НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

ПМР на распутье: российский или северо-корейский путь развития

Эксперты // 18:40, 15 июля 2010 // 3096
altПочитывая тиражируемые официальными СМИ под видом аналитики политические анекдоты, понимаешь, что главные виновники системного кризиса в Приднестровье уже определены. Это, конечно, евро-атлантические империалисты, вездесущие румыны, злобная Молдова, указы господина Гимпу и политические партии самого Приднестровья. В целом, обозначенный нами ряд противников ПМР, традиционен для нашей политической истории и особых возражений, может быть, не вызывает. Люди привыкли к этим врагам, и, подогревая периодически интерес к теме внешней агрессии и блокады, можно еще некоторое время держать народ в напряжении, консолидировать его вокруг власти, побуждая при этом все туже затягивать ремни на штанах. Конечно, у этой темы есть свой временной лимит. Например, все меньше приднестровцев, особенно молодых,  сжимают в праведной ярости кулаки при произнесении слов НАТО, Румыния, Евросоюз, блокада…  И все больше людей среднего и молодого возраста с интересом посматривают как раз в сторону Европы, надеясь при удобном случае удачно обустроить там свою жизнь или хотя бы заработать в европейских странах на квартиру или машину. На Родине это практически невозможно: сто пятьдесят - двести долларов потолок в зарплате. Этого хватит лишь для скудного выживания и не более. Пропагандистская модель «осажденной крепости», когда вокруг одни враги, а внутри действуют шпионы и вредители, может работать пять-десять, ну пятнадцать лет. 20 лет в осаде – это уже слишком много. Вспомним легендарную Трою – продержались 10 лет и пала. Вроде как хитрые греки подсунули им «Троянского коня», но на самом деле сыграла свою роль элементарная усталость от сидения в осаде. Поэтому и ворота открыли, и деревянного коня в крепость затащили. Между прочим, очень близко к нашему текущему состоянию.

Видимо, эти процессы периодически тревожат мозги даже местных кондовых  пропагандистов и служат толчком к поиску новых мифов, которые могли бы еще, хотя бы  ненадолго, сплотить приднестровское общество. Судя по всему, хаотический поиск пропагандистских альтернатив не дает особых результатов. Так что скоропалительное, шитое «белыми нитками» формирование образа социального врага в лице приднестровских политических партий вполне объяснимо.

Если почитать «Ольвия-пресс» или послушать высказывания отдельных политических деятелей ПМР, то получается удручающая картина. В ней наши партии ну просто всем не хороши. Не уродились они в приднестровском политическом огороде: малочисленны, неказисты, не имеют четких программ и предложений для населения, озабочены лишь собственным пиаром и занимаются только театральными постановками. Это если коротко оценка политических партий официальными СМИ. Слава Богу, что на «Ольвиа-пресс» еще не пишут о том, как политические партии Приднестровья воруют детей, отравляют колодцы, уничтожают посевы, разворовывают деньги пенсионеров или, например, средства с газовых счетов. Тогда бы круг, действительно, замкнулся, и «расстрельные команды» могли бы смело приступить к ликвидации опасных врагов приднестровской государственности в лице политических партий. Но не переживайте, дорогие друзья, если дело и дальше пойдет в том же русле, то уже скоро услышим мы обвинительные речи в адрес наших партий в стиле 37-го года. Пока это еще не случилось, предлагаем вам хладнокровно и объективно рассмотреть вопрос: чем действительно занимаются политические партии ПМР? И каков реальный вклад этих партий в укрепление приднестровской  государственности?
       
Прежде чем перечислить все плюсы, которые дают партии Приднестровью, следует отметить, что они как и все общественные объединения республики не имеют государственного финансирования, не могут пользоваться рычагами госуправления и, благодаря «мудрой» политике наших вождей, вообще, предоставлены сами себе. При этом, если снять искажающие действительность «беляевско-рыковановские» очки и отодвинуть в сторону неубедительные антипартийные, пропагандистские опусы их клевретов - становится понятно, что позитивная роль партий в ПМР гораздо более масштабна, чем мы даже можем подумать. Если взять партии в целом, то просматриваются  следующие области приложения их сил:

- Геополитика;
- Внешние связи и народная дипломатия;
- Внутренняя политика и работа с целевыми социальными группами;
- Социальные, образовательные и гуманитарные программы;
- Борьба с пороками общества, чиновничьим беспределом, коррупцией и несправедливостью.

Теперь рассмотрим каждый из перечисленных нами пунктов в отдельности. Как бы люто не ненавидел Беляев и его хозяева – партии, они, тем не менее, выполняют важнейшую геополитическую функцию. На политическом уровне в своем большинстве партии поддерживают итоги референдума 2006 года. Это, как мы помним, курс на независимость и союз с Россией. Голоса одной власти в поддержку этого курса, явно, недостаточно. Да и голос этот последнее время какой-то не очень убедительный. А вот стройные голоса партий, подкрепленные заявлениями, акциями и поездками за рубеж к своим, в первую очередь, российским партнерам серьезно цементируют эту геополитическую позицию. При этом власть палец о палец не бьет, чтобы  хоть как-то поддержать эту важную работу.
 
Теперь коснемся внешней политики в целом. Приднестровье – страна  непризнанная, и посему не имеет дипломатических отношений с внешним миром. В этих условиях партии ПМР выступают в качестве главных генераторов «народной дипломатии» и неформальной внешней политики Приднестровья. Перечислим лишь несколько самых ярких примеров. Так, партия «Обновление» имеет договор о сотрудничестве с правящей в РФ партией «Единая Россия». Во многом благодаря этому договору наши пенсионеры получают надбавки к своим пенсиям, осуществляется поддержка общеобразовательных и социальных учреждений, имеется перспектива включения Приднестровья в российские программы по поддержке материнства, детства, образования и здравоохранения.
        
Недавно прекратившая свое существование «Патриотическая партия» имела договор о сотрудничестве с партией «Справедливая Россия», что также позволяло Приднестровью участвовать в ряде общероссийских проектов. У «ЛДПР Приднестровье» само название говорит за себя. Председатель этой партии Роман Худяков является советником вице-спикера Государственной Думы России Владимира Жириновского и это, конечно, тоже полезно для ПМР.
        
Международная молодежная корпорация и Народно-Демократическая партия «ПРОРЫВ!» имеют эксклюзивные отношения с крупнейшими молодежными движениями РФ – «Молодой Гвардией Единой России», «Россией Молодой» и рядом других. Благодаря «ПРОРЫВу!», молодежь Приднестровья стала участницей крупных программ в Калининграде, на Селигере, в Крыму, Липецке, Москве – везде, где проходили под эгидой России крупнейшие молодежные форумы и конференции. Это притом, что государство даже и не думало помогать в решении этих задач. «ПРОРЫВ!» также способствовал тому, что в Приднестровье состоялась целая серия совместно проведенных с российскими молодежными движениями общественно-политических мероприятий с серьезным гуманитарным уклоном. Например, во время наводнения 2008 года «ПРОРЫВ!» и «Россия Молодая» организовали международный молодежный спасательный лагерь для совместного участия в ликвидации последствий наводнения.
       
Теперь поговорим о внутренней политике. Если Приднестровье семимильными шагами движется в сторону северо-корейской политической модели, то атака на партии вполне логична. Если же мы строим демократическое государство и, тем более, говорим о том, что ориентируемся на российские, а значит и общеевропейские стандарты, то тогда сама постановка вопроса о вреде партий веет либо чрезвычайной глупостью, либо предательством государственных интересов. Когда по заданию Беляева какой-нибудь писака из «Ольвия-пресс» берется хулить партии, он должен для начала познакомиться с той же российской прессой, стенограммами выступлений президента Медведева, премьер-министра Путина, крупных российских политиков и общественных деятелей. А познакомившись, сказать самому себе: «Ведь я же тупо позорю Приднестровье!» Да, Приднестровье в своем развитии застряло в начале 90-х годов.  Да, часть элиты заросла мхом и не хочет перемен, но надо помнить, что политика есть продолжение экономики и репродукция глобальных социальных процессов. Капиталистический строй, который мы имеем в Приднестровье, и пусть даже зачаточная, но всё же рыночная экономика предполагают наличие многопартийности. Это признаваемый во всем мире факт. Многообразию партий есть лишь одна альтернатива – диктатура фашистского типа, но в небольшом Приднестровье ее не допустят, ни внешние гаранты, ни внутренние общественные силы, ни надеемся лидеры государства. Чиновники, какими бы сильными они не были, и какие бы они посты не занимали, не смогут этому долго противостоять.

У нынешней правящей элиты Приднестровья есть два пути. Первый – сопротивляться объективным социально-экономическим процессам, активно тормозя политическую реформу. Тут они выставят себя в невыгодном свете, подтолкнут и общество, и внешних спонсоров Приднестровья к осознанию того, что нынешний правящий слой ПМР свое отработал. При отсутствии политических реформ, включающих поддержку партстроительства, переход на партийную систему выборов, обеспечение равного доступа к средствам массовой информации, возникнет серьезное внутреннее напряжение в системе, что приведет к появлению внесистемных организаций и проведению масштабных протестных акций вплоть до «цветных революций». И тогда крах Приднестровья с последующим помещением ответственных государственных деятелей в клетки очередного гаагского трибунала станет неизбежным.  Жалко, что в этом случае пострадают простые люди, граждане республики.

Второй путь заключается в том, чтобы, по примеру России, поддерживать и даже стимулировать политическую реформу,  концентрируясь при этом на развитии многопартийности, становлении независимых СМИ и самодостаточности гражданского общества. У чиновников, которые пойдут первым путем, будущего – нет, в конечном итоге, как уже отмечалось, их ждет политических крах, забвение, а возможно и осуждение самими приднестровцами. Те же государственные  деятели, которые поддержат реформу, могут внести по-настоящему исторический вклад в развитие приднестровской государственности.

Эдуард Колосков, эксперт политолог, РПИАЦ