НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Кишиневские фантазеры. Конец истории

Эксперты // 07:11, 7 августа 2008 // 4062

Сегодня, как никогда, сложились все условия для разрешения вопроса реинтеграции страны в этом году.Так говорил президент Молдовы Воронин во время встречи с международными участниками переговорного процесса, состоявшейся в конце прошлого месяца в Кишиневе. Капризно-усталый вид его – главы государства, оценившего обстановку и уверенно говорящего о близких перспективах объединения и исключительно на условиях Кишинева, должен был, очевидно, отвлечь представителей «пятерки» от неправильных оценок современных отношений между конфликтующими сторонами. Среди них, возможно, (только допустим такое), и есть люди не очень далекие, послушные и мало принципиальные. Но среди них точно нет плохо осведомленных в деталях проблемы. И потому Воронин вряд ли был понят. Есть масса документальных подтверждений и обстоятельств, опровергающих президентский оптимизм. Они-то и приводят к выводу обратному: сегодня, как никогда, Кишинев и Тирасполь далеки друг от друга, сегодня, как никогда, созданы все условия, чтобы стороны продолжали отдаляться.

Закону РМ от июля от 2005 года противопоставлен проект Договора «О дружбе и сотрудничестве между РМ и ПМР», переданный в апреле 2008 года приднестровским лидером Смирновым Воронину. На базе июльского закона, как утверждает Воронин, подготовлен Кишиневом так называемый пакетный план урегулирования. На проект Договора, означающего фактически отношения двух суверенных государств, официальный Тирасполь ждет от правого берега официального ответа и без него не намерен возобновлять политический диалог. Во время неформальной встречи в формате «пять плюс два» исполняющий обязанности министра иностранных дел ПМР Владимир Ястрябчак высказался о готовности Тирасполя приступить к обсуждению вопроса о «молдо-приднестровских отношениях», чем, собственно, подтвердил постановочную важность приднестровского проекта. Допустим, стороны, как два опытных и знающих другу друга соперника по переговорам, заняли крайние позиции, чтобы от них начать путь к сбалансированному и компромиссному варианту урегулирования. Такая тактика в свое время давала результаты для решения побочных вопросов, тормозящих переговоры на главную тему. Но сегодня нет даже самых мелких признаков готовности Кишинева и Тирасполя идти на уступки.

Так о чем же это Воронин? Да ни о чем. Вернее, о чем угодно, но только не об урегулировании. Можно, конечно, допустить: он знает нечто такое, что дает ему основание в кругу международных экспертов говорить об условиях, «как никогда сложившихся…». Если так, то сам собой напрашивается вывод о каком-то существующем секретном плане решения вопроса. Воронин не раз говорил: нет никакоготакого плана. Сейчас, стало быть, подтвердил: есть. Если не так, то это означает, что он всех считает глупцами; всех подряд и разом, кто хоть что-то смыслит в переговорных вопросах. Оба вывода плохи. В первую очередь, для негосамого, поскольку делает его явно неспособным достичь сколько-нибудь значимого результата на поприще реинтеграции: секретный план наказуем («меморандум Козака» секретным в своей организационной части не был, и то сколько шума поднялось вокруг него),а придуманное обилие дураков обычно оборачивается для одного умника либо печальной опалой, либо домом скорби.

Мнение Воронина об открытии на территории второго избирательного округа на территории Приднестровья, т.е. о возможности (читай, даже о необходимости) участия приднестровцев в молдавских парламентских выборах, тоже содержат его оценку ситуации – «сейчас, как никогда, сложились благоприятные условия». Глупее вывода о внутреннем состоянии конфликтующих сторон вряд ли можно отыскать. Фантазии на этот счет сродни горячечному бреду или опять же рассчитаны на равнодушных и недалеких слушателей. Причина понятна – Воронин судорожно ищет способы (пусть даже нереальные) изменить расклад политических сил, уже начавших в РМ избирательную кампанию, и внести в нее желанный «приднестровский фактор». И допустим, он уговорит молдавский парламент за что-то такое проголосовать. И допустим, это пройдет легко. Приняли же в конце 2003 года молдавские парламентарии закон оначале проведения в ПМР (!)приватизации по молдавским условиям. Но как на деле произойдет то, что принято называть агитационной кампанией молдавских партий на территории ПМР? И еще вопрос. Допустим, что по приднестровским городам и весям заколесят агитационные команды молдавских коммунистов, демократов и разного рода либералов.., за кого, как думает Воронин, будет голосовать избиратель республики, которая напрочь не принимает внутреннюю политику Молдовы, не понимает ее и не хочет понимать?

Прямой ответ дал недавно президент ПМР Смирнов во время траурных церемоний по случаю очередной годовщины Бендерской трагедии. Он сказал, что в ответ на предложения в очередной раз поверить молдавским политикам, мы предлагаем посетить музей в Бендерах, посвященный событиям лета 1992 года. Конечно, Смирнов Воронину не указ, Смирнов для Воронина не авторитет, и нечего, так сказать, расписываться за весь народ… Но допустим, в Дубоссарах появятся агитаторы от ПКРМ и станут говорить там о будущем молдо-приднестровском совместном счастье, из обязательно (обязательно, потому, что разговор-то предвыборный будет о политических настроениях) отведут к зданию местного Исполкома, где в 1992 году в результате дневного артиллерийского обстрела со стороны Молдовы погибло восемь человек. Фрагменты их тел собирали потом среди битых камней и пыли, снимали с веток деревьев. Следы от осколков на стене до сих пор не заштукатурены – как напоминание. Скажут им в ответ кишиневские политгонцы: эдак мы никогда не решим общую беду-проблему. Но не так. От Молдовы здесь, да и везде по всему Приднестровью ждут, как минимум, покаяния за дела в1991-1992 годы. И если даже Воронин, считают в основной массе активных избирателей, (здесь слово «даже» важнейшее не только по интонации, но и по сути) не хочет покаяться за грехи (ну, пусть ошибки) своих предшественников, то, значит, и он их не осуждает.

А Воронин продолжает фантазировать о «приднестровских перспективах», которые как никогда близки к… У него итрибуна для озвучивания идей объединения страны есть, и благодарные слушатели – международные посредники, гаранты, наблюдатели. Представители великих в нешуточном смысле слова стран(Россия, США, Украина) и могучего Евросоюза, собранные в «пятерку» экспертов и усердно записывающие за президентом Молдовы его мысли, - чем не политическая удача для Воронина – руководителя самойбедной и самой (появилась недавно и такая оценка) несчастной страны в Европе. По какому еще другому случаю представится возможность блистать пред сильными мира сего!

Причины фантазий Воронина – из «иной оперы», но также просты. Предложить самую дохлую идею, будто бы способную приблизить решение проблемы, затем дождаться, когда ее в Тирасполе не примут, а в Кишиневе резко раскритикуют, сделать вывод о заговоре «антимолдавских сволочей», готовых «остановить нас на пути к воссоединению Молдовы». Именно так и никак иначе предложила в начале текущего года печатный орган ПКРМ газета «Коммунист» относиться к тем,кого «для простоты она называет «антикоммунистами», и кто «активно бурлит, когда в приднестровских делах обозначается прогресс». На деле же за все годы у власти коммунисты-воронинцы не предложили ни одного жизнеспособного и реалистичного проекта урегулирования. И выходит, что «просто «антикоммунисты» и «антимолдавские сволочи», «останавливающие их на пути к воссоединению», сильны, раз так успешны на протяжении почти восьми лет». Или слабы, в том числе и на голову, коммунисты?

Зато нафантазировались они во главе с Ворониным вволю. Вершиной фантазий о «приднестровских перспективах» красной власти Молдовы следует считать заявления министра реинтеграции Шовы о намерениях построить через Днестр мост, причем в самой широкой его части – в районе Дубоссарского водохранилища. Это чтобы соединить малые молдавские земли левобережья, находящиеся под юрисдикцией Кишинева, с матерью-родиной. Зачем? Чтобы проезжать туда напрямую, не пересекая посты проклятых сепаратистов и надоевших российских миротворцев. Фантазии Шовы также предполагали, что почти километровое сооружение будет возведено за счет зарубежных партнеров Молдовы. Сюда же отнесем попытки на практике осуществить фантазии о приведении на должность президента ПМР кишиневского ставленника, завиральные идеи Воронина организовать бунт на «приднестровском корабле»; это же его слова, обращенные к приднестровцам: «… Сколько еще вы будете позволять, чтобы вами манипулировали», чтобы «распоряжались судьбами, жизнью ваших детей и родителей». Было в опыте кишиневских фантазеров распространение информации, полученной из источников в МГБ ПМР – это о планах местных чекистов отстрелять политических противников Смирнова. А «грязная бомба», которую готовы взорвать сепаратисты, а гуманитарная катастрофа в левобережных селах, контролируемых Кишиневом… И сюда же мечты-фантазии о каком-то всеобщем документе по безопасности для Молдовы – то ли пакте, то ли декларации, которую должны были бы подписать великие державы, чтобызакрыть приднестровский вопрос во веки веков, и коротко просуществовавшие планы добиться от мирового сообщества подтверждения «великого молдавского нейтралитета». Есть один общий признак всей этой муры, которой занимались разгильдяи из воронинской администрации и сам Воронин вместе с ними. Как только появлялась какая-то идея о реинтергации, сразу становилась ясно: грош ей цена, неосуществимо ни то, ни другое, ни сто сорок восьмое… Какие-то совместные выборы, какие-то квоты для приднестровцев… А вот еще новые фантазии – Воронин объявил о создании фонда для финансовой поддержки всех практических начинаний в реинтеграции, которые в свою очередь должны укрепить меры доверия сторон. Фонд, согласно молдавским традициям, планируется пополнять и за счет зарубежных источников. А теперь подумаем, до каких вершин дошла фантазия Воронина, и до какой степени он не в курсе приднестровских дел (или опять же считает всех вокруг не просто идиотами, но идиотами продажными), что считает возможным говорить о достижениях доверия между конфликтующими сторонами при помощи финансовой поддержки – да еще и зарубежной.Не будет никакого фонда. Будет другое - конец фантазиям.

А в это время…

В ОЖИДАНИИ ГЛАВНЫХ ВСТРЕЧ

Источники НИКА-пресс в группе переговорщиков и экспертов, действующих в «пятерке», оценили серию кишиневских и тираспольских встреч лишь как знаковую и подтверждающую, что главные участники переговорного процесса еще не утратили интереса к заинтересованному диалогу, сохраняя при этом стремления отстаивать свои фундаментальные ценности в принципах и условиях урегулирования. Такое состояние эксперты называют естественным, однако считают, что привычную атмосферу выжидания могли бы изменить в положительную сторону полномочные представители участников формата «пять плюс два», обладающие правом и возможностями принимать конкретные решения, к примеру, о возобновлении полномасштабных переговоров. Поэтому, считают в «пятерке», следует с уважением отнестись к информации не только о готовящейся встрече лидера ПМР Игоря Смирнова с президентом РФ Дмитрием Медведевым, но и к намерениям, не подтверждаемым, правда, официальными источниками Медведева встретиться и с президентом РМ Владимиром Ворониным с тем, чтобы затем подготовить продуктивный разговор в формате Медведев-Воронин-Смирнов. Высказывается также мнение, что ожидаемая череда встреч пройдет до конца августа текущего года в Москве.


Владимир Цеслюк,политический обозреватель агентства НИКА-пресс