статус и престиж высокопоставленных чиновников. Так  возник и расцвел стиль «мартовских опусов», псевдоразоблачительная галиматья официальных «прикормленных политологов», потрясающий по глупости и беспардонной наглости бред «моцпановщины и бугаевщины». Именно таким образом в 2009-2011 годах «проистекает форумное обсуждение» важнейших аспектов социального местного бытия и кипит «битва анонимов». С другой стороны, рядовые и отнюдь не глупые граждане-потребители информационного внутреннего продукта  в последнее время безнадежно утомились дожидаться от экспертов внятного и трезвого анализа складывающейся катастрофической ситуации. Граждане разных возрастов утратили веру в возможность честного признания со стороны действующих чиновников и приднестровских бюрократов, что страна заведена в тупик бездарным управлением, и какие бы рецепты «возврата к счастливой жизни» не предлагали бы на ярмарке тщеславия узкие специалисты, их реализация относится к области утопических мечтаний…».


Как известно, Великобритания является страной с очень сложной и многоплановой политической историей. Британская монархия пережила в двадцатом веке кардинальную перестройку внутреннего устройства и, утратив статус крупнейшей мировой колониальной державы, тем не менее, сохранила, как памятник, «призрачную мечту об  Империи», утвердила в мировом политическом сознании термин «Британское Содружество Наций», номинально присутствует в государственной жизни Канады, Австралийского Союза, островных территорий бассейна Карибского моря. Опыт трансформации был бы полезен и для маленького Приднестровья, особенно принимая во внимание факт сопоставимости по мощности наших культурно-исторических пластов.


В связи с этим Вячеслав Сирик остановился на острой проблеме принципа так называемого «монархического президентства»: «Конечно, эта тема больше относится к сфере американской политической идеологии, поскольку термин в его узком толковании возник в среде специалистов, близких к А. Шлезингеру младшему и подразумевал исследование правления Р. Никсона. На нашу почву переносить такую терминологию в данный период нецелесообразно. Тут я вполне согласен с мнением И.Смирнова, которое он высказал о принципах работы журналистов в государственных СМИ республики на приеме 5.05.2011 в Тирасполе: «…журналисты в своей деятельности должны руководствоваться, прежде всего, общенародными интересами, стремиться к консолидации общества, а не к обострению каких-либо из существующих противоречий…». Дождемся принятия обновленной редакции Конституции ПМР, в установленные сроки начнется кампания по выдвижению кандидатов на пост главы государства, и граждане смогут сознательно и в соответствии с нормами приднестровского выборного законодательства проголосовать за определенного человека. Какой смысл провоцировать, нагнетать страсти и отбирать право у народа на свободный выбор подобными разглагольствованиями именно сейчас, в середине мая?»


Возвращаясь к теме британского референдума, Вячеслав Сирик в эксклюзивном интервью особо подчеркнул: «Конечно же, черты политического строя Объединенного Королевства несут на себе печать архаики, сохранения пережитков феодального строя. Я не имею в виду банальное обстоятельство: отсутствие формальной общеанглийской конституции или вопрос о массовой внутренней паспортизации всех, кто проживает в пределах Туманного Альбиона. Речь идет о многих атрибутах жизни и административно-политического устройства, жестко определяющих уникальность «островного бытования». Например, управление столичным городским хозяйством. Или же судебная система и реализация прецедентного права. А посмотрите внимательно на британское здравоохранение, на школы и воспитательные принципы? Кроме того, в Королевстве главной административно-территориальной единицей и до, и после реформы 1994 г. остается «графство». Их всего 73, и только в Шотландии существуют «муниципальные единицы или муниципальные округа»…». После трех региональных референдумов 1997-1999 годов в Северной Ирландии, Шотландии, Уэльсе унитарное государство со сложным устройством и единый британский парламент дополнены важнейшими институтами, о механизме функционирования которых Вячеслав Сирик сказал следующее: «Представительные органы с 2000 г. создали новый внутренний дизайн страны. В Уэльсе, например, депутатская Ассамблея создавалась впервые к рубежу 21 века. Англия вообще не имеет своего «отдельного» парламента и до сих пор  в Лондоне народные избранники нижней палаты имеют возможность потолкаться локтями на скамьях…. Но тут вот еще какая песня, когда мировые электронные и печатные таблоиды  пишут о выборах начала мая 2011 г. – они лукавят. Объясняю: когда баронесса Тэтчер энергично прорывалась на олимп партийной иерархии в феврале 1975 г. и быстро сменила министерское кресло на партийное лидерство, в Великобритании разразился политический кризис, связанный с квотой в парламенте партийного представительства 1974 г., и пришлось проводить в 1975 г. общенациональный референдум. В 1979-1980 гг., в условиях забастовок шахтеров и начала 18-летнего  правления консерваторов, «железная женщина» Тэтчер была вынуждена вернуться к референдиальному опросу и проблеме «демократизации английского социума». Конечно, 1-5.05.2011 г. процедура референдума в других условиях вписалась в свадебное шоу, призванное поднять авторитет Виндзорской правящей династии. Референдум «нынешнего века» и привязанные к нему выборы представителей региональных властей показали мозаичную картину распределения предпочтений избирателей. В Англии, как и в Приднестровье в 2010-2011 гг., не могут точно посчитать количество избирателей. Явка в 41% от величины электорального корпуса тоже напоминает приднестровские выборы прошлого года. Она очевидно демонстрирует, что «внутренние регионы» более активны, чем столица и крупные муниципалитеты, в которых всегда трудно довести граждан до выборных участков. Кроме того, никакой безусловной отрицательной реакции в отношении перехода к пропорциональной системе нет уже хотя бы потому, что слишком сложные межпартийные комбинации приходится составлять английским партийцам. Левоцентристская парламентская коалиция трещит по швам, и лейбористы, безусловно, будут заинтересованы в возвращении к рычагам власти в самое ближайшее время…».


В завершение интервью Вячеслав Сирик остановился на еще одном важнейшем компоненте, без которого не мыслим переход к пропорциональной системе представительства, – это формализация параметров такого варианта политического процесса. Он, в частности, сказал: «Британская политическая традиция для нас сегодня ценна и поучительна еще и потому, что она с 17 века базируется на соединении математически точных вычислений и фактора субъективно-личностного построения социально-политической деятельности. Еще задолго до того, как королева Елизавета II даровала титул герцогов Кембриджских принцу Уильяму и Кэтрин Миддлтон, в Англии, раздираемой гражданской войной и трудным восстановлением монархического правления, получил распространение особый метод «политической арифметики». Как и «социальная физика», это был передовой способ осуществления исследования официальных данных о населении, торговле и прочих сведений по стране с целью составления таблиц-индексов, характеризующих наиболее важные стороны развития государства и общества. «Политическая английская статистика» опиралась на работы Э.Галлея, Дж.Граунта и У.Петти и, действительно, оставила впечатляющий набросок социальной реальности Северной Ирландии, Франции, Голландии. Можно открыть любой современный учебник по предмету конституционного права и убедится в том, что естественным продолжением этих изысканий был метод избирательной квоты при распределении мандатов между партиями по результатам пропорциональных выборов. И метод вычисления квоты Хэра 1855г, и метод ирландского юриста Друпа в мировой практике демократических выборов  применялся широко, я бы не побоялся сказать, глобально во второй половине 20 века. Несомненно, как выразился 28.04.2011 г. в ВС ПМР депутат и директор Тираспольской школы политических исследований А. Дирун, речь должна идти о политической математике, о пропорциях политической институализации. Если в такой работе правильно выстроить сценарий и механизмы, то, возвращаясь от Англии к приднестровскому чернозему, можно будет забыть в условиях проведения следующего очередного электорального цикла в ПМР и о «раздаче пайков», и частично о язве явной политической коррупции…».