НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Много букв, мысли прежние

Эксперты // 15:18, 25 мая 2008 // 2878


 

Выступая 19 мая на открытии Дней славянской письменности и культуры в Молдове президент Владимир Воронин заявил: "Кириллица - это первый алфавит молдавского народа. Книжная культура, церковная служба, светская документация и переписка - все это в течение ряда веков было востребовано и развивалось в Молдове на славянском языке, на кириллице, а уже позже на молдавском языке, но опять же на кириллице. Для жителей Молдавии пример Кирилла и Мефодия по объединению народов и культур и сотворенная ими славянская письменность имеют исключительную значимость". Кроме того, Воронин заявил, что в современной Молдавии русские, украинцы, болгары, белорусы "не просто сохраняют свои языки и традиции, а развивают собственную культуру, могут творить на родных языках, получать образование всех ступеней" и  что "Республика Молдова - заботливая родина для всех национальностей, проживающих в стране".

 

Президенту Воронину не привыкать выступать с заявлениями, имеющими слабое отношение к реальности.  По ведомству президентских фантазий  проходят и «заботливая родина для всех национальностей» и возможности «творить и получать образование» открытые, якобы, перед немолдавским населением. Гораздо интереснее другое: речи Воронина, в принципе, лишенные реального наполнения, вызвало многочисленные комментарии. Суть их сводится к тому, что, мол, с одной стороны, конечно, заявления молдавского президента о роли кириллического алфавита скорее всего блеф, рассчитанный на предстоящие выборы, с другой – вот если бы в Молдове начали бы переход обратно на кириллицу, тогда конечно…

 

А ведь начнут.  Протащат через парламент закон – и начнут. Молдавская верхушка боится румынского влияния, стремится  выслужиться перед Москвой  - словом, несмотря на все издержки и сложности в Молдове вполне могут пойти на такой шаг. Допустим – пошли. Допустим – ввели кириллицу. Допустим. Что это изменит? Да ничего!

 

Налицо ползучая подмена понятий. При чем тут вообще кириллица и латиница? Алфавит – не главное расхождение между Приднестровьем и Молдовой. Алфавит, по большому счету - частный спор, который можно решить хоть десятью разными способами. Главная причина – в национализме,  культивируемом в Кишиневе. В принципиальной невозможности для «нетитульных» занять достойное место  в молдавском обществе, участвовать в политике, в государственном управлении, в общественной жизни. В постоянно подчеркиваемой второсортности: «вы здесь гости, вы пришлые, это не ваша страна». Неужели те, кто пришел в странный и неумеренный восторг от возможного возвращения к кириллице (кстати, сам Воронин ничего о возврате к кириллице не говорил!) думают, что смена алфавита сама по себе означает смену идей? Да хоть сто букв введи в алфавите, хоть введи два алфавита параллельно – отчего бы и нет – дело же не в буквах. Букв может быть много – да только мысли-то прежние!

 

В чем же смысл этой всей кампании под лозунгом «здравствуй дорогая кириллица»? В чем смысл широкой раскрутки  воронинского заявления - комментариев, предположений и т.п.

Смысл очевиден: история с выступлением Воронина и искусственно раздутой реакцией на него -  часть кампании по созданию в России позитивного имиджа молдавского президента. Мол, вот он какой - на все готов для объединения страны. Получение многочисленных комментариев, в том числе и от приднестровских политиков должно было придать значимости заявлениям молдавского президента, которые, вообще-то лишены всякого реального наполнения. Журналисты, получавшие эти комментарии, и СМИ, поспешившие их опубликовать – инструменты информационной войны на стороне Молдовы.  А те из политиков, кто попался на провокацию и дал эти комментарии – были просто-напросто объектами разводки.

 

Успешной, надо сказать, разводки. Воронину они в итоге неплохо подыграли. Вот уже его и в пример и ставят приднестровцам: помощник госсекретаря США по вопросам демократии и прав человека Дэвид Крамер заявил в интервью одному из молдавских телеканалов, что Тирасполю следует брать пример с Кишинева и проявлять побольше гибкость в процессе переговоров по приднестровскому урегулированию.

 

Ну что ж, все логично. Сами раскрутили очередную гибкую инициативу. Раз так, то тем, кто ввязался в обсуждение возможного перехода на кириллицу и связанных с ним подвижек в урегулировании следовало бы, наверное, сделать, какой-то встречный шаг. А то что-то однобоко получается: Молдова нам уступает Кириллицу, а мы ей что? Есть идеи?

 

Если идей нет,  могу подарить свою. Вот, извольте: почему бы не предложить Молдове паритет? Она вводит параллельно два алфавита для молдавского языка: кириллицу и латиницу,  а Приднестровье, по полной программе беря у Кишинева пример гибкости, вводит два параллельных алфавита для русского языка: кириллицу, и, к примеру, китайские иероглифы. А что? Чем не идея?

 

Скажете – бред? Конечно, бред. Полный бред. Такой же бред, как и предположение о том, что простой переменой алфавита можно хоть на йоту изменить суть кишиневского режима.  И если бред о кириллице, как средстве решения приднестровского конфликта имеет право на существование и серьезное обсуждение, то отчего бы не обсудить другой бред - об иероглифах? Больше букв! Глядишь, никто тогда и не заметит, что с идеями полный швах.

 

Сергей Ильченко