НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Дмитрий Соин и Вячеслав Сирик: "Модернизация ПМР как альтернатива застою и гибели страны"

Эксперты // 14:43, 29 декабря 2010 // 2791
altД. Соин: Добрый день. С вами "Разговор начистоту. Без цензуры". Сегодня мы с Вячеславом Сириком подводим политические итоги года и обсуждаем дальнейшие перспективы развития нашей республики. Вячеслав Анатольевич, приветствую тебя на нашей программе. Сразу такой короткий, но емкий вопрос: каковы, на твой взгляд, политические итоги года для Приднестровья, каким он был для политической элиты и с точки зрения внешнеполитических обстоятельств, и во внутренней политике?

В. Сирик: Я тоже рад вернуться в наш проект и хочу сказать, что прошедшие несколько месяцев были очень плодотворны. Вторая половина года - это работа с Гарвадским проектом под эгидой "ПРОРЫВа!", что, конечно же, позволило нам качественно перестроить к концу 2010 года нашу работу и достичь новых рубежей и успехов. В целом, для нашей республики 2010 год был достаточно сложным. Его по праву многие аналитики называют годом упущенных возможностей, и накопленного груза нерешенных проблем. Достаточно напомнить, что бюджет и следующего года с огромным дефицитом, очень скромные достижения на внешнеполитической арене и, к сожалению, огромная накопленная за последние несколько лет посткризисного развития проблематика, связанная с низким социальным обеспечением граждан и теми туманными перспективами, которые открываются для гражданской комфортной жизни на берегах Днестра.

Д. Соин: Начнем с бюджета. Я смотрю, что в Европе периодически бьют тревогу по поводу экономического состояния то одной, то другой страны. При этом называются такие цифры в дефиците бюджета, как 6,5-7,5-8 процентов. Речь идет о Греции, Португалии и  ряде других стран. И при таком раскладе у них уже паника. А у нас более 60 процентов дефицит годового бюджета, но серьезной обеспокоенности, как то, не просматривается. Как мы сможем выжить с таким бюджетом в следующем году, возможно ли это вообще?

В. Сирик: У нас очень странная экономическая политика, но я хочу здесь подчеркнуть, что не все зависит от Приднестровья: очень многое зависит от экономической конъюнктуры, складывающейся в юго-восточном регионе Европы и от тех тенденций, которые характерны для современного мира. Потому что импульсы, исходящие из американского экономического центра, захватили регионы, к которым они не имели никакого отношения. Во всяком случае, и Россия, наученная опытом 98-го года, например, должна была выйти из-под этого удара, а она чуть ли не «на острие атаки». Конечно, для такого маленького государства, как  ПМР, в котором промышленное развитие неустойчивое и проблемное: не работают предприятия, огромная безработица, скрытая и открытая внешний фактор значим. Мы понимаем, что это ведет и к миграции населения. Здесь я бы отметил такой важный аспект: по-особому ведь и Европа реагирует на экономические вызовы.
Существует много опасностей: экономических, геополитических. Давайте вспомним, когда в Кишинев приехала, как и в Минск, целая группа экономических экспертов Евросоюза, они выдвинули целый пакет требований: как нужно экономить, кого увольнять, как разбираться с пенсионерами, что делать с молодежью. По сути дела это экономический диктат Евросоюза.

Д. Соин: Я слышу из уст наших, отвечающих за экономику чиновников, что у нас все в порядке, даже есть увеличение промышленного производства, - все это на фоне огромнейшего бюджетного дефицита выглядит странно и неубедительно.
Возникает еще один  вопрос. В связи с тем, что молдо-приднестровские переговоры заморожены с 2006 года: насколько эффективно мы использовали этот период, чтобы перегруппировать свои силы на внешнеполитическом направлении, насколько рационально мы  потратили время для внешнего продвижения Приднестровья и борьбы за придание международного правового статуса республике?

В. Сирик: Чиновники и бюрократические структуры нашего государства, к сожалению, крайне болезненно воспринимают не то, что критические замечания в свой адрес, но и любые вопросы, которые есть и у депутатского корпуса, и у экспертного сообщества, и у представителей гражданского общества. Задаются вопросы, которые действительно касаются фундаментальных вещей, связанных с государственностью. Мы не использовали фактически никак открывающиеся с 2006 года возможности. Что касается внешнеполитических перспектив, то они представляются туманными, висящими над Днестром, как некое марево, облако, в котором все контуры размыты, теряются основополагающие направления, и мы не знаем, что будет завтра. До сих пор не получено  внятного и толкового ответа на те вопросы, которые мы с вами задавали в беседе в июле этого года. Где внешнеполитическая доктрина ПМР?..

Д. Соин: Говорят, что это опубликовано. Я не видел, например. Думаю, что она где-то есть теоретически.

В. Сирик: Этот таинственный документ то обсуждался, то был сдан в работу для МИДовских чиновников. Но так мы и не поняли, где эта бумага находится и, тем более, как она реализуется. Где друзья Приднестровской Молдавской Республики? Мы не видим союзников. Хотя вопрос о союзничестве является самым важным, так как  Приднестровье - маленькое непризнанное государство, которое находится в тяжелом и в экономическом, и в социальном плане положении. Молдова, конечно, - это недоговороспособное государство: мы видим, что ее политическая элита не только раздроблена, но и практически не в состоянии решить, ни одной внутриполитической проблемы. Они страну теряют. Мы не можем повторить подобный путь, но нас, как будто насильственно, толкают к такому сценарию, используя особые механизмы.

Д. Соин: В этом отношении, конечно же, возникает много вопросов: как мы когда-то шутили, где тот единственный лауреат Нобелевской премии, который бы вступился за Приднестровье? Где те великие ученые, писатели, представители науки, искусства, культуры, которые бы тоже говорили о нашей республике в позитивном отношении. Одни вопросы без ответов… При таком состоянии дел, конечно, невозможно признание ПМР, поддержка нормального имиджа республики за рубежом. Та же самая пресловутая тема с нашими представительствами зарубежом, которая находится в не меньшем тумане. На мой взгляд, мы можем сказать, что эти 5 лет перерыва в переговорном процессе - это 5 лет утраченных возможностей и нереализованных надежд Приднестровья.

В. Сирик: Конечно, здесь нужно вернуться к той идее, которая высказывалась экспертами, в том числе, скажем, российскими заинтересованными лицами: речь идет о доктрине модернизации. Модернизация - это ключевой момент для того, чтобы приднестровская государственность выжила, утвердилась и получила твердую, надежную перспективу. Если модернизации не будет в административном, социальном плане, в молодежной политике, в реализации вопросов собираемости налогов и утверждения бюджета, если не будет четких экономических программ, которые бы подкреплялись деятельностью и на международной арене, мы получим потерянное государство и потерянные поколения.

Д. Соин: Знаете, Вячеслав Анатольевич, между нами историками и политологами, скажу одну вещь в заключении: мы так много говорим, о том что идем в сторону России,  что Россия для нас является главным гарантом и  не просто каким-то союзником, а вообще мы часть России. Все это пока речь не заходит о модернизации политической, социальной, экономической системы по российским стандартам, о том, чтобы мы прислушались к тем тенденциям, импульсам, которые идут из Москвы. Тогда  мы почему-то всегда ссылаемся на наши особенности. Мы говорим: "Россия, дай нам и то, и это, и как можно больше", - при этом с нашей стороны реальных шагов по гармонизации, по какому-то сближению с Россией  не наблюдается. Конечно, мы независимая страна, но все равно, если  мы представляем собой часть российского пространства, то давайте будем этой частью во всем. В этом и заключается этот трагический, на мой взгляд, парадокс: ощущение состояния застоя постоянно преследует меня все последние годы, какое-то ощущение брежневской эпохи. Я не говорю о том, что наши руководители застыли, и пришли к какому-то брежневизму... Нет - я говорю о том, что отсутствие позитивных изменений под флагом модернизации и актуальных реформ приводит к тому, что отсюда бегут люди, разрушается экономика и социальная сфера  - все это, на мой взгляд, крайне опасно. Мы можем прийти к тому, что в итоге территория будет безлюдной: здесь останутся только те, кто в силу каких-то причин не сможет уехать. При дефиците бюджета более 60 процентов это просто катастрофа. И все это все на фоне героических усилий народа и части элиты спасти страну.  При этом  мы отметили 20-летие Приднестровья, шагнули в 21 век. Но застой нас может погубить.

В. Сирик: Речь, я думаю, идет о том, что сегодня необходимо сконцентрироваться на решении модернизационных проблем и создании той повестки дня, которую придется осуществлять в 2011 году по завершении самого большого электорального цикла, очень ответственного, потому что нам еще предстоит и конституционная реформа, и референдум о земле. Вопросов перед нами действительно много.

Д. Соин: Спасибо, Вячеслав Анатольевич. С наступающим Новым годом! Всего наилучшего!

Запись публикуется с разрешения авторов
под редакцией ИА «Лента ПМР»