НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Политические секты или сектантская политика… Кто будет править в Украине?

Эксперты // 10:23, 28 июля 2008 // 3237

 

Кризис политического жанра

 

Украинские СМИ в эти дни полны разоблачений. Я бы даже сказал, что украинские СМИ сегодня переполнены разоблачениями, они буквально забиты ими, процесс разоблачения всех и вся идет нон-стоп,  во всем, всегда и везде. Полсотни каналов в кабеле непрерывно кого-то обличают, разоблачают и выводят на чистую воду. Иногда – часами. По много раз повторяя удачные сюжеты. Под прицелом оказываются решительно все фигуры, мало-мальски заметные в общественной жизни. Аргументация предлагается тоже на любой вкус: от откровенного хамства до действительно тонкой и умной аналитики. Беда лишь в том, что такого добра стало слишком много, мощный поток негатива идет со всех сторон и разобраться в нем, отделив ложь от правды, простому зрителю и читателю невозможно. Такая задача непосильна для одного человека, и люди просто верят тем, кто говорит вещи, более приятные для них.

 

Смена ценностей

 

Но даже такой подход постепенно уходит в прошлое. Все чаще и чаще люди совершают выбор уже просто в силу привычки. Этот факт воспринят политтехнологами и взят за основу их последних разработок. Уже сегодня можно сказать, что грядущие выборы будут апеллировать к  привычке и мечте о стабильности, а внеочередные выборы в Киеве были репетицией нового витка в развитии политтехнологий.

 

В принципе, деполитизация общества, притом, в ее крайних формах, происходит сегодня во всем мире. Традиционная система демократии, столкнувшись с новейшими методами управления сознанием,  дала трещину. А в Украине, где противоборствующие силы находятся в примерном равновесии, это проявилось особенно явственно. Человек политический превратился в марионетку и понял это. А поскольку люди в массе своей не желают быть марионетками, то отход от политики принял массовый характер. В ответ стали изменяться и методы воздействия: на смену программам пришли лозунги, на смену лозунгам – популистские обещания, наконец, на смену обещаниям пришли слепая вера   и сила привычки. В любом случае, в броне скептицизма, характерного сегодня для граждан Украины в их отношении к политикам неизбежно будут оставаться бреши. Человек просто психологически не может видеть мир в черном свете, без единой отдушины. А коли так, то вырисовывается и метод управления им: нарисовав картину мира одними черными красками дать в центре единственное белое пятно: образ защитника, разоблачителя и спасителя. Именно такие методы и взяли сейчас на вооружение политтехнологи в Украине.

 

Новые подходы

 

Итак, Украина вступает в новую пропагандистскую эпоху, сулящую серьезные перемены на политическом поле. Какими они будут?

 

Разбирая результаты выборов в Киеве аналитики почти не обратили внимания на тесные связи нового-старого киевского мэра с «Посольством Божьим» — евангельской христианской церковью, возглавляемой иммигрантом из Нигерии Сандеем Аделаджей. Вторым важным моментом  оказались методы управления Черновецкого, полностью заимствованные из практики больших корпораций. Методы эти направлены, прежде всего, на подавление  воли рядовых исполнителей и на замену в их сознании общечеловеческих ценностей корпоративными. Сплав первого и второго принес Черновецком победу. Что касается программы, то ее, по сути, не было вовсе. Точнее, вся программа сводилась к обещанию сохранить для киевлян все, как есть, не допустив ухудшения ситуации. Это устроило большинство избирателей куда больше, чем золотые горы, которые сулили конкуренты Черновецкого. По очевидной причине: в золотые горы никто не поверил, а в возможность консервации того, что уже было – поверили многие.

Успехи других партий были прямо пропорциональны их близости «стандарту Черновецкого».

 

Конечно, кампания Черновецкого тоже была отнюдь не идеальна. Она несла в себе много старого, уже отжившего - попытки аргументации, апелляции к логике и фактам. Все средства, затраченные на реализацию таких попыток, были просто выброшены на ветер. В условиях сильнейшего информационного шума все это бесполезно. Однако уровень шума снижаться не будет – все участники процесса понимают, что любую освободившуюся нишу немедленно займут их конкуренты.

 

Перспективы

 

Вместе с тем, уже вполне очевидно, что политическая борьба в ее традиционном виде окончательно выродится в шоу. Уже сегодня глубокие философские рассуждения, патетические призывы к оздоровлению общества и приступы крайней агрессии случаются по поводам, не заслуживающим, по сути, более чем одной строчки в новостях. Повод как таковой давно никого не интересует и никому не нужен. Нужен предлог для самовыражения и привлечения внимания…кого? Чье внимание можно привлечь, когда любой голос, любое разоблачение, любой, даже самый горячий  факт теряется в массе других – отчасти вымышленных, отчасти предвзято поданых, но неотличимых от настоящих?

 

Ответ очевиден – основой контакта с избирателем в таких условиях может быть либо слепая вера, либо необычный прием, нестандартный ход – однако такие ходы всегда дело штучное, к тому же их немедленно скопируют конкуренты. Остается опора на веру.

 

Это сразу же определяет первую характерную черту грядущей избирательной кампании: активное вовлечение церкви в политические процессы. Начальные признаки такой активизации мы наблюдаем уже давно, но есть все основания полагать, что к 2009-2010 году вовлечение церкви в политику станет массовым явлением. При этом от желания или нежелания церковных иерархов втягиваться в политические споры будет мало что зависеть. Существующие технологии давно уже позволяют создавать псевдоцерковные организации и раскручивать псевдоцерковных пропагандистов, весьма слабо соотносящихся с церковью или не имеющих к ней и вовсе никакого отношения, но успешно действующих от ее имени.  Именно таким способом церковь, как  по волшебству, вдруг оказывается вовлечена в споры о сотрудничестве с НАТО или о  пребывании в Севастополе Черноморского флота.  Разумеется, здесь возможны самые разнообразные личины – от ортодоксально-православных до откровенно сектантских, вроде пресловутого «Белого братства» или каких-то экзотических культов. Общая их черта одна: от дел небесных они резко и рьяно переходят к делам вполне земным, зачастую весьма практичным и денежным. Полагаю, что 2009-2010 годы будут богаты на авантюры такого рода.

 

Несколько особняком, но довольно близко к таким авантюристам стоят маргинальные партии,  апеллирующие к тоске по временам СССР. Не пытаясь сейчас сравнивать реалии той и этой жизни, замечу, что подобные апелляции лишены практического смысла, и, по сути, являют собой вариант притчи об изгнании из Рая. Недаром на митингах политических маргиналов псевдосоветская символика легко уживается с символикой псевдоправославной. Еще чуть особняком стоят ортодоксальные коммунисты. В принципе, сегодняшняя коммунистическая идеология в значительной степени является формой религии, но она все же остается слишком рассудочной, слишком апеллирующей к разуму и логике – а эти апелляции в условиях «информационного шума», как уже было сказано, не срабатывают. Едва ли компартия сможет рассчитывать на большой успех.

 

Что касается других старых игроков на украинском политическом поле, классических «серьезных» партий и блоков,  то их будущее выглядит весьма неоднозначным.

 

Прочнее всего положение  БЮТ. Блок Юлии Тимошенко в наибольшей степени отвечает «стандарту Черновецкого». Однако прочными позиции БЮТ выглядят лишь относительно позиций других вчерашних лидеров. В действительности, БЮТ переживает кризис.

 

Прежде всего, как уже было сказано, тактика раздачи популистских обещаний начала сильно пробуксовывать. БЮТ упустила момент изменения обстановки и была наказана за это на киевских выборах. Перестройка пропагандистского механизма поставит перед командой Тимошенко ряд очень непростых задач. Решить их будет тем более непросто, что деятельность нынешнего Кабинета министров при всем желании трудно представить как успешную. Фактически, Тимошенко остается только разыграть одну из двух комбинаций: либо спровоцировать свою отставку и затем обещать на выборах «сделать так же хорошо, как было при ней» - поскольку ситуация определяется процессами с большой инерционностью, не вполне управляема из Украины и будет объективно ухудшаться. Либо, напротив, жестко удерживая позиции, накопить ресурсы и «выстрелить» их к выборам, обещая стабильность улучшений. Оба варианта находятся в процессе реализации – и оба встречают активное противодействие со стороны администрации президента. Удастся ли Тимошенко реализовать хотя бы один из них остается под большим вопросом. Если этого ей не удастся – БЮТ обречен на поражение.

 

Президентский блок пребывает в весьма неопределенном положении. Старого НУ-НС практически уже нет, а новый «Единый центр» еще не набрал обороты достаточные для серьезного дебюта на общеукраинском уровне. Времени для завершения этой сложной реконструкции осталось немного. Наиболее реализуемым вариантом борьбы президентского блока представляется «разбиение» большого общеукраинского «сражения» на множество региональных «боев местного значения», проводимых применительно к местным условиям. Однако для президентских выборов такой вариант не слишком-то и подходит, да и ресурсы БЮТ на местных уровнях весьма серьезны. Для изменения ситуации необходим ряд ярких ходов, предпринятых лично Ющенко на общеукраинском уровне. Попытки  такого рода есть, но особого успеха действующему президенту они пока не принесли.

 

Примерно в таком же положении пребывает и Партия Регионов. Зажатая – в электоральном смысле – между «Единым центром и маргинальными левыми» она может вести только региональные бои. Однако «промышленные бароны», составляющие костяк регионалов, скорее всего, попытаются выждать и договориться с одной из более успешных сил.

 

Перспективы мелких  игроков, вроде СПУ и Блока Литвина выглядят крайне неясно.  С одной стороны,  они могут без особого труда перекроить свои пропагандистские инструменты «по Черновецкому». Но эта легкость вызвана, прежде всего, их слабостью. До общеукраинского уровня они явно недотягивают.

 

Прогнозы

 

Таким образом, грядущие президентские выборы обещают быть еще более непредсказуемыми, чем последние выборы в Верховную Раду. В условиях экономического кризиса и падения доверия к политикам как таковым, крайне высокого уровня «информационного шума» и дошедшей уже до полного абсурда войны компроматов и символов, зачастую лишенных реального содержания, возможно, в  буквальном смысле, решительно все. Наиболее серьезные позиции на общеукраинском уровне по прежнему занимает Юлия Тимошенко. Однако, несмотря на лидерство нынешнего премьера, ее ресурсов, скорее всего, будет недостаточно для решительной победы. Можно уверенно предсказать только то, что выборы пройдут в 2 тура, и что Тимошенко выйдет во второй тур. Дальнейшие события прогнозировать пока трудно. В роли победителя на выборах - нового президента Украины - может оказаться и малоизвестный сегодня политик, и известная фигура «второго плана» и нынешний  президент, и нынешний премьер.

 

Подобная неопределенность, в свою очередь, означает то, что положение нового президента будет весьма шатким. Победа с незначительным перевесом приведет к ситуации, когда новому главе государства будет буквально не на кого опереться. Иными словами, перспективы стабилизации политической ситуации в Украине пока не просматриваются. Политический жанр переживает глубокий кризис.

 

Сергей Ильченко