НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

НА БОЛОТЕ

Эксперты // 10:13, 17 июля 2008 // 2852

altО европейских друзьях коммунистической  Молдовы, молдавских коммунистах и новых перспективах приднестровского урегулирования

 

Опять собирались международные эксперты – обсуждали перспективы и варианты приднестровского урегулирования в свете европейских устремлений Молдовы. Тема сбора так и называлась: «Приднестровский вопрос и движение Молдовы в Европу».  Дело было в начале июня этого года, не далеко и не близко от места тяжелого и долгого конфликта – в Бухаресте. Как уже сообщалось, в конференции принимали участие специалисты из Украины, Румынии, Швеции, Литвы, США, чиновники от различных европейских организаций; трудно было не заметить известного специалиста в вопросах реинтеграции РМ Владимира Сокора и его соратника по борьбе с «приднестровизацией Молдовы» Оазу Нантоя. Утверждают, что в числе приглашенных значились два высокопоставленных кишиневских чиновника. Не приехали оба – один без объяснений, другой деликатно сослался на неожиданно нахлынувшую зубную боль… Утверждают также, что эксперты позволили себе откровенный разговор, в том числе о некоторых причинах неуспехов Кишинева, не сумевшего ни не йоту за семь лет приблизиться к реализации своей мечты объединить страну. Особенно досталось румынам, которые, по мнению некоторых участников конференции, не просто не способствовали созданию и эффективному функционированию так называемому европейскому Клубу друзей Молдовы, но и позволили ряд неконструктивных действий, отрицательно сказавшихся на развитии самой идеи.

 

В критике усердствовали литовские эксперты. Волею судеб Вильнюс (официальный и свободный интеллектуальный)  за новый коммунистический период Молдовы стал едва ли не главным ее другом из числа юных членов Евросоюза. Похоже, даже ему принадлежит идея создания Клуба друзей. Во всяком случае, литовские чиновники и политики  не без гордости и энтузиазма в течение длительного периода проводили на своей земле серию встреч  интеллектуалов из стран ГУАМа, показывая при этом не только свою (может быть, общеевропейскую или еще какую-то) заинтересованность. Кстати, «гуамовские страницы» отношений между Кишиневом и Вильнюсом стали наполняться европейским содержанием наиболее ярко в начале 2004 года; высшей своей точки процесс достиг накануне парламентских выборов 2005 года и сразу же после выборов в этом же году президента РМ. «Европеистость президента Воронина» и его задиристо-надменные тексты в адрес Москвы показались Вильнюсу куда интереснее, чем красная программа ПКРМ с дикими призывами строить молдавский коммунизм. Древний принцип бережного отношения к «своему сукину сыну» опять оказался живучим и востребованным.  Много чего за эти годы и до сегодняшнего дня в Молдове произошло. А литовские эксперты, несмотря на специфический молдавский характер, все-таки продолжают ощущать себя ответственными за тех, кого они пытаются приручить (ну, пытаются же, если имеют возможность от лица ЕС активно наблюдать за реформированием РМ по евростандартам). И хорошо, наверное, делают. Но плохо они делают, что в главных бедах Кишинева ищут виновных не в Кишиневе. И странно, что так.   

 

Литовские политические и партийные деятели, когда хотят получить результат от разговора о судьбе Молдовы, провоцируют полезный для откровенного разговора азарт лукавым, в общем-то, вопросом: «Странно, мы начинали вместе с вами, господа, но где мы – в Европе, а где вы? Нет, не подумайте ничего плохого, но, грубо говоря, вы явно не в том месте, почему же вы так себя не любите?». Тема интересная с многих точек зрения. Если счастливые собеседники из далекого (не по расстоянию) пока нам Вильнюса действительно не знают ответ, то с ними опасно дальше иметь дело: либо они бесконечно глупы, либо ведут какую-то коварную игру. Если они знают ответ, но опасаются стать инициаторами новых политических настроений и  только осторожно щупают  их возможный потенциал, то надо оставить им их страхи и самим торопить диалоги.

 

Итак, с чего начнем? Да-да-да – вы там, а мы еще, не к вашему столу будет сказано, здесь. А с чего мы, собственно, вместе начинали? С борьбы за свободу? Да, конечно, безусловно, еще бы..! Общего в борьбе с коммунистической идеологией в ее советском исполнении у нас тоже было много: лучше смерть, чем еще когда-нибудь..! А теперь посмотрим на то, что потом, после освобождения категорически отличает. В Литве все символы советско-коммунистической жизни собраны на болотистой местности вблизи от поселочка Грута – это такое своеобразное место, где памятники Лунину, Сталину, Марксу, другим вечно живым  классикам и организаторам,  где плакаты с разъяснениями судьбы врагов народа и библиотеки с собранием фундаментальных сочинений… Экскурсантов, пожелавших проехать от Вильнюса до Груты двести километров и посмотреть на эту былую и мертвую жуть, встречают у входа в ресторанчик официанты, переодетые в нехитрую пионерскую форму – белый верх, черный низ и красный галстук. Идея понятна. В Кишиневе в начале 90-х коммунистические символы убрали с улиц и площадей, но увезли недалеко. Вскоре в этом недалеке лидеры ПКРМ и ее сторонники затеялись проводить свои главные праздники; здесь же по сей день продолжают вручать партийные и комсомольские билеты, повязывать красные галстуки… Идея тоже понятна. Литовские друзья «красной РМ», очевидно, думали, что тяга новых молдавских коммунистов к своим прежним символам безобидна и простительна, а их европеистость куда важнее. Получилось, как и должно было получиться: страсть к символам рождает мечты, мечты при попустительстве и даже при помощи извне (в молдавском случае была именно помощь) допускает действия… Сейчас лидеры правящей партии Молдовы ведут себя в стране как истинные большевики со всеми плохими результатами большевизма и понятным в целом его будущей борьбы за продление большевистского счастья. Спору нет, спасибо избирателям страны, которые в 2001 и 2005 года, избрали… Но отдельное «спасибо  за все» следует сказать и Европе, которая, скажем так, оказалась неравнодушной к результатам выборов президента РМ в 2005 году.

 

Странные отношения Кишинева с его «естественными друзьями» из Европы на этом не закончились. Недавно лидеры ПКРМ в ответ на обещание переименовать свою партию и решительно пересмотреть программу заявили, что не откажутся, «брезгливо отвернув носы от слова «коммунизм», от почетного права называться «молдавскими коммунистами». А в Литве приняли законы, запрещающие советско-коммунистическую символику. Мало того, что эти господа уверяли другу друга в успехе общего дела и строили планы по европеизации Молдовы, они еще и морочили головы всей европейской округе – оглянуться не успеете, как молдаване станут своими. Болотцем попахивает от этой кампании, где с одной стороны крепко  ухватили механизм сохранения власти, с другой увидели возможность серьезно изменить геополитические рельефы в регионе.

 

Напомним, что упреки в плохой дружбе с «красным Кишиневом» прозвучали на конференции, где обсуждалась проблема приднестровского урегулирования в свете движения Молдовы в Европу. Казалось бы – какая связь. Она, однако, есть  - цепкая и недвусмысленная. Хорошая дружба Кишинева с ЕС и с ее отдельными странами подразумевает получение дополнительных рычагов влияния на Тирасполь. Именно поэтому на форуме экспертами обсуждалась возможность смены акцентов в приднестровском вопросе: хватит годами говорить об особом статусе для Приднестровья – не пора ли подумать об особом механизме для привлечения упрямой республики к европейским ценностям? Как показывает уродливый опыт общения молдавских и литовских господ, у идеи перспектив ровно ноль.  Хотя, знаете ли, среди экспертов в Бухаресте заседали авторы «Концепции трех «Д», и надо признать, что призывы их к демократизации обоих берегов Днестра все-таки взбудоражили спокойную по этой части обстановку в Приднестровье. И поэтому сейчас трудно разглядеть несмелые контуры возможных результатов – жизнь сложнее и интереснее даже экспертных фантазий. Но если станется так, что привлечение ПМР к европейскому будущему окажется неожиданно результативной и если вдруг участники процесса поймут, что объединению страны мешает не реформируемая ни под какие стандарты и упертая правобережная часть Днестра, то пусть в Кишиневе не обижаются на предложения присоединиться к Приднестровью.


Владимир Цеслюк,

политический обозреватель агентства НИКА-пресс