НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Точка зрения. Судилище над «ПРОРЫВОМ!» или безнаказанность идиотизма!

Эксперты // 16:10, 29 мая 2010 // 2780
Роман Коноплев: Кафка для Приднестровья
altПриднестровский публицист Роман Коноплев, первый редактор газеты «Русский ПРОРЫВ» (январь 2007-март 2008), в интервью корреспонденту ИА «Лента ПМР» комментирует судебный процесс против газеты и Народно-демократической партии «ПРОРЫВ!».

- Как Вы оцениваете ситуацию вокруг предстоящего суда против газеты и партии?

- Да, были на моем веку уже закрытые газеты. Так что чего уж, ситуация до неприличия знакома. Пора перечитать Франца Кафку, «Процесс»…

Вспоминаю 2004 год, когда судебные инстанции ПМР атаковали «Днестровский Курьер», где я некоторое время исполнял функции коммерческого директора, приставы пытались искать имущество газеты даже по юридическому адресу - у моих родителей в Днестровске. Наверное, надеялись обнаружить под кроватью и арестовать подпольную типографию на дому… Нынешняя  история не менее феерична. В роли оскорбленной жертвы вновь оказалась судья, и сценарий, пусть и не идентичен, но очень похож.

- Можно ли, на Ваш взгляд, рассчитывать на объективное рассмотрение дела?

- Подозреваю, что и эту газету, как и «ДК», в конечном итоге закроют. Светлейший суд на этот раз, похоже, всерьёз вознамерился ликвидировать и газету, и партию. На месте «прорывовцев», я бы даже не пытался идти в Тираспольский суд. Зачем? С таким же успехом можно, к примеру, в психбольницу отнести исковое заявление, пусть рассмотрят.

- Почему?

- Я не верю ни минуты в объективность суда, и тому есть целый ряд причин.

Во-первых, истица, измерившая ущерб своей репутации суммой почти в сто тысяч долларов, является работницей этого же самого суда. Анекдотичная ситуация.

Во-вторых, не надо забывать, что мы находимся в Приднестровье. Здесь у суда есть одна принципиальная особенность, отличающая его от российского – невозможность обжалования решения в международных инстанциях.

Я не могу всерьез относиться к судебной системе, не имеющей обязательств исполнения решений ЕСПЧ. Это, отчасти, то же самое, что доверять рождение собственного ребенка какой-нибудь повивальной бабке. Мы живём в Европе, и все европейские страны, включая Российскую Федерацию, вынуждены исполнять решения ЕСПЧ, даже если эти решения выглядят не совсем корректно. В этом случае пусть попеняют на себя адвокаты проигравшей стороны, если им не нравится решение.

В Приднестровье судебная система не является независимой, это подтвердит любой специалист, в том числе и российский.

В-третьих, в период моей деятельности на посту главного редактора газеты, которую скоро, вероятно, закроют, через меня проходило множество всевозможных ситуаций, чтобы составить своё мнение о приднестровском суде. Помнится, человек, у которого дочь на свадьбе отравили грибами, бесполезно пытался искать правду в судах долгие годы. Были и другие случаи, не менее удручающие.

Все эти наблюдения привели, в конце концов, к тому, что сегодня, когда у меня собственное Интернет-издание, я работаю в правовом поле Российской Федерации, вообще не вступая в какие-либо бумажные отношения с местной бюрократией.

Интернет –  площадка для свободы мнений, и, слава Богу, в Приднестровье пока никому не приходит в голову цензурировать сеть.

В этом плане, кстати, одно из исковых требований в рамках этого злополучного «прорывовского дела» касается публикации на сайте. С подобным образцом искового заявления его автора в России не взяли бы на работу юрисконсультом даже в бакалейную лавку – там бред. В Приднестровье такого рода «специалисты» в судах работают. Фантастика.

- На Ваш взгляд, есть ли проблема нанесения ущерба репутации республике в связи с данными претензиями в адрес «ПРОРЫВа!»?

-  Говорить об ущербе для имиджа или  репутации судебной власти ПМР пожалуй излишне. О надменности и безнаказанности идиотизма – тем более.

Пока мир был маленьким и далёким, можно было сравнивать себя с Молдовой, которая сама жила в авторитарно-ксенофобском состоянии полустраны - полусекты. И радоваться. Но и это не помогало! Потому, что люди, жившие здесь, сравнивали Приднестровье не только с Молдовой. Сравнивали с Россией, Украиной, странами Евросоюза…  И уезжали.

Людям нужны не речи госслужащих о защите их прав, а наличие механизмов, гарантирующих подобную защиту. В Приднестровье таких механизмов не существует в природе, увы. Однако существует определенное количество госслужащих, которым до сих пор мерещится, что они в СССР живут, и всё сойдёт с рук.

В замкнутой правовой системе у госслужащих всегда существует соблазн провозгласить свою страну некой «идеальной демократией», которой нигде в мире нет примера по уровню защиты прав и свобод. Те же судьи будут тешить себя иллюзиями построения некоего совершенного общества, дескать, весь мир против нас – везде несправедливость, а мы такие вот молодцы! Только люди из таких «идеальных обществ» почему-то всё время пытаются убегать. В Европу в основном норовят сбежать, мерзавцы. Не нравятся им, видите ли, передовые исламские демократии и режимы всевозможных вождей, от которых небесное сияние исходит, и правозащитники гибнут  при странных обстоятельствах.

- Каков, на Ваш взгляд, выход из ситуации?

- Коли уж Приднестровье идёт в Россию, следует добиваться того, чтобы правовая система ПМР функционировала в качестве дочерней по отношению к российской. И, соответственно, по отношению к международным инстанциям через российские двери. Нужно бить во все мыслимые колокола, чтобы Госдума РФ обратила внимание на эту ситуацию, поскольку игнорирование хода событий, по сути, является поощрением правового каннибализма на территории, где проживают, в том числе, и граждане РФ. Завтра приднестровский суд вынесет решение съесть лидера партии за то, что он, видите ли, обидел судью. И что?

Никакой «особой демократии», которую, якобы, могут выстроить на своих измышлениях и лозунгах госслужащие отдельно взятой страны с замкнутой судебной системой, в природе не существует. В обратное люди поверят разве что если им обрезать все информационные источники, и дрессировать с утра до вечера. Но тогда это нам не к России, а к товарищу Ким Чен Иру придется обращаться со своими просьбами.