Максим Шевченко: статус Приднестровья определен референдумом
Эксперты // 12:00, 24 мая 2010 // 2257
У Дмитрия Медведева и Виктора Януковича есть шанс выступить серьезным тандемом в решении молдо-приднестровского конфликта. Очевидны предпосылки к налаживанию их стратегического политического партнерства. Приднестровская проблема, конечно, не стоит так остро, как проблема непризнанных государств в других регионах постсоветского пространства, как, например, на Кавказе. В целом суверенитет ПМР доказан выбором, который народ Приднестровья сделал во время референдума, проголосовав за независимость и партнерство с Россией, а также всеми принятыми нормативно-правовыми актами ПМР.
Считаю, что не стоит вынуждать Тирасполь подчиняться власти Кишинева. Я не понимаю, почему Приднестровцы должны вдруг ни с того ни с сего признавать власть, глава которой заявляет, что молдаване – это румыны. Приднестровцы не поддержат румын, в то время, как и.о. президента Молдовы утверждает, что молдаване и румыны – это один народ. В таком случае, те, кто «один народ», пусть и будут румынами. А те, кто так не считает – имеют право самоопределяться.
Полагаю, что и Украина, и Россия понимают, что заставить Тирасполь что-либо сделать против воли своего народа невозможно. А воля народа Приднестровья очень ярко и четко выражена. В ПМР ведется острая внутриполитическая борьба, но в целом приднестровцы оказывают доверие политическим лидерам, которые говорят от имени республики.
У меня отсутствует понимание, насколько необходимо трансформировать успешную миротворческую операцию России в регионе на общегражданскую миссию под эгидой миссии ОБСЕ. Зачем нужно ОБСЕ приглашать в статусе менеджера процесса урегулирования и смотрящего за Молдовой и Приднестровьем. ОБСЕ никогда не было объективным контролером. Во время «Югославской резни» ОБСЕ никого защитить не смогло. ОБСЕ практически является инструментом притягивания новых стран Восточной Европы к Евросоюзу, уничтожению их экономики и выстраиванию зависимости от Запада. Выражаю уверенность в том, что у России, Украины, стран СНГ, у ОДКБ и других структур, которые существуют на постсоветском пространстве, хватает собственных ресурсов для того, чтобы гарантировать независимое и спокойное развитие народов Приднестровья и Молдовы. Эти ресурсы должны быть пущены в ход. Причисляю себя к ярым противникам того, чтобы Президенты России и Украины передавали подобные полномочия европейским структурам, поскольку ничего хорошего эти евроструктуры на постсоветское пространство еще не принесли.
Кроме того, следует отметить, что в самой организации ОБСЕ лидируют Германия, Франция, Италия, а Россия, как бы она того ни хотела, никогда не будет задавать тон и повестки дня в ОБСЕ. Наоборот, за ширмой России, Украины и Казахстана будут реализовываться некие меры, которые не будут отвечать интересам народов наших стран. Гораздо лучше выстраивать собственные структуры по урегулированию конфликта, и ни в коем случае не вынуждать народ Приднестровья соглашаться на диктат Кишинева. Угроза конфликта и повторение событий 1992 г. будет сохраняться, пока в Кишиневе будут люди, которые заявляют, что молдаване – это румыны.
Выбор, который недавно сделал молдавский парламент, этот выбор, на мой взгляд, не исключает возможность нормального мирного урегулирования, но в то же время подчиняться кишиневским националистам приднестровцам все таки не стоит. В ПМР проживают молдаване, гагаузы, русские, евреи, армяне, другие национальности – и все обладают равными правами. Приднестровье никогда не делит своих граждан по национальному признаку. В республике обеспечены равные конституционные права развития языков народов Приднестровья. Введены три государственных языка – русский, молдавский, украинский. На них ведется преподавание в школах, делопроизводство и надписи на улицах населенных пунктов Приднестровья.
Я удивлен, почему Молдове отдается приоритет в диалоге по урегулированию? Реалии показывают, что в Молдове проблемы с демократией, европейскими стандартами, и она к тому же не соответствует принципам мультиэтничности Приднестровья. Это не Приднестровье, а Молдова должна приводить в порядок свои законы. И если Кишинев согласен с этим – только тогда можно говорить об урегулировании. Молдове необходимо согласовать свой политический формат с Тирасполем. Если этого не сделать – то и в таком случае Молдова Приднестровью не нужна.