НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Украина, приднестровский вектор

Эксперты // 10:21, 17 июня 2008 // 3265


 

Рабочая встреча Президента ПМР Игоря Смирнова с министром иностранных дел

Украины Владимиром Огрызко, прошедшая в Одессе в минувшую субботу, может означать принципиально новый поворот как в развитии молдо-приднестровской ситуации, так и в украино-молдавских и украино-приднестровских отношениях.

 

Официальные сообщения о встрече довольно скупы. Известно, что стороны обсуждали варианты восстановления нормальной работы транспорта в регионе, в первую очередь - возобновления полноценного пассажирского железнодорожного сообщения. Были также рассмотрены вопросы двустороннего взаимодействия Приднестровья и

Украины в социально-экономической, научно-технической, гуманитарной и других сферах, включая обеспечение прав и потребностей граждан Украины и этнических украинцев, проживающих в Приднестровье. Министр иностранных дел Украины отметил необходимость развития в Приднестровье украиноязычной сети образования и школ, создания надлежащих условий для развития украинской национальной культуры, доступа украинской общины к теле- и радиовещанию из Украины, печатным украинским СМИ. 

 

По сути, это все, что известно о ходе встречи. Разговоры о готовящейся реализации «плана Ющенко», появившиеся в отдельных СМИ, являются не более чем домыслами, построенными на заявлении заместителя главы Секретариата Президента Украины Александра Чалого, сделанном им на брифинге 13 июня – то есть за день до встречи Смирнова и Огрызко. Чалый сообщил, что в ближайшее время президент Украины Виктор Ющенко намерен нанести официальный визит в Молдову. По словам Чалого, в ходе этого визита планируется обсудить вопросы двусторонних отношений между Молдовой и Украиной, в том числе и вопросы, связанные с «имплементацией «плана Ющенко» по урегулированию приднестровской проблемы».

 

Понятно, что между намерением встретиться и уже реализованной встречей, между президентами Молдовы и Приднестровья, наконец, между имплементацией плана и его реализацией есть существенные различия. К сожалению, в информации ряда СМИ эти различия оказались смазаны, что можно объяснить либо крайне низкой компетентностью их журналистов и экспертов, либо осознанным желанием распространить прямую дезинформацию о прошедшей в Одессе встрече.

 

В действительности, насколько можно судить по весьма скупой информации о состоявшихся переговорах, Украина проводит ревизию своей политики на молдо-приднестровском направлении. С одной стороны, в Киеве в полной мере оценили украинский вектор, присутствующий в общественных настроениях и в политике Приднестровья. Подобная переоценка ценностей говорит о большей зрелости политики Украины, и об осознании украинскими элитами национальных интересов своей страны, а также ответственности не только за внутреннюю ситуацию в Украине, но и за судьбу многомиллионной украинской диаспоры, рассеянной по всему миру. Подобные процессы, несомненно, позитивны, и заслуживают самой высокой оценки.

 

Во-вторых, Украина, по-видимому, устала мириться с деструктивной ролью Молдовы, давно уже ставшей главным фактором нестабильности в регионе. Способность Кишинева раз за разом плевать в протянутую ему для дружбы руку, просто поражает. Вот далеко не полный перечень «точек напряженности» в отношениях двух государств – при этом, во всех случаях инициатором конфликта выступала именно Молдова.

 

Порт Джурждулешты: Украина, пойдя на уступки Молдове, фактически сделала ее морской державой. Взамен она получила постоянную головную боль на Дунае и прямую угрозу для безопасности жителей Килии и Измаила.

 

Паланка - здесь вообще все до примитивности просто: Украина, действуя в духе добрососедских отношений, пошла на беспрецедентные территориальные уступки Кишиневу – и оказалась попросту грубо кинута, а жители целого ряда приграничных украинских сел уже несколько лет живут в состоянии фактической блокады, отрезанные от нормального сообщения с внешним миром.

 

Новоднестровская ГЭС: претензии Молдовы на украинское имущество трудно назвать чем-то иным, как откровенным разбоем. При этом, Украина, без каких-либо предварительных условий, признала право собственности Молдовы на несколько сот объектов, находящихся на своей территории.

 

Этот список может быть продолжен. Нелишне также упомянуть и участие Кишинева в попытках опорочить идею строительства украинского судоходного канала «Быстрое» в устье Дуная, и откровенно провокационные действия ряда кишиневских политиков и «политологов», прямо направленные на обострение отношений между Украиной и Россией. Вполне естественно, что подобное поведение Молдовы рано или поздно должно было вызвать ответную реакцию в виде существенного пересмотра политики Украины. Не исключено что первые шаги, связанные с подобным пересмотром и были сделаны в минувшую субботу в Одессе.

 

 

Что касается «плана Ющенко», то здесь уместно напомнить: данный план изначально носил весьма общий характер, и предусматривал детализацию в ходе дальнейших переговоров сторон, которые, по ряду известных причин, так и не состоялись. Таким образом, «намерение обсудить имплементацию плана Ющенко» - а именно об этом говорил Александр Чалый - фактически означает осторожную заявку Украины на более активную роль в молдо-приднестровских переговорах. В свете всего сказанного выше такую заявку, направленную, в первую очередь, на ограничение непомерных аппетитов Кишинева, можно было бы только приветствовать. Более того, при удачном развитии событий совместное активное посредничество в ходе молдо-приднестровских переговоров может стать успешным украино-российским проектом. Успех же такого проекта будет способствовать общему потеплению украино-российских отношений, что было бы весьма позитивно. В целом, Украина сделала в ходе одесской встречи важный ход, отчетливо обозначив свою возросшую заинтересованность в приднестровском урегулировании. Теперь ответ за Россией.

 

Сергей Ильченко