НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Шанс для Приднестровья

Эксперты // 18:05, 15 сентября 2009 // 2758
Касаясь перспектив «объединения Молдовы с  Румынией», то в последние годы, когда  антикоммунисты были «в оппозиции», подобные разговоры на Кишиневских площадях политикам можно было вести, чтобы  разогреть толпу, но и для толпы об этом либерал-демократы и либералы говорили разве что у себя на кухнях, прекрасно понимая, что это нечто фантастическое.

  Большим курьезом является то, что подобные фантазии разделяют многие политики и общественные деятели в других странах. Ни в какую Румынию Молдова в ближайшем будущем не войдет, поскольку есть четко прописанные «установки» Евросоюза и США: одна нация, два государства. Будет стремиться в ЕС, возможно, начнут обсуждать перспективу вступления в НАТО, которая бессмысленна до разрешения проблемы с ПМР. Тем не менее, о перспективах объединения двух стран на полном серьезе никто не говорит – в этом разговоре нет смысла. Если и существовал определенный конфликт и непонимание между Молдовой и окружающим миром в последние годы, то связано это было с тем, что схема коммунистов была другая, не такая как у их предшественников: две нации (румынская и молдавская), два государства (Румыния и Молдова). «Две нации» - это был конёк коммунистов.

  Теперь, после ухода ПКРМ в оппозицию, совершенно ясно, что «нация» в Молдавии будет одна – румынская, но это совершенно не значит, что страна будет общей с их «матерью-родиной». Почему? Потому что и в ЕС, и в Румынии, и в США прекрасно понимают – объединение Румынии и Молдовы автоматически делает легитимными ПМР и российское присутствие в Приднестровье навсегда. А для ЕС и США убрать отсюда россиян куда-нибудь подальше в Сибирь - более важная задача, чем объединять какую-то там Молдову с какой-то там Румынией.

  Так что не стоит ждать таких быстрых  и лёгких «подарков» Приднестровью. Так просто никто не собирается ни начинать войну, ни дарить признание. Так что придется терпеливо ждать, возможно, годы, а возможно и десятилетия. Нужно быть готовыми к очень долгому ожиданию. Что же касается отношений ПМР и РМ, новая власть, возможно, смягчит позиции по Приднестровью, возможно, будет предлагать какие-либо новые варианты, но не более того. Признанное Приднестровье слишком многим не нужно. Именно по этой причине новая власть в Кишиневе может говорить о Румынии, так же, как в Румынии будут говорить о Молдове. На кухнях, но не на уровне глав государств. Президенты Молдовы и Румынии могут принародно хоть в губы целоваться, но никакой юридически общей страны у них не будет.

  Между тем, цель «объединение страны» в  самой Молдове отменять никто не собирается. Несмотря на проблемы в экономике, зависимость от средств гастарбайтеров и прочие сложности.

  При этом следует отметить, что и в  Приднестровье сегодня ситуация не многим лучше. Финансовый кризис обрушил  приднестровскую экономику, люди продолжают покидать регион в поисках работы. В основном они стремятся попасть в Россию, в том числе и через программу переселения соотечественников. Тех средств, которыми сегодня располагает республика, с учетом того, что Молдова взяла в клещи весь приднестровский экспорт, недостаточно для поддержания полноценной жизнедеятельности. Пенсионеры, бюджетники, социальная сфера, инфраструктура – это очень серьезные деньги, и этих денег у Приднестровья нет сегодня, и им неоткуда взяться завтра. Кроме России, в ожидании поддержки приднестровцам при столь неблагоприятной коньюнктуре надеяться больше не на кого.

  Тем временем у Молдовы появляются некоторые  шансы на менее болезненное преодоление  кризиса. Запад обещает молдавским антикоммунистам вложить в экономику страны миллиарды долларов. Разумеется, эта возможная поддержка будет иметь серьезный и глубокий идеологический подтекст. Речь идет, конечно же, о четком следовании Молдавии евроатлантическому курсу. При этом с целью приручения Приднестровья и склонения на свою сторону электората Компартии будет использован комплекс мер по защите прав нацменьшинств с учетом европейской практики. Либерал-демократические силы в Молдове сейчас взялись за обработку русскоязычного населения, обещая национальное согласие, терпимость, толерантность. Если так и произойдет, если эти обещания будут выполнены на самом деле, а не окажутся фальшивой декларацией, да к тому же и в экономике РМ ситуация пойдет на улучшение, оба этих фактора будут играть резко против Приднестровья. Подобный «вызов» может оказаться для Приднестровья гораздо серьезнее, чем коммунистическая пропаганда, игра военными мускулами, информвойна спецслужб Молдовы и всевозможные провокации на границе.

  Геополитические конкуренты России в регионе могут  финансово поддержать Молдову «из принципа». Просто попытаются «измотать» приднестровцев, чтобы те, кто не успел уехать на заработки и ПМЖ, глядя на Молдову, рано или поздно начали завидовать тем, кто живет на другом берегу Днестра. Тем не менее, шанс у Приднестровья по-прежнему есть.

  Чтобы выстоять, Приднестровью, на самом деле, требуется сегодня не только финансовая помощь и моральная поддержка  со стороны России и политических организаций в РФ. Безусловно, это  важно, но не менее важно, наконец, быть самодостаточным государством. Как минимум, для этого необходимо самостоятельно научиться вести должный контроль и учет финансов, рабочих мест, разбираться в экономических тенденциях, модернизировать экономику.

  В Приднестровье необходимо в самое  ближайшее время провести реформу  местного самоуправления, нужно научиться выживать таким образом, каким выживает, к примеру, шведская провинция. Далеко не всё в малобюджетных европейских регионах решают транши из Центра. В государстве может совершенно не быть полезных ископаемых, или их будет не очень много. Может быть мало предприятий, и даже жители какого-либо населенного пункта могут работать поочередно – год – половина городка работает на заводе, следующий – другая, а половина в отпуске с сохраненной на этот период зарплатой. В числе важных рычагов поддержки жизнедеятельности региона – оптимизация расходов и стимулирование развития малого бизнеса. Прозрачная экономика делает страну удобной для всех её граждан, а не только избранных, тех, кто допущен до распределения финансов в госструктурах, кто сидит на выдаче лицензий и всевозможных разрешений, кто продает землю через коррупционные схемы, когда официально земля не продается.

  Каждый  населенный пункт Приднестровья  должен представлять из себя своего рода «общину» - с прозрачными доходами и столь же прозрачными расходами, с полностью прозрачной отчетностью. Чтобы любой гражданин, зайдя на соответствующий Интернет-сайт, мог при желании четко увидеть, чем живет его населенный пункт, откуда приходят деньги, а также кто и каким образом эти деньги тратит. Следует в каждом населенном пункте Приднестровья вести учет не только безработных, но и рабочих мест. Точный учет по каждому юридическому лицу. Нужно заботиться о том, чтобы рабочих мест было как можно больше, и всякий раз беспокоиться о предпринимателе – почему ему сегодня нужно не двадцать работников, а десять, что ему нужно для того, чтобы он смог трудоустроить больше людей. На вес золота сегодня в Приднестровье каждое рабочее место.

  Нужно перестать говорить о том, что  государство готово трудоустроить тысячи людей на зарплату в 70 долларов – это не зарплата, а оскорбление человеческого достоинства. Не стоит даже озвучивать подобные предложения, на 70 долларов сегодня в Приднестровье невозможно прожить. Трудоустройте не тысячи, а сотни человек на 300-500, они смогут прокормить свои семьи, и эти семьи останутся в Приднестровье. Эти сотни семей будут что-то покупать в магазинах, стимулировать внутренний спрос.

  Все бюджетные расходы в населенных пунктах ПМР, например, по благоустройству, такие как дорожные работы, должны осуществляться в соответствии с конкурсом, обо всем этом должны регулярно выкладываться данные пресс-службами соответствующих ведомств. Не секрет, что наши дороги ужасны не потому, что на них тратят мало денег, а в том числе и потому, что приближенные к этой непрозрачной кормушке люди делают так, как выгодно лично им – латают дыры кусочками, поскольку таким образом невозможно ничего проконтролировать – ни материалы, ни объемы. Многие предполагают, что именно таким нехитрым образом в неизвестном направлении исчезают огромные деньги во многих, «хлебных» для избранных, отраслях. Несовременная система управления привела к тому, что ни одного жулика в госструктурах нельзя схватить за руку, хотя их имена у всех на слуху, и не только имена – их доходы и образ жизни.

  Вместо  прозрачной отчетности, зачастую мы видим  на сайтах ведомств заявления чиновников, которые таким образом рекламируют  сами себя. Пресс-служба рекламирует  свое начальство, изредка появляются некие общие данные, которые никому ни о чем не говорят. Что творится в отдельных населенных пунктах, каким образом там расходуются госсредства, всё вообще покрыто мраком.

  Необходимо  принимать более жесткие меры против коррупции, по этому пути, пусть  запоздало, но пошла сегодня Россия – и результаты налицо. Борьба с коррупцией экономит бюджетные средства, не только на уровне страны, но и на уровне регионов. Даже в бедных российских регионах, которые вполне можно поставить на одну доску с Приднестровьем, сегодня принимаются жесточайшие меры по построению максимально прозрачной системы расходования средств. Количество находящихся в местах лишения свободы бывших мэров городов, их подчиненных и т.п. лиц заставляет население России с уважением относиться к своей власти, воспринимая её как свою, как настоящую власть, а не как неких случайных людей, которым повезло присосаться к непрозрачной поилке.

  Мы  очень любим в праздники говорить о «Великой России», украшаем российской символикой площади, автомобили, маршрутные такси… Но по-прежнему надеемся, что этот бесконечный ритуальный танец сам по себе нам чем-нибудь поможет, что можно застрять в конце прошлого века, и надеяться, что только одни лишь геополитические воззрения и разговоры на эту тему сделают жизнь людей стабильной и достойной. Без оптимизации расходов государства, без создания современной модели управления страной глупо надеяться, что мы как-нибудь с горем пополам дотянем до признания, и оно упадет в рот само, словно галушка из украинской сказки. Признание само по себе не делает страну привлекательной. Сегодняшняя Молдова – признанная страна, однако слишком многие мечтают оттуда уехать куда-нибудь подальше. Жизнь в давно признанной мировым сообществом Украине уже много лет для большинства населения страны представляет собой сплошное бедствие. Виной тому – не политические склоки, не «вражеское окружение», которым пугают некоторые Киевские политики, а своя родная, неистребимая коррупция, которая душит страну и основательно её дискредитирует. Но, оказывается, уезжают из Приднестровья даже на Украину. Находят себе работу, меняют жилье и покидают ПМР.

  Российская  Конституция для Приднестровья  – это, конечно, весьма и весьма прелестно. Но не стоит забывать, что эта  же самая Конституция ничуть не мешала российскому народу все девяностые жить в глубочайшей нищете, разрухе и разложении, а властям – во вседозволенности и роскоши. Примеров тому множество, бывшие губернаторы и мэры, которых в «те» времена непрерывно показывали по ТВ в окружении павлинов собственной оранжереи, последние годы мелькают лишь в криминальных выпусках. Таких стало столько, что сразу и не упомнишь, кто – под следствием, а кто уже давно на нарах... И столько там таких, наворовавших в девяностые госчиновников садятся в тюрьмы сегодня.

  В последние годы всё в России складывалось, наоборот, более позитивно. Но данный ход событий показывает лишь то, что при подобном конституционном строе панацеей являются не статьи Основного закона, а политическая воля лидера страны, его способность создать компетентную, энергичную, и, что наиболее важно, команду, готовую бороться с коррупцией и ликвидировать коррупционные возможности на местах. Особенностью президентского государства, тем более столь жестко свинченного, как в России, является шанс для лидера страны воплотить в жизнь любую реформу. Нужна лишь политическая воля, команда и способность мыслить в рамках современных критериев эффективности страны.

  Приднестровью нужна реформа госструктур и  местных органов власти по примеру  России и стран Евросоюза, нужен  приток инвестиций для модернизации экономики, нужны рабочие места для молодежи – достойные и высокооплачиваемые, а не лишь бы что-нибудь. И то, и другое, и третье – взаимосвязано между собой. Никому не выгодно вкладывать деньги в коррупцию, никому не хочется работать за копейки. Молодые люди сегодня в Приднестровье совсем не те, что 20 лет назад – им не интересна пропаганда, они не интересуются политикой. Они изучают языки, их друзья и родственники уезжают в дальние края не за каким-то особенно длинным рублем, а за возможностью заработать столько, чтобы хватило на содержание семьи. Не секрет, каковы сегодня настроения в студенческой среде Приднестровья. После ВУЗа работать по распределению за меньшие средства, чем в России получает пенсионер, никому не интересно.

  Шанс  Приднестровья – в способности  республики конкурировать с соседними регионами, в более высоких возможностях, зарплатах, пенсиях в отличие от соседних регионов – Молдовы, Украины, России, Румынии, других стран Евросоюза. Привязать насильно людей не получится. Если мы проиграем в деталях, мы можем упустить сам проект, потому что уедет молодежь, и дело, начатое 19 лет назад, просто некому будет продолжить.

  Сегодня многое зависит от решения властей  Приднестровья, от их стремления идти в ногу со временем, не отставать  от соседей, внимательно изучать перемены, происходящие в России и других странах. Учиться следует у тех, кто уже преуспел, кто сумел обеспечить людям достойную жизнь. На одних рассуждениях о «кольце врагов» далеко не уедешь. Подобные разговоры приводят лишь к росту иммиграции. Вернуть привлекательность Приднестровью можно, и нам это по силам. Стоит лишь обратить более пристальное внимание на государства, откуда люди не мечтают уехать «хоть куда-нибудь», нужно набираться у них опыта, и претворять его в жизнь здесь, в Приднестровье.

altАвтор:  Роман Коноплев, главный редактор РИА «Днестр» («Dniester.Ru»).